РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Электронная коммерция в России является основой электронно-информационного бизнеса. Для прогрессивного развития коммерческой деятельности в стране важным условием является анализ основных проблем и вопросов, анализ и выявление структурных элементов также помогут продвинуть бизнес в сети на высокий уровень. Под электронной коммерцией обычно понимают бизнес-процессы, которые основаны на информационных технологиях или деятельность в интернете с целью получения дохода в Интернете. Однако, данный термин следует рассматривать в узком понятии как процесс удаленного приобретения физических и нефизических услуг и товаров непосредственно через телекоммуникационную сеть [6].

Электронная коммерция в настоящее время является ключевым драйвером роста торговли в развитых и во многих развивающихся странах, кардинально меняя привычные бизнес-процессы в секторе ритейла. За последние два года рынок электронной коммерции вырос в США на 25%, в Еврозоне – почти на 30%. Среди стран-лидеров по степени развития рынка электронной торговли аналитики J’son&PartnersConsulting выделяют Великобританию и США с долей электронной коммерции в общем объеме ритейла в 10% и более.

Электронная коммерция – процесс удаленного приобретения товаров и услуг как физических, так и нефизических, при помощи телекоммуникационных сетей, прежде всего сети Интернет.

Консультанты J’son&PartnersConsulting на рынке покупки нефизических товаров и услуг выделяют следующие подкатегории:

  • Услуги сотовой связи.

  • Авиа- и железнодорожные билеты, а также билеты на развлекательные мероприятия.

  • Телекоммуникационные услуги (кроме сотовой связи), включая услуги Интернет-провайдеров и операторов фиксированной связи, платного телевидения, VOIP.

  • Оплата счетов и штрафов, включая оплату услуг ЖКХ, штрафов ГИБДД, приобретение страховых продуктов.

  • Цифровой мобильный контент, включающий в себя мобильный аудиоконтент, мобильный видеоконтент, мобильные игры и приложения, прочий мобильный контент.

  • Гостиничные услуги.

  • Цифровой контент (за исключением мобильного контента), включающий в себя цифровые книги, видеоконтент, аудиоконтент, программное обеспечение.

В сегменте покупки и оплаты физических товаров выделяются следующие подкатегории:

  • сетевой маркетинг (MLM);

  • каталожная торговля;

  • Интернет-магазины.

Оплата приобретенных товаров и услуг на рынке электронной коммерции может происходить следующим образом:

  1. С использованием электронных платежных систем.

  2. С использованием банковских карт, в том числе:

  1.  
    1. использованием Интернет-эквайринга (приём к оплате платёжных карт через Интернет с использованием специально разработанного web-интерфейса, позволяющего провести расчёты в Интернет-магазинах);

    2. постоплатное использование карт с участием POS-терминалов (под термином «постоплата» понимается процесс оплаты товара или услуги после доставки потребителю).

  1. Наличными, в том числе

  1.  
    1. наличными при доставке товара;

    2. банковским переводом с посещением офиса банка.

Рынок электронных платежных систем (ЭПС) включает в себя следующие составляющие:

Платежные терминалы

a. Банковские платежные терминалы.

b. Небанковские платежные терминалы.

Дистанционные финансовые сервисы

c. Банковские дистанционные финансовые сервисы.

d. Небанковские дистанционные финансовые сервисы.

Обратимся к основным понятиям электронной коммерции.

Банковский платежный терминал – программно-аппаратный комплекс с купюроприемником, обслуживаемый банковской организацией, обеспечивающий приём платежей от физических лиц в режиме самообслуживания.

Небанковский платежный терминал – программно-аппаратный комплекс с купюроприемником, обслуживаемый небанковской организацией, обеспечивающий приём платежей от физических лиц в режиме самообслуживания.

Дистанционные финансовые сервисы включают в себя следующие составляющие: мобильный банкинг, Интернет-банкинг, SMS-банкинг, мобильные операторские платежи, электронные деньги.

Составной частью электронных платежных систем является мобильная электронная коммерция

Мобильная электронная коммерция – процесс покупки товаров и услуг как физических, так и нефизических, оплата которых происходит с использованием мобильного терминала.

В мобильной коммерции существуют следующие составляющие:

  • Мобильный операторский платежный сервис.

  • Мобильный банкинг.

  • SMS-банкинг.

  • Мобильный контент.

Мобильный операторский платежный сервис – электронный платежный сервис операторов мобильной связи, позволяющий оплачивать товары и услуги посредством мобильного телефона и/или Интернет-портала с помощью средств на лицевом счету и/или банковской карты [2].

Мобильный банкинг – сервис, позволяющий управлять средствами клиентов с использованием мобильного терминала и оплачивать товары и услуги, а также совершать переводы со своего банковского счета с помощью мобильного телефона. Услуга реализуется либо с помощью SMS команд (SMS-банкинга), либо с помощью специальных приложений для телефонов, использующих Интернет для передачи данных.

