ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Мамаева В.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Информационно-коммуникационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других – совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами[2;17].

Новые информационные технологии обладают уникальными возможностями, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

- незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами новых информационных технологий;

- компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и "виртуальных";

- архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

- автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения;

-доступность информационных ресурсов.

Следует отметить, что все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий необходимых для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации[1;191].

Будущее человечества связано в первую очередь с его интеллектуальным, информационным, нравственным прогрессом. Важной и ответственной проблемой является повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием. Формирование личности будущего специалиста должно стать процессом, обеспечивающим непрерывное овладение профессией, постоянное развитие знаний, содержания и структуры предстоящей профессиональной деятельности. Для эффективной профессиональной деятельности нужны основательные знания не только по профилю специальности. Помимо них, им необходимы знания, которые позволяют глубоко понять, осмыслить необходимые умения и качества личности, требующиеся для успешной карьеры.

В качестве важнейшей способности каждого специалиста следует выделить способность самообучаться, т.е. способность самостоятельного добывания знаний, которая радикальным образом сказывается на его профессиональном становлении. Такая способность не может развиться без определенного объема психолого-педагогических знаний, в том числе знаний о самой учебно-познавательной деятельности, ее структуре, принципах, закономерностях и противоречиях самого процесса профессионального обучения.

Актуализируя современное состояние отечественного образования следует отметить, что основной целью образовательного процесса высшей школы в условиях глобализации, информатизации и интеграции мирового сообщества является подготовка специалистов и формирование творческих личностей, способных к самостоятельной работе, умеющих действовать в нестандартных ситуациях и всегда ощущающих потребность в непрерывном образовании. Для достижения этой цели внедряют в образовательные учреждения различные формы и методы обучения, выявляют оптимальные пути интеграции учебно-воспитательного процесса и научно-производственной сферы, а также ищут новые и эффективные формы организации самостоятельной работы сту

Самостоятельная работа студентов является важной частью учебного процесса высшего учебного заведения. Преподавателями кафедры Теории и методики обучения праву этому направлению работы уделяется особое внимание. На базе кафедры функционирует специально оборудованный кабинет для самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов призвана повысить качество обучения, активизировать мышление, развить творческие способности студентов, их стремление к самостоятельному приобретению новых знаний, что в свою очередь способствует самоопределению и самореализации.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, показывают, что самостоятельная работа студентов это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Роль самостоятельной работы студентов в развитии личности чрезвычайно велика. Самостоятельная работа студентов является средством воспитания сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привития привычки к напряженному интеллектуальному труду, которые выступают главными задачами образования. При этом необходимо уделять внимание тому, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научить студентов учиться часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными предметными знаниями.

Решение этой задачи требует добротного методического обоснования. При переходе от поточного к эксклюзивному обучению речь идет не о простом увеличении числа часов на самостоятельную работу. Необходимо принципиально пересмотреть организацию всего учебно-воспитательного процесса в вузе. Он должен строиться так, чтобы развивать у студента умение учиться, формировать способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, самостоятельной адаптации к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях[4;43].

Самостоятельная работа студентов является подлинно их творческой работой, поскольку студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы, а также средство обучения. Самостоятельная работа завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной учебно-преподавательской деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека.

Литература

1. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебное пособие для студентов учреждения высшего профессионального образования/ 4-е изд. М.: Академия – 2011, 224С

2. Титоренко Г.А. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов, – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

3. Письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. N 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений»

4. Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов.- Армавир, 2002

5

Просмотров работы: 197