Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.
В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.
В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу - статусу школьника.
В возрасте 3 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте[4, с.35].
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться [2, с.345].
Апресян Р.Г. под доброжелательностью понимает отношения к человеку, ориентированные на содействие его благу, на совершение добра. Таким образом, доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству» [1, с.287]. Ушакова О.М. изучала проблему формирования детского общества и его роли в установлении между детьми в процессе игровой деятельности реальных отношений различного характера. Автор придает важнейшее значение тем детским отношениям, которые строятся благодаря наличию у детей особой группы качеств – «общественности». К ним относятся способность ребенка входить в общество играющих, устанавливать связи с другими детьми. На почве формирования «общественности» открывается возможность детей к нормам и привычкам морального поведения [3, с. 39-43].
Содержание предлагаемых нами игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитание хороших манер, что и называется культурой общения. В ходе таких игр мы стремились подвести детей к тому, что считаем главным, - к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие.
Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого - моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Примером может служить игра «Автобус». Здесь дети выступают и в роли членов семьи, и в роли пассажиров. Количество мест в автобусе ограничено, поэтому возникает необходимость уступить место нуждающимся пассажирам.
Здесь важно дать совет родителям организовать поездки с детьми в общественном транспорте, познакомить с общепринятыми нормами поведения, обращая особое внимание на поступки, в которых проявлялись чуткость, внимательность, вежливость.
Одновременно в группе воспитатель может читать книги соответствующего содержания, вести беседы. При использовании допустимых способов руководства все это будет иметь положительный эффект: дети будут стараться быть вежливыми не только в игре, но и в жизни.
Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: "Семья", "Больница", «Скорая помощь», а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: "Капитаны", "Строители" и др.
Перед организацией сюжетно-ролевых игр для решения задач по формированию дружеских взаимоотношений нужно проводить предварительную работу это:
1) чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
2) рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду.
3) Игры-упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.
Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляется, опираясь на сюжеты игр, в которые будут играть дети. В игры внедряются специальные игровые ситуации, позволяющие внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам.
Воспитываясь в младшей группе, ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то, благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности, организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя указывать оказывать в помощь друг другу, согласовывать свои действия. Очень немногие проявляют организаторские умения.
В заключении вспомним слова великого Песталоцци о том, что для реализации в будущем своих талантов, ребенок должен получить возможность постоянно быть занятым интересным делом. Так хочется, чтобы добра на планете Земля становилось больше! Так хочется, чтобы не опоздали с этим главным вопросом! Так хочется, чтобы нам удалось воспитать особый вид нравственной целеустремленности: пусть дети помнят добро, забывают зло и обиды, пусть они уже в детстве узнают, что добро, любовь, мудрее и сильнее зла.
Список литературы:
Андреева Г.М. ///Социальная психология/ Г.М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 1999.
Вилюнас, В.К./// Психология эмоций/ К.В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
Дубина Л.///Развитие у детей коммуникативных способностей/ Л.Дубинина. Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
Котырло, В.К./// Роль дошкольного воспитания в формировании личности/ К. В. Котырло.- Киев, 2007.