ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ (7-9 КЛАССЫ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ (7-9 КЛАССЫ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Рост отклоняющегося поведения, распространение алкоголизации и наркомании, жестокость совершаемых преступлений вызывают особую тревогу общественности, прежде всего, потому, что они сопровожда­ются отрицательными последствиями - биологической, генетической и социальной деградацией личности, «выключают» из жизни часть пред­ставителей молодого поколения, усугубляют их дезинтеграцию в об­щество. В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально зна­чимыми задачами становится сдерживание роста подростковой девиации, повышение эффективности превентивных мер. Вызывают оправ­данный интерес выявление особенностей подростковой девиации, обу­словленной воспитанием, личностными, социально-групповыми, пси­хологическими и иными характеристиками. Возникает потребность в формировании нового социального дискурса, отражающего основные особенности и тенденции, причины и факторы подростковой девиации, стратегию профилактической работы.

Одним из приоритетных направлений профилактики отклоняющего поведения школьников становятся профилактические уроки.

Лучше, если урок проходит в форме свободной дискуссии. Чтобы ученики не стремились «выпросить пятёрку зазубриванием», а получали знания и усваивали их, можно использовать авторскую систему оценивания работы учеников типа «Светофор»:

- зелёная карточка (ученик верно отвечает на поставленный вопрос, логически выстраивая ответ) – 1 условный балл;

- жёлтая карточка (ученик отвечает и рассуждает верно, но сбивчиво) – 0,5 условного балла;

- красная карточка (ученику удаётся дискутировать по конкретному вопросу при явной помощи учителя и одноклассников) –0,5 условных баллов.

ТЕМА: Проблемы воспитания: девиантное поведение подростка и как его предупредить

Аудитория: 7-9 класс

Перевод в оценки: учитель показывает ученикам их результаты, переведённые в оценки в конце каждого месяца. Каждый балл оценки эквивалентен условным баллам-карточкам. Карточки выполнены в печатном виде на цветной бумаге с указанием условного балла и подписью учителя на обратной стороне. После урока карточки возвращаются учителю, который заносит результаты в специальный «преджурнальный лист», где и формируются отметки. «Пятёрка» может быть поставлена в журнал лишь при условии, что большую часть (3-4 балла) составляют карточки-единицы условных баллов.

Цель урока:

- ознакомить ребят с понятием «девиантное поведение»;

- выяснить причины девиантного поведения;

- показать опасность проявлений девиантного поведения;

- найти меры предупреждения признаков девиантного поведения.

Учитель: Ребята, скажите, только честно, кто из вас пробовал курить или пить пиво? Не стесняйтесь – добавлю к оценке один балл за честность.

Несколько учеников поднимают руки. Учитель раздаёт каждому из поднявших по

Учитель: Что вы знаете о таком термине как «девиантное поведение»?

Девиантным поведением являются любые поведенческие отклонения человека от установленных и общеизвестных правил в том обществе, где он живёт.

Свободное общение (вопрос к аудитории): Как, на ваш взгляд, девиантное поведение это «хорошо» или «плохо»? Аргументируйте своё мнение.

Учитель (не выражая свою точку зрения явно, но медленно опровергая «ошибочное» мнение): Являясь своеобразным вызовом социально установленным нормам общества, девиантное поведение подростка чаще всего начинает проявляться уже в переходном возрасте (11-13 лет). Причиной тому может послужить неблагоприятная семья (где один из родителей пьёт, употребляет наркотики, занимается бомжеванием и т.д.) или отдельные семейные проблемы, способные сильно повлиять на детскую психику (плохое отношение родителей к ребёнку, частые скандалы, развод родителей и т.п.). Но велико и влияние генов. Например, хорошая семья усыновляет ребёнка из детского дома в 3-х летнем возрасте. Через 10 лет приёмные родители замечают, что ребёнок грубит, курит или подворовывает деньги. Взрослые недоумевают, нервничают, не зная причину этих поступков. В результате нарушается процесс социализации, что, в свою очередь, вызывает подростковую дезадаптацию в обществе. Такой подросток легко примыкает к «группировкам единомышленников-агрессоров», чьи действия носят агрессивно-социальный характер. Они курят, прогуливают занятия в школе, употребляют спиртные напитки. Конечно, любая палка о двух концах – поведение может быть и не таким агрессивно-выраженным, т.е. направленным не на окружающих, а уже на… себя. Такие ребята легко становятся «мечтателями», ищущими коротких путей в свой «астрал». Они склонны к таксикомании (злоупотреблению психоактивными веществами) и наркомании. Зависимых от токсических и наркотических веществ можно разделить на три группы: «мотиваторов» (употребляющих данные средства по своим личным мотивам), «наивных» (употребляющих средства периодически для каких-то им известных, с их точки зрения «приятных», эффектов) и «слабовольных» (постоянно употребляющих).

В завершение урока (вывод): Наверное, каждый из вас, ребята, через 10-15 лет станет родителем. Как уберечь своего ребёнка от пагубного влияния (улицы, плохих «друзей»)? В качестве профилактики девиантного поведения родителям необходимо формировать у ребёнка здоровое отношение к окружающим и самому себе путём воспитательных бесед, направленных на перестройку мотивационной сферы и самосознания ребёнка.. Но и тут главное не «перегнуть палку». Как правильно начать разговор, чтобы ребёнок не впал в психоз и не выбежал вон, громко хлопнув дверью? Прежде всего, настройтесь на конструктивный положительный разговор. Здесь абсолютно лишними будут фразы типа «мы должны поговорить о чём-то важном», «тебе удобно (лежать, сидеть, стоять), тогда поговорим…» Вопреки распространённым предрассудкам, что надо говорить детям: «есть слово «надо»…», это не приведёт к желаемому результату – подросток не поймёт Ваших «тесных взрослых рамок» - он «вольная птица». Спустившись с «высоты прожитых лет» постарайтесь разговаривать на равных – вы ничем не жертвуете – все свои. Очень часто дети смотрят на окружающий мир куда объективнее взрослых, пока не начнут взрослеть и абстрагироваться. Не пытайтесь прочитать «академическую лекцию» и не задавайте сразу много вопросов – прислушайтесь к себе: насколько Вы раскрепощены и не накручены, готовы ли Вы к долгому диалогу и упорству своего чада? Но стоит отметить, что если Вы не знаете как правильно подойти к решению столь деликатного вопроса, то необходимо обратиться за помощью к квалифицированным специалистам.

Домашнее задание: составить план-описание ученика с «нормальным» поведением.

Просмотров работы: 311