Материалы исследований и опыт массовой практики, раскрывают наличие ряда противоречий:
- в нехватки разработанности развития мотивационных, эмоциональных сфер;
- не разработанности системы практических, теоретических и интеллектуальных умений в дошкольном образовательном учреждении.
А.В. Запорожец отметил, что «интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно».
Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова).
При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.
Проблема интеллектуального развития дошкольника давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.
Как указывает ряд исследователей (Н.Г. Белоус, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Г.И. Щукина), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процесс обучения, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.
В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к познанию. Явно недооцениваются на практике такие вопросы интеллектуального развития, как формирование у дошкольников, любознательности, самостоятельности, то есть тех качеств, которые необходимы ребенку для радостного восприятия окружающего мира и предстоящей учебной деятельности. Потенциальные возможности детей часто остаются нереализованными. Эти недостатки во многом объясняются некритическим отношением воспитателей к ныне действующим программам дошкольных образовательных учреждений, несовершенством их научно-методической подготовки, особенно по вопросам педагогической психологии, низким уровнем культуры общения.
Интеллект человека - это психическое качество, которое состоит из способности к приспособлению к новым обстоятельствам, обучению, основываясь на опыте, использованию теоретических концепций и применении этих знаний для управления различными условиями окружающей среды.
Интеллектуальное развитие - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков.
В возрасте 5-6 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, смысловое запоминание, интенсивно развивается воображения, обобщенные нормы мышления.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает развитие у ребёнка познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей
Игровая деятельность является средством интеллектуального развития старших дошкольников. Важнейшим моментом, составляющим «организацию», является содержание занятий. Таким образом, можно проследить тесную связь оперативных структур детского мышления и игровую деятельность. Наличие этой связи открывает принципиальные возможности для построения занятия, развертывающегося по схеме «от простых упражнений, задач, занятий - к их сложным сочетаниям».
Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования позволил выявить состоятельность программы по развитию познавательных процессов старших дошкольников «Знайки и Умейки» у детей старшего дошкольного возраста.
Повысился уровень знаний и интеллектуального развития, что даёт нам основание считать, что гипотеза подтвердилась. Поставленные задачи по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности выполнены.