ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО М. Н. МОРДАСОВОЙ КАК ПРИМЕР ДУХОВНОСТИ, НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО М. Н. МОРДАСОВОЙ КАК ПРИМЕР ДУХОВНОСТИ, НРАВСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социокультурные и образовательные преобразования, происходящие в современном поликультурном обществе, предъявляют к молодому поколению россиян новые требования, связанные с возрождением патриотизма и гражданственности как духовно-нравственной и социальной ценности, способствующей формированию гармонично развитой личности гражданина, неравнодушного к проблемам общества, уважающего традиции своего народа и способного встать на защиту общественно-государственных интересов.

Духовно-нравственное развитие, становление мировоззрения и гражданской идентичности как основы развития российского общества и его Вооруженных Сил предполагает социализацию детей и молодежи в целом, и военнослужащих в частности, через активное их вовлечение в реальную жизнедеятельность российского общества посредством социального воспитания.

В Законе «Об образовании» под духовно-нравственным развитием понимается педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру на основе принятых моральных норм, духовных и нравственных идеалов.

При этом социальное воспитание рассматривается нами как целенаправленный процесс управления и содействия продуктивному развитию личности посредством влияния общества на ценности, отношения, взаимодействие с окружающим миром в направлении социокультурного развития, который обеспечивает вся система образования, производство, армия и общественность (А.В. Мудрик, Т.С. Просветова) [1; 2].

В Федеральном государственном образовательном стандарте и Законе об образовании отмечается, что духовно-нравственное развитие молодого поколения россиян предполагает принятие ими моральных норм и социокультурных ценностей многонационального российского общества, формирование чувства гордости за свою Родину и российский народ, его историю и культуру [3].

Реализация данной задачи посредством социального воспитания предполагает тесное взаимодействие всех типов образовательных организаций с общественными, культурными, политическими и военными учреждениями на государственном, муниципальном и региональном уровнях с учетом отечественного педагогического и социокультурного опыта, народных традиций и духовных ценностей. Роль социального воспитания заключается в формировании личности гражданина-защитника и патриота, социально активного, ответственного и инициативного, духовно развитого в процессе организации жизни и деятельности образовательных гражданских и военных организаций, наполненной социальными смыслами и идеями на основе приобщения к национальным российским ценностям, духовным и культурным традициям.

Содержание духовно-нравственного развития и социального воспитания включает социокультурные ценности, хранимые в этнических, культурных, семейных и социальных традициях, передаваемых от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного развития патриотизм и гражданственность определены как базовые национальные ценности, способствующие формированию любви к своей Родине (большой и малой), своему народу, служение Отечеству (ратное, духовное и трудовое). При этом важное воспитательное значение имеют искусство и литература, направленные на развитие мировоззрения, социокультурных, ценностных и духовных ориентаций человека.

В этой связи, обращение к отечественному культурному наследию должно способствовать реализации воспитательных задач, духовно-нравственному и гармоничному личностному развитию.

Одним из ярчайших примеров нравственности, гражданственности и любви к своей Родине является Мария Николаевна Мордасова, величайшая и истинно народная, самобытная певица, Герой социалистического труда, Почетный гражданин г. Воронежа. Ее исполнительское мастерство, получило большую популярность и широкое распространение среди россиян, ее жизнь и творческая деятельность служила и служит источником вдохновения, любви к своему краю и родной земле, образцом служения своему народу.

Мордасова Мария Николаевна как исполнительница русских песен и частушек является лучшим образцом многоликой русской культуры. Ее творчество запечатлено не только на грампластинках и фондовых радио- и телезаписях, в статьях в журналах и газетах, а талант ее остался в памяти людей как образец патриотизма и веры и любви к своему народу.

Мария Николаевна внесла огромный вклад в социокультурную жизнь Черноземья и всей страны в целом. Изучение творчества этой великой женщины, посвятившей себя служению Отечеству, является актуальным и в настоящее время. Ведь ее песня и частушка как фольклорный жанр всегда отличались актуальностью и злободневностью. В частушках отражались особенности жизни и деятельности как общества, так и конкретного человека. Такая содержательная специфика частушек поддерживается и в настоящее время, что позволяет почувствовать не только жизнеутверждающую силу наших соотечественников, свойственный им юмор и оптимизм, но красоту, мелодичность и духовность русского языка, образность, притягательность и выразительность, емкость и точность самого слова [4; 5; 6].

