Создаваемые в России на базе вузов, малые инновационные предприятия (МИП) – связывают реальные сектора экономики страны с научной средой, позволяя реализовывать рискованные инновационные проекты. Подобные предприятия первый шаг к переходу отечественной экономики на новый технологический уклад.
В настоящее время государство проводит реформы и предлагает различные варианты решения задач инновационного развития России. Необходимым условием для формирования инновационной экономики и подготовки квалифицированных кадров является эффективная система инновационной деятельности высших учебных заведений.
В связи с этим, был принят Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ, согласно которому вузам, НИИ и Академиям наук разрешено создание малых инновационных предприятий (далее — МИП).
Малые инновационные предприятия являются важным составляющим компонентом инновационной системы, а также ключевым фактором в обеспечении устойчивого экономического роста и инновационного развития регионов [1].
МИП нацелены на получение прибыли за счет реализации востребованной на рынке наукоемкой продукции и оказания высокотехнологичных услуг.
Так при Брянском государственном университете в 2011 году было открыто малое инновационное предприятие «Апипродукт», основным видом деятельности которого являются научные исследования в различных областях и их внедрение в различные сферы человеческой деятельности [4], [5]. [6], [7].
Основная цель создания МИПов при вузах - адаптация исследований и разработок к требованиям реального сектора экономики и обеспечение их коммерциализации.
МИПы при вузах должны стать механизмом по стимулированию развития эффективных связей: между научно-образовательным и производственным сектором экономики.
С принятием Федерального закона от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ вузы получили возможность создавать малые инновационные предприятия. Причем, ВУЗ может быть как единолично его учредителем, так и привлекать других лиц в качестве соучредителей данного предприятия.
Федеральный закон обеспечил нормативно-правовую основу для создания бюджетными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения принадлежащих и стоящих на бухгалтерском балансе результатов интеллектуальной деятельности (РИД): программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Также, физические и юридические лица получили возможность вкладывать в уставной капитал предприятия не только денежные средства, но и оборудование, а также иное имущество, необходимое для деятельности МИП.
Малые инновационные предприятия вправе получить в аренду помещения на территории вуза без проведения последним конкурсов и аукционов, а также применить упрощенную систему налогообложения, что позволит им снизить налоговую нагрузку и упростить ведение налогового и бухгалтерского учета.
В условиях заявленного руководством страны перехода к экономике инновационного типа МИП должны обеспечить рост числа коммерциализированных в экономике инноваций, позволить преподавательскому составу высших учебных заведений реализовать на практике творческие замыслы и инновационные бизнес-идеи, а также активнее привлекать к процессу создания РИДов студентов и аспирантов [3].
С момента принятия 217-ФЗ прошло уже более 7 лет, и за это время в деятельности МИП выделился целый ряд проблем.
Первой проблемой является выявление интеллектуальной собственности, которую необходимо внести в качестве вклада в уставной капитал МИП, соответствующей профилю деятельности МИП [2].
Второй проблемой является неготовность преподавательского состава взять ответственность за создание МИП и выступить в качестве учредителя или директора.
Третья проблема - слабая заинтересованность предприятий, венчурных инвесторов в реализации и внедрении РИД.
Четвертой проблемой является множество трудно решаемых вопросов, таких как, несовершенная законодательная база, слабая инновационная структура вуза в начальный момент становления МИПов, отсутствие опыта маркетинга инноваций и практики работы на открытом рынке, трудности с арендой и т. п.
С сентября 2013 года в силу вступили долгожданные изменения законодательства, позволяющие вузам решить одну из ключевых проблем, связанных с привлечением внешних инвестиций в малые инновационные предприятия. Снятие ограничений на размер минимальной доли образовательного учреждения в уставном капитале создаваемых хозяйственных обществ (Табл. 1).
Таблица 1 - Количество хозяйственных обществ (МИП), созданных бюджетными организациями
Организация |
Количество организаций, создавших МИП |
Количество созданных МИП |
НИИ |
21 |
29 |
Учреждения науки РАН |
63 |
103 |
Вузы |
281 |
1962 |
Такой результат является следствием действий Рособразования, активно призывавшего в первые годы действия ФЗ-217 к созданию МИП при вузах, являясь их учредителем. Рекомендации учредителя, воспринимаемые как обязательные, выполнялись – число МИП росло. Однако около трети из них оказались созданными фактически лишь «на бумаге», а порой и с нарушениями того же ФЗ-217. Чтобы понять причины такой ситуации, рассмотрим результативность работы МИП при вузах-победителях конкурса развития инновационной инфраструктур (Табл.2).
Таблица 2 - Результативность работы МИП при вузах-победителях конкурса развития инновационной инфраструктур
Результат деятельности |
Статистика по РФ, % |
Не начинали свою деятельность |
43,1 |
Имеют выручку до 1 млн. рублей |
15,4 |
Имеют выручку от 1 до 5 млн. рублей |
20,5 |
Имеют выручку от 5 до 20 млн. рублей |
17,9 |
Имеют выручку более 20 млн. рублей |
3,1 |
ИТОГО |
100 |
На основе приведенных данных можно сделать вывод: подавляющее большинство (70 процентов) созданных МИП неработоспособны, что объясняется отсутствием у них необходимых ресурсов.
Таблица 3 - Показатели деятельности среднестатистического МИП
№ п/п |
Наименование показателя МИП |
Значение показателя |
1 |
Средний возраст сотрудников |
35 лет |
2 |
Размер арендованного помещения |
200-300 кв. м |
3 |
Число штатных сотрудников |
3 |
4 |
Число сотрудников-совместителей |
5-6 |
5 |
Число привлеченных аспирантов, докторантов |
3 |
Данные таблицы 3 показывают, что при максимально разрешенном численном составе предприятия (50 человек) в МИП численность сотрудников составляет 8-9 человек, или даже меньше. При этом основная часть сотрудников работает по совместительству.
Учитывая значительную учебную нагрузку преподавателя в современных ВУЗах, очевидно, что ждать от таких МИП активной деятельности в области инноваций проблематично [ 6].
Список литературы
Федеральный закон РФ №217-ФЗ от 02.09.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности», принят Государственной Думой 24 июля 2009 г., одобрен Советом Федерации 27 июля 2009г.
Распоряжение Правительства РФ «Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 года, № 1662-р (ред. от 08.08.2009). - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/ras..
Власов А.Ф. «Реализация ФЗ-217 как составляющая развития инновационной инфраструктуры вузов. Первые итоги и перспективы» / А.Ф. Власов // От науки к бизнесу: материалы VI Международного форума. – СПб.: СОЛО, 2012.
Прохода И.А. Государственное стимулирование и поддержка малых инновационных предприятий// Материалы и доклады РАНХиГС (Орловский филиал). – 2016. - С.290-292.
Прохода И.А. Стимулирование инновационной деятельности малых инновационных предприятий// Вестник Брянского государственного университета. – 2014. - №3. - С.206-209.
Прохода И.А., Морозова Е.П. Инновационная стратегия создания малых инновационных предприятий (МИП)//Вестник Брянского государственного университета. – 2011. - №3. - С.185-187.
Прохода И.А., Морозова Е.П., Сахаров А.А. Жизненный цикл инноваций апипродукта из личиночного сырья// Вестник Брянского государственного университета.-2012. - №3-1.- С.150-152.