Мобильный контент — цифровой контент, адресованный владельцам мобильных устройств, специальным образом адаптированный или даже изготовленный с учетом технических возможностей мобильных устройств и канала беспроводного доступа.

Российский рынок электронной коммерции переживает стадию бурного роста, демонстрируя среднегодовые темпы роста в 29%. В дальнейшем специалисты компании ожидают стабильных темпов роста рынка на уровне 10-15% ежегодно (Рис.1).

Рисунок 1. Российский рынок электронной коммерции, млрд.руб., 2008-2017 гг.

Как мы видим, по данным J’son& Partners Consulting, российский рынок электронной коммерции увеличится к 2017 г. до 3,7 трлн руб. [1].

При этом сравнение с другими странами показывает, что у российского рынка электронной коммерции есть значительный резерв для дальнейшего роста.

Отношение рынка электронной коммерции к общему объему торговли

России составляет около 2%, в то время как в развитых рынках эта цифра ближе к 5%, а у общепризнанных лидеров – Великобритании и США – превышает 10%.

В структуре рынка электронной коммерции РФ произойдут значимые изменения:

  • В продуктовой структуре: доля сегмента нефизических товаров и услуг сократится с 65% в 2012г. до 60% в 2017 г.

  • По способам оплаты: доля электронных платежных систем сократится с 60% в 2012г. до 49% в 2017 г.

В 2012 г. аналитики J’son Partners Consulting оценили объем сектора нефизических товаров и услуг на рынке электронной коммерции РФ в размере 1,2 трлн руб. Прогноз на 2017 г. – 2,2 трлн руб. [4].

В структуре нефизических товаров и услуг ожидается, что наибольшими темпами будет расти подсегмент «цифровой контент», наименьшими – «сотовая связь».

Рисунок 2. Средние темпы роста сегментов рынка нефизических товаров на рынке электронной коммерции РФ в 2008-2017 гг. [4]

Аналитики J’son& Partners Consulting отмечают, что сегмент физических товаров рынка электронной коммерции динамично растет опережающими темпами с момента становления рынка. По оценкам J’son& Partners Consulting, в конце 2012 г. общий объем покупки и оплаты физических товаров рынка e-commerce превысил 662 млрд. рублей. Доля сегмента превысила 35%. Рост сегмента продолжится, и в 2017 г. его объем превысит 1,5 трлн руб.

Эксперты J’son& Partners Consulting отмечают, что в 2016 г. темп роста рынка снизились до среднего уровня, доля физических товаров в электронной коммерции стабилизировалась на отметке 40% рынка. Средний темп роста (CAGR) на протяжении 2008-2017 гг. составит 32,5%. [5].

Основным подсегментом сектора физических товаров являются Интернет-магазины, на долю которых приходится 60,5% покупок физических товаров. Прогнозируется, что в 2017 г. доля Интернет-магазинов возрастет до 62,5%. Количество посетителей Интернет-магазинов в 2017 г. превысит 26 млн человек, а наибольшим спросом будет пользоваться потребительская электроника, одежда и обувь, а также медиатовары [3].

С точки зрения структуры оплат, произойдет резкое сокращение доли оплат при помощи наличных (с 78% в 2012 г. до 57% в 2017 г.) при одновременном росте оплат при помощи банковских карт (с 13% в 2012г. до 32% в 2017 г.).

На сегодняшний день электронная коммерция позволяет бизнесменам в большей степени сокращать свои расходы финансовое, такие как аренда помещений, значительно уменьшаются затраты на персонал, дополнительным плюсом является освобождение от налоговых выплат, связанных с недвижимым имуществом, и временные ресурсы, повышается конкурентоспособность, которое не может не отразиться на повышении качества предоставляемых товаров и услуг.

Электронная коммерция позволяет организации находить новые рынки сбыта, получать информацию о потребностях потребителей.

Список литературы

  1.  
    1.  
      •  
        1. Амирагян Л.М.,Пантыкин Д.С.Анализ рынка электронной коммерции в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publikacia.net/archive/2017/1/3/21

2.Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция. Мировой и российский опыт. – M.: Открытые системы, 2010, 318 с.

3. Datainsaight /Исследовательское агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции «Интернет-торговля в России - 2014. Годовой отчет». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.datainsight.ru/ecommerce2014.

4. Insales «Российский рынок Интернет-торговли в 2013 году составил 470 млрд рублей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.insales.ru/blog/2014/04/28/ecommerce-marketreport-2013

5. International Telecommunication Union (ITU) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chinalist.ru/facts/index.php?p_lang=0&p_param=1033

Просмотров работы: 644