Сегодня сложно представить русскую песню, а особенно частушку без Марии Мордасовой, а Мордасову – без них. Главным стилистическим отличием ее исполнительского мастерства является его выразительность и основанность на фольклорных традициях. Текст ее песен и частушек может многое рассказать об истории нашего государства и общества, его культуре, настроении, чувствах и эмоциональных переживаниях наших людей.

Мария Николаевна Мордасова, яркая представительница Воронежского края и традиционной российской культуры, является символом русского фольклора и занимает свое место в национальной песенной культуре. Значительна ее роль в собирательстве и сочинительстве частушек, обогащении их новыми исполнительскими приемами, а также в передаче своего творческого опыта молодому поколению.

Талант Марии Николаевны Мордасовой стал визитной карточкой Воронежского края, а ее творчество – величайшей культурной ценностью и примером истинного патриотизма, прославлявшего родную землю и ее людей. Ведь ее слушали, любили и уважали на всем пространстве нашей большой страны, люди разных конфессий и национальностей.

Исследование творческого наследия Марии Мордасовой на основании аксиологического подхода позволило выявить условия, ценности и народные традиции, обусловившие творческую деятельность М.Н. Мордасовой как явление конкретного исторического периода в контексте социального воспитания, способствующие личностному развитию, социализации и успешной интеграции в социум подрастающего поколения.

Условиями, оказавшими влияние на формирование ее личности, являлись: в целом, государство и общество, определявшие задачи социокультурного развития и общественно значимые ценности, нацеливавшие воспитательный процесс на личностное развитие: в частности, семья со своим укладом и традициями; школьный коллектив (учителя), организовывавший быт и жизнедеятельность детей; рабочий коллектив колхоза и швейной фабрики, творческие коллективы, способствовавшие активному коллективному взаимодействию, стремлению к достижению общественно значимых целей, усвоению народных традиций и ценностей (общественных, культурных и др.).

Направленность ее творчества определяли социокультурные ценности советского государства и общества (общая польза, коллективное взаимодействие, самодеятельность, интернационализм и др.), а также национальные традиции (национальный характер, колорит, любовь к своему краю, жертвенность и др.). Они способствовали популяризации народного фольклора, повышению социокультурного уровня населения, формированию гармонично развитой личности, обладающей общественно значимыми качествами (инициативой, самостоятельностью, творческой направленностью, общественной активность и др.), любящей свою малую и большую Родину, активно участвующей в ее преобразовании. Эффективными средствами социального воспитания являются следующие формы организации детей и молодежи, в том числе военнослужащих (литературные, художественные, музыкальные, хореографические кружки и секции), а также методы социального воспитания (экскурсии, вечера, фестивали, конкурсы, смотры и др.).

Мария Николаевна Мордасова оставила для нас большой ценный жизненный опыт и творческий репертуар, которые во все времена являлись и являюется источником отечественной истории, культурных традиций русского народа.

Творческий репертуар Марии Николаевны отражает богатство и духовность русской песни, которая за многие века впитала в себя опыт народа, его историю, традиции, труд и даже мечты. Он включает песни лирические, в которых отражены грустные девичьи напевы; исторические, которые не позволяют забыть знаменательные события истории нашей страны; обрядовые, хороводные и игровые, в которых широко раскрыт русский характер нашего народа.

Отмечая преемственность народного творчества, фольклора, заключенного в песне, Мордасова говорила о необходимости его глубокого изучения, постижения русского духа и народного характера: «Для меня, выросшей в окружении прекрасной русской природы, подход к народному творчеству подобен отношению к святыне. Беречь так же как природу, как сейчас говорят – окружающую среду, все живое на земле, правильно использовать, преобразовывать мир, сохраняя и обогащая достижения прошлого – прекрасная задача человека на земле». Она также полагала, что народные песни разнообразные по содержанию и выразительные по мелодическому строю являются бесценным источником познания истории народа, его души и национального характера [7, с. 19, 21].

