РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПРИРОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПРИРОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование мировоззрения военнослужащих является актуальной проблемой, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Выполнение требований Присяги, Общевоинских уставов, приказов командиров и начальников всегда основывается в первую очередь на понимании военнослужащими целей и задач воинской службы, отношении к воинскому долгу, на чувстве патриотизма.

Современные тенденции глобализации, переоценка ценностей общества, предельный рационализм мышления затрудняют смысловую работу сознания современных военнослужащих. В результате образ мира, в том числе и тактической обстановки, претерпевает существенные изменения. Он становится фрагментарным, неточным, противоречивым. Данные тенденции способны негативно влиять на боеготовность, разрушать мотивационно-смысловые основы воинской деятельности.

Проблема формирования индивидуального мировоззрения военнослужащего является одной из важных проблем в военной психологии. Неслучайно изучение этого вопроса ведётся на протяжении нескольких десятилетий. Одной из первых научных работ, в которой проанализирована роль индивидуального мировоззрения советских военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, явилось исследование М.И. Дьяченко «Психологический анализ боевой деятельности советских воинов» (1969). Автор установил зависимость проявлений героизма от осознания военнослужащими справедливости целей войны, личных моральных и психологических качеств.

Проблеме согласованности педагогической деятельности командиров в воспитании мировоззрения у военнослужащих посвящена работа М.П. Старостина (1970). Согласование требований, единство оценок поступков подчинённых со стороны командиров стало считаться обязательным условием успешной военной социализации военнослужащих.

С середины 70-х годов мировоззрение стало рассматриваться в военной психологии и педагогике в неразрывной связи с боевыми качествами. Так, в научном исследовании Ю. Чернецки «Педагогические основы воспитания морально-боевых качеств у воинов» (1976) автор раскрывает структуру морально-боевых качеств:

  • социально-политические и военно-профессиональные знания;

  • знания нравственных норм, принципов и правил, лежащих в основе морально-боевого поведения;

  • положительные мотивы, способы и привычки поведения.

В 1982 году вышла работа Б.Ц. Бадмаева «Психолого-педагогические проблемы эффективности изучения марксистско-ленинской теории в Вооружённых Силах», где был предложен метод решения разнообразных мировоззренческих задач по ориентировке в жизненных явлениях путём анализа и оценки фактов. В результате у военнослужащих формировалось оценочное отношение к действительности, соответствовавшее марксистскому мировоззрению.

Основными условиями формирования мировоззрения являлись владение приёмами мышления при анализе жизненных фактов, закрепление у военнослужащих положительного отношения к политическим и военным знаниям как к нужному и полезному средству.

С конца 90-х годов особое внимание стала привлекать проблема духовно-нравственного развития военнослужащих, его влияние на формирование мировоззрения. В частности, в работе В.Н. Гребенникова «Мотивация поведения военнослужащих» (1999) отмечается снижение значимости военных компонентов в культуре современного российского общества, что проявляется в углубляющейся рассогласованности индивидуального мировоззрения военнослужащих с задачами, направленностью и эффективностью духовного функционирования общества, государства и военно-профессиональной деятельностью самих военнослужащих.

Отмечается, что духовная составляющая военной безопасности во многом оказалась в непосредственной зависимости от политических и социально-экономических возможностей общества и государства, их способности наиболее полно удовлетворять необходимый спектр насущных жизненных интересов военнослужащих. В конечном итоге это и определяет во многом уровень духовных возможностей личного состава армии и флота по защите страны и народа от возможной агрессии извне [1].

Пути решения данной проблемы были рассмотрены в исследовании С.В. Волкова «Офицеры и русская культура» (1999). В ней говорится о роли патриотического воспитания на боевых традициях российской армии в процессе формирования мировоззрения военнослужащих.

