Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии одновременно личности и педагогики, – одна из важнейших проблем нашего времени. Она с каждым годом привлекает все большее внимание исследователей в России и за рубежом и является по существу, ключевой проблемой социальной педагогики и психологии, изучающей многообразные объединения людей – так называемые группы.] Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений» столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения [1, с.140].
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении с взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это проводит к неизбежной задержке социального развития. [Наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, создает именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду [2, с 24].
У детей пяти-шестилетнего возраста имеются представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому педагогу нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Правильная организация деятельности дошкольников в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога – необходимые условия для воспитания культуры если поведения [3, c.68].
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное исследование на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении способдуховного и нравственного мира ребенка неоценима. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный петя афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он простор уточняет и воспитателю возвышает душу слушающих. Русские сказке народные сказки преподносят детям поэтически и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению [4, с.84].
Сформированность положительных взаимоотношений ребенка является центральным внучка ориентиром в гигиенисты развитии личности. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь определять основных героев произведения, на основе анализа поступков персонажей выражать свое положительное взаимоотношение к ним (кто понравился и почему); понимать и уметь отличать хорошие поступки от плохих. Сказки были подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Во время обсуждения прослушанной сказки мы задавали детям вопросы разного характера:
Вопросы, позволяющие узнать, какие положительные взаимоотношения у детей к поступкам, личностным качествам героев. (Кто больше всего понравился? Как плохо или хорошо поступил тот или иной герой? Как следовало, поступить герою в такой ситуации?)
Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел сказки, ее проблему. Постановка таких вопросов помогает нам увидеть, насколько правильно понято детьми содержание сказок. Например, после чтения сказки «Морозко», для того чтобы выяснить отношение детей к поступкам персонажей, мы задавали вопросы: хорошо ли поступила мачеха, отправив падчерицу в лес?
Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Морозко помог падчерице? Подобные вопросы помогали ребенку замечать логическую закономерность событий.
На каждом занятии мы использовали иллюстрации к сказкам. Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержание всей книги.
На формирующем этапе нашего исследования можно отметить высокую заинтересованность детей, их активность и стремление в познании сказок, которые выражались в готовности детей воспринимать информацию, сосредоточенности детей при чтении. Примеры положительного взаимоотношения, так как нравственность и дружелюбность изначально заложены в сказочных сюжетах, дети видят через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. У детей пяти-шестилетнего возраста посредством чтения сказок формируются представления об основных категориях нравственности. У детей расширяется представление о понятиях «добра» и «зла»; развивается способность к эмоциональному сопереживанию, а также стремление к общению с другими людьми; формируется ценностное отношение к моральной стороне поступков; отношение к родным, близким, сверстникам, животным становится более гуманным.
Список литературы
Леонтьева, А.Н. Вопросы изучающей психологии ребенка воспитание дошкольного возраста. / Под ред. / А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и передача психол. колледж, 1995. – 24-59 с.
Козырева, Л.М. Развитие социальная речи: Дети 5-7 лет. /Л.М. Козырева. Ярославль: Академия развития: Академия основе Холдинг, 2012. – 68 с.
Марциновская, Т.Д. Диагностика эмоциональное психического развития детей. Пособие возрастная по практической помогает психологии. /Т.Д. Марциновская. – М.: 1997. – 84 с.