СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сфера услуг является основой современной постиндустриальной экономики, она выделяется в отдельный сектор и характеризуется более высокой нормой прибыли по сравнению спроизводящими и обрабатывающими отраслями.

В работах ряда исследователей убедительно показано, что расширение спектра потребностей бизнеса и населения в различных услугах обусловлено усложнением технологий и диверсификацией производства, ростом жизненного уровня населения, повышением его образования и культуры, усилением социальной активности. Показателем роста рынка услуг является значительное увеличение в нем в течение последних лет числа рабочих мест при их одновременном снижении в производственном секторе [1], [2], [4].

Сегодня формирование и развитие сферы услуг определяет эффективность экономики, ее основные макроэкономические параметры, в частности, темп роста валового внутреннего продукта (ВВП).

Все страны можно разделить на четыре основные группы по доле доходов от данной сферы в ВВП: свыше 70% (США, Дания, Франция, Великобритания и др.); от 60% до 70% (Австрия, Финляндия, Италия и Испания); от 50% до 60% (Норвегия, Колумбия, Марокко, Чили и др.); менее 50% (Гана, Мали, Бурунди и др.). В России этот показатель составляет порядка 50% [2].

Практика показывает, что чем выше уровень экономического развития страны, тем большую часть в ВВП занимает производство нематериальных видов продукции, выраженных в форме услуг.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9004-2 и ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 506-46-94 «Услуги населению. Термины и определения» под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия Исполнителя и Потребителя (Заказчика), а также собственной деятельности Исполнителя по удовлетворению потребности Заказчика.

Услуга представляет собой целесообразную деятельность, результатом которой является полезный эффект, способный удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке [1].

Услуги могут быть направлены как на решение задач бизнеса, так и на удовлетворение личных потребностей. В соответствии с этим услуга носит капиталоемкий, трудоемкий или наукоемкий характер.

Информационно-коммуникационные технологии формируют организационный каркас большинства услуг, опосредуя связи между контрагентами как в процессе производства и реализации продукции, так и в процессе оказания различных услуг населению [4].

Основной целью создания, сопровождения и реализации электронных услуг населению является перевод на новое качество сферы оказания услуг населению в современной России при комплексном решении перечисленных выше проблем путем создания и развития бизнеса предоставления электронных услуг[1].

Достижение указанной выше цели обусловливает необходимость решения следующих задач:

  • создание нормативно-правовой и методической базы бизнеса предоставления электронных услуг населению;

  • создание материально-технического и интеллектуального обеспечения функционирования системы предоставления электронных услуг с разработкой специального отечественного программного и информационного обеспечения, специализированного языка описания электронных услуг и т.д.;

  • создание технологий предоставления и сопровождения электронных услуг населению;

  • создание системы взаимодействия субъектов и объектов реализации электронных услуг населению;

  • создание технологий проектирования и введения новых электронных услуг населению;

  • создание механизмов финансово-экономической поддержки бизнеса предоставления электронных услуг населению;

создание системы кадрового обеспечения электронных услуг населению, как одного из направлений развития малого бизнеса [2].

Анализ современного состояния данной сферы экономики России открывает ряд негативных факторов:

  • значительные затраты временных и трудовых ресурсов населения при получении услуг;

  • отсутствие достаточной информации в электронном виде;

  • низкая возможность заказчика контролировать процесс исполнения услуги и результат ее реализации;

  • недостаточная компетентность заказчика услуги в спектре возможных способов и путей ее получения;

  • многократное дублирование бумажных носителей;

  • низкая эффективность распределения и распоряжения государственными интеллектуальными ресурсами;

  • существенное отставание в использовании средств автоматизации и информационных технологий при реализации услуг населению от общего уровня информатизации;

  • низкая степень информационной безопасности в части соблюдения коммерческой тайны [1].

В настоящее время в России наблюдается значительный рост рынка высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, к которым в первую очередь относятся информационные, телекоммуникационные, деловые, профессиональные и др. услуги.

Именно эти услуги в значительной степени формируют ядро современной экономики. При этом если доля сферы услуг в отраслях высоких технологий составляет одну треть, то в отраслях собственно информационно-коммуникационных технологий она равна уже 60%.[4].

В связи с вышесказанным сегодня появилась необходимость создания бизнеса, который, используя современные достижения информационных технологий, обеспечит широкомасштабный выход на рынок услуг профессиональных ресурсов их поставщиков, с одной стороны, и возможность расширить спектр и повысить качество услуг, предоставляемых потребителям, с другой.

Список литературы

  1. Архипов О., Иванчук О., И.Константинов, А.Коськин, О.Савина рынок электронных услуг населению в России: проблемы и перспективы// Информационные ресурсы России. – 2011.- №4 (1220. – С.2-5.

  2. Балаева А., Предводителева М. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 3. - С. 23-29.

  3. Гаврилов Л.П.Электронная коммерция: учебник и практикум для бакалавров и магистратуры. – М: Юрайт, 2016

  4. Наумов В.Н. Рынки ИКТ и организация продаж. – М.:ИНФРА-М, 2016

Просмотров работы: 467