Аксенов С.А. в работе «Пути формирования у военнослужащих чувства патриотизма и верности воинскому долгу» (2008) [2] подчёркивает влияние государственно-патриотического воспитания на формирование мировоззрения военнослужащих, которое должно быть основано на истории Российского государства, героического прошлого его Вооруженных Сил, исторических фактов, которые побуждают сознание, волю, энергию, чувства военнослужащих на выполнение воинского долга.

К современным исследованиям относится работа В.А. Лисичкина «Принцип вируса в психологической войне» (2003), в которой затрагивается вопрос о прямых и косвенных методах воздействия на сознание человека, влияние информационных технологий на мировоззрение личности военнослужащего. В связи с этим большое внимание на современном этапе развития Российской Армии уделяется вопросу психологической работы с военнослужащими, её влияние на становление индивидуального мировоззрения воина. Основные положения данного вопроса изложены в учебно-воспитательном пособии «Воспитательная работа в вооружённых силах Российской Федерации» под редакцией Н.И. Резника (2005) [3].

Таким образом, накоплен значительный пласт научных работ по исследуемой теме. Анализ данных работ позволяет сделать вывод об увеличении факторов влияния на формирование индивидуального мировоззрения военнослужащего, среди которых можно выделить изменение ценностной основы общества, а также развитие современных информационных технологий, что в свою очередь обуславливает совершенствование методов работы с личным составом.

Понятие мировоззрения является сравнительно традиционным, хотя нельзя считать его полностью вписанным в понятийный строй наук о человеке. В англоязычной литературе отсутствует понятийное различение между мировоззрением и картиной мира (world view); нередко в англоязычных текстах, если возникает необходимость вычленить основные инварианты картины мира, используется без перевода немецкое слово Weltanschauung. В русскоязычной традиции понятие мировоззрения долгое время носило политически ангажированный характер и практически отождествлялось с идеологией. Поэтому, прежде всего, необходимо реконструировать понятие мировоззрения как конкретно-научное понятие.

Родовым понятием по отношению к понятию мировоззрения, через которое можно подойти к его определению, является понятие картины мира или образа мира. Это имеющаяся у каждого человека индивидуальная система представлений о том, как устроен мир в различных его деталях. В общедисциплинарных гуманитарно-научных подходах феномен мировоззрения рассматривается как важнейший компонент духовной культуры общества и личности. Он обусловливает целостное духовно-практическое освоение окружающей действительности людьми в процессах познавательной деятельности и социальных взаимодействий, в условиях профессионального образования и труда, в индивидуальной практике жизнедеятельности человека.

Вместе с тем, есть особая специфика научного рассмотрения феномена мировоззрения. Обратимся к анализу феномена мировоззрения в социально-философской литературе. Так, в современных источниках (Быстрицкий Е.К., Гречаный В.В., Довгаль А.А., Иванов В.П., Самбуров Э.А., Шинкарук В.И.) доказано, что мировоззрение общества выступает ядром общественного сознания, поскольку отражает содержание его основных форм – философии, науки, морали, права, эстетики, религии и др.

Мировоззрение отдельной личности является ядром её индивидуального сознания и одновременно формой общественного самосознания. Всё богатство индивидуального мировоззренческого сознания пополняется именно на основе совокупности форм общественного сознания, закрепляющих общезначимые для данного времени и человеческого сообщества нормы и эталоны воззрений на мир, человека и его способы деятельности в мире и социуме.

По степени глубины знаний, логике мышления, интеллектуальной зрелости в мировоззрении различаются обыденно-массовый (житейский) и теоретический уровни. К обыденно-массовому уровню относится мифологическое, религиозное и реалистическое мировоззрение, а к теоретическому – либо теологическое, либо философское (идеалистическое и материалистическое), либо целостное и системное научное мировоззрение.