Частушки Марии Николаевны характеризуются большим разнообразием региональных вариантов мелодий, инструментальных наигрышей, исполнительских манер. Ее частушка является отражением окружающей действительности и одним из средств патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Фольклорный репертуар «мордасовских» частушек дополняется военной тематикой, что является благодарной исторической памятью нашему народу-освободителю. Активная жизненная позиция Марии Николаевны проявлялась в деятельности Воронежского хора, во фронтовых выступлениях. Свое искусство она несла бойцам Красной Армии и мирному населению, отправляясь с концертами в наиболее отдаленные и труднодоступные точки фронта и тыла, на передовую и в госпитали, за что и была награждена боевыми медалями.

Песни и частушки Мордасовой, в которых отражалась как боль, так и радость русского народа, воспитывают любовь к жизни в полном ее понимании, заряжают своим задором и энергией, энтузиазмом и радостью, вдохновляют на работу и даже на подвиг, способствуют эмоциональному отражению на события окружающей действительности, духовно наполняют, способствуют гармоничному личностному развитию. Основой ее творчества служили общественно-значимые события и личные заботы простого человека. Она была открыта для общества, активно взаимодействовала с советскими людьми: крестьянами, рабочими, служащими и др. Обращаясь к духовному миру человека, она в лирической и шуточной форме повествовала как о личных переживаниях, так и об освоении целины, о БАМе, освоении космоса и первом полете советского космонавта в его пространство. Мордасова стремилась в частушках показать главное, красоту и величие современников, советских людей, которых она называла тружениками и защитниками Отчизны.

Россияне помнят и чтят память о великой русской певице, прославившей в творчестве свое Отечество. Для поддержания преемственности творчества талантливой певицы в Черноземье, в Воронеже и на Тамбовщине в течение нескольких десятилетий роводятся различные мероприятия, посвященные таланту и творчеству М.Н. Мордасовой (фестивали, конкурсы, смотры, памятные и творческие вечера), основной целью которых является сохранение и преемственность народных традиций, развитие традиционного песенного и инструментального фольклора, региональных исполнительских традиций, популяризация народного творчества [8; 9; 10].

Таким образом, воспитание детей и молодежи, в целом, а также военнослужащих, в частности, на примере творчества М.Н. Мордасовой должно способствовать формированию мировоззрения, активной жизненной позиции и личностному развитию. Ее жизнедеятельность и творческие достижения служат примером укрепления единого культурного пространства современной России, условием для усвоения молодежью социокультурных ценностей, реализации творческого потенциала личности и воспитания духовности и нравственности, гражданственности и интернационализма во взаимодействии образовательных и воспитательных учреждений с общественными, политическими, культурными, военными, патриотическими организациями на уровне страны, региона, района и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 200 с.

2. Просветова Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России: Монография / Т.С. Просветова. М.: Прометей, 2003. – 344 с.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». – Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc / (дата обращения: 15.12.2015).

4. Овсянников И. «Я – с тамбовских полей» // Литературно-художественный и публицистический журнал «Кольцовский сквер», 2006. № 1 (9). С. 81-88.

5. Моцкин М. Судьба, как песня // Литературно-художественный и публицистический журнал «Кольцовский сквер», 2002. № 3. С. 81-88.

6. Ефремов Э. Поющее сердце // Ежемесячный литературно-художественный журнал «Подъем», 2015. № 2. С. 184-199.

7. Воронежская частушка: сборник, посвященный 100-летию со дня рождения М.Н. Мордасовой / под ред. Т.А. Дьяковой; сост. И комментарии Т.Ф. Пуховой, Т.В. Мануковской, А.А. Чернобаевой; Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина. Воронеж: СИзд. Дом ВГУ, 2015. 360 с.

8. Чурсанова В. Эх, частушка – веселушка // Информационно-методический сборник «Воронежское подворье», 2015. № 1 (51). С. 81-88.

9. Павлова Н. Именины частушки // Клуб, 2006. № 7. С. 4-7.

10. Чурсанова В. Душа светлая – такая песня // Клуб, 2015. № 9. С. 3-4.

Просмотров работы: 201