К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Деятельность военнослужащих, связанная с повышенным риском для своей жизни и жизни окружающих, относится к экстремальному виду. Стресс-факторы накладывают существенный отпечаток на психическое здоровье воинов, от которого зависит эффективность профессиональной деятельности. Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием сильных внутриличностных напряжений, болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей среды регуляцию поведения и деятельности [1]. Представление о личности и о механизмах ее развития традиционно связывают с психическим здоровьем. В психологии выделяются различные подходы к сущностному пониманию данного термина. Для психоанализа характерно представление о том, что каждый человек является носителем потенциальной болезни, появлению которой препятствует сбалансированный режим функционирования механизмов психологической защиты и компенсации в индивидуальной психодинамике. Бихевиоризм представляет личность в социальном функционировании и определяет нормы или здоровье через равновесие со средой, используя такие критерии, как адаптация, стабильность, успешность, продуктивность, конформность. Гуманистическая и экзистенциальная психология выдвинули теорию «позитивного психического здоровья», где психологи Эсаленского института сделали акцент на специфически человеческом способе существования. Ядром такого подхода явилось исследование здорового функционирования как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью, раскрывающееся через понятия самореализации, самоактуализации, полноценного человеческого функционирования, аутентичности, стремления к смыслу и т.д. Однако черты, характеризующие здоровую личность, не дают полного ответа в вопросе о поддержании и восстановлении психического здоровья при его нарушениях. Братусь Б.С. предложил многоуровневую модель психического здоровья, в которой выделил уровни структуры личности, каждому из которых соответствует понимание психического здоровья [2]. Высший уровень личностного здоровья, который отвечает за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла жизни, отношение к себе и другим, оказывает регулирующее влияние на другие нижние уровни, характеризующие психофизиологическое состояние.

Актуальность изучения проблем психологического здоровья у военнослужащих не вызывает сомнения. Наиболее продуктивным считается адаптационный подход к изучению здоровья, согласно которому у каждого человека существует индивидуальный барьер психологической адаптации, позволяющий уравновешенно реагировать на стресс. При истощении резервов психической активности может произойти «прорыв» адаптационного барьера, что ведет к пограничным состояниям – невротизации и психопатизации. В случае нарушения социальной основы адаптационного барьера невротизация человека сопровождается раздражительностью, вспыльчивостью, тревогой, возбудимостью, страхом. При психопатизации на первое место выходят расстройства биологической основы, и акцентуации характера могут трансформироваться в психопатии.

Исследователи относят к признакам психического здоровья умение переживать неудачи, эффективную борьбу со стрессом, заботу о других людях, уважение к себе, качественный уровень взаимоотношений с другими людьми.

Психические расстройства являются причиной увольнения военнослужащих. Психосоматические жалобы обусловлены психоэмоциональным высоким напряжением, неадекватными межличностными отношениями в воинских коллективах, которые могут привести к чрезвычайным происшествиям. Курсанты военных учебных заведений среди этого контингента менее подвержены психическим нарушениям. Однако даже легкие психические расстройства находят отражение в неуспеваемости обучающихся, тормозят полноценное формирование профессиональных качеств будущих офицеров, снижают мотивацию воинской службы. Увольнение курсантов по состоянию психического здоровья приносит государству экономические потери. Однако на ранней стадии диагностировать психические отклонения достаточно сложно. Особые условия военной службы и высокие учебные нагрузки оказывают существенное влияние на психическое здоровье обучающихся. Различные воздействия на индивида определяются продолжительностью, силой, новизной и «непривычностью».

Психическим расстройствам подвержены, в основном, на начальном этапе обучения в военном вузе. Невротическими расстройствами страдают 60,6 % на первом курсе, и 28,3 % на втором. Развитие невротических расстройств у курсантов были вызваны психотравмирующими событиями как личного характера у 53,3 %, так и свойственными для обучения в военном вузе у 45,7 %. Кратковременное воздействие выраженных психотравм стало непосредственной причиной невротического расстройства только в 6,2 % случаев. К наиболее распространенным психотравмам кратковременного действия, характерным для обучения в военном вузе, по мере убывания их стрессогенного потенциала следует отнести лишение каникулярного отпуска, обвинение в воровстве у сослуживцев, разжалование с лишением воинского знания, утеря воинских документов. Конфликт с командованием, лишение увольнения, задержание патрулем во время самовольного оставления расположения части, внеочередной наряд на службу в праздничные или выходные дни, задержание патрулем во время увольнения, назначение на должность младшего командира. Хроническими действующими психотравмирующими ситуациями являются длительный конфликт с однокурсниками, необходимость подчиняться приказам младших командиров, строгая субординация среди лиц одной возрастной группы, высокая регламентация быта, высокие учебные нагрузки, отрыв от дома и близких, назначение на должность младшего командира [3]. В целях сохранения психического здоровья курсантов и устранения психотравмирующих ситуаций необходимо проводить профилактику невротических расстройств, состоящую из комплекса психолого-педагогических и медицинских мероприятий в тесном сотрудничестве с командирами подразделений, заместителями по воспитательной работе, военными психологами.

Список литературы

  1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест. 1998. 301 с.

  2. Братусь Б.С. Аномалия личности. М.: Мысль. 1998. 302 с.

  3. http://www.dissercat.com Баурова Н.Н. Психологические факторы, способствующие невротических расстройств у курсантов военных вузов: дис. канд. психологич. наук / Н.Н. Баурова. Санкт-Петербург. 2010.

Просмотров работы: 146