Мировоззрение не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. Ценностно-смысловая составляющая мировоззрения является важным структурным компонентом, включающим базисные убеждения личности, которые изучаются как в зарубежной (Д. Вайсе, Дж. Келли, Р. МакМаллин и др.), так и в отечественной психологии (О.А. Ворона, Е.О. Лазебная, М.А. Падун, Н.В. Тарабрина). При этом предметом анализа чаще всего являются базисные убеждения людей, находящихся в экстремальных ситуациях – участников военных действий.

Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах К.А. Абульхановой, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, Г. Оллпорта, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, В. Франкла и др. По мнению данных авторов ценностно-смысловая сфера представляет собой базовое ядро личности и включает в себя два компонента – личностные ценности и систему личностных смыслов, отражающих воспринятые и присвоенные социальные ценности [4].

Несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется направленность. Б.Ф. Ломов определяет направленность как «отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [5]. Таким образом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.

По мнению К.К. Платонова, «отношение более правильно рассматривать не как свойство личности, а как атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющими различные проявления его активности» [6]. Проявления активности человека определяются его убеждениями, которые в структуре личности Платонова наряду с мировоззрением, интересами, идеалами, моральными качествами и потребностями объединяются в подструктуру «направленность и отношения личности».

Совершая действия и поступки, военнослужащие исходят из самых разных побуждений. Например, осознание воинского долга, чувство коллективизма побуждают проявлять взаимовыручку, оказывать помощь товарищу, а потребность в познании и интерес к военному делу вызывают стремление совершенствовать своё военно-профессиональное мастерство. Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки – всё это элементы направленности личности. При этом в зависимости от сферы проявления различают несколько видов направленности личности военнослужащего: морально-нравственную, военно-профессиональную, бытовую, социально-политическую и др.

Направленность личности, занимая наиболее высокое положение в личностной иерархии, носит социально обусловленный характер и формируется в процессе воспитания.

Анализ социальной опосредованности личностных отношений занимает важное место в отечественной психологии, поскольку личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. По мнению Б.Г. Ананьева, исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы её социальных ролей и ценностных ориентации. Статус, роли и ценностные ориентации, по словам Б.Г.Ананьева, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека [7].

С точки зрения Л.И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности – ценностные ориентации – формирует общество. Именно общество предъявляет определенную систему ценностей, которые человек «чутко улавливает» в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личностных эквивалентов [8]. К.А. Абульханова-Славская формулирует общепринятое определение ценностных ориентации как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта [7].

Таким образом можно сделать вывод, что на ценностные ориентации личности военнослужащего значительное воздействие будет оказывать социально-экономическая и социально-политическая обстановка в стране, определяющая роль и значение армии в обеспечении безопасности государства, устанавливающая социальный статус военнослужащих как важный статус Защитника Отечества.

Однако социально-психологический подход к определению ценностей заключается не только в рассмотрении ценностной системы общества как внешней по отношению к человеку совокупности норм и правил, но и в анализе характера принятия ценностей личностью. В данном контексте как основное средство принятия личностью ценностей общества может рассматриваться понятие «деятельность», занимающее ключевое место в теории А.Н. Леонтьева. По его словам, реальным базисом личности человека выступает совокупность общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются его деятельностью [5].

Военная служба является видом человеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. При этом армия всегда рассматривалась как частица общества, поэтому в ней находят отражение не только все те социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, но и все закономерности международной обстановки.

Конец XX – начало XXI века характеризуются возникновением целого ряда очагов военной напряжённости, которые связаны не с проблемами во взаимоотношениях между государствами, а с усилением международного терроризма. Поэтому и в новом XXI веке существует необходимость вооружённой защиты страны, а, следовательно, военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокую социальную значимость.

В военно-профессиональной деятельности можно выделить многочисленные компоненты, в первую очередь – это деятельность в боевых условиях и деятельность в мирных условиях. Боевая деятельность – это активность военнослужащих по достижению целей вооружённой борьбы. Важнейшим социальным мотивом боевой деятельности военнослужащих является защита своей Родины, своей семьи, своих близких. Данный мотив по своему характеру социален: он не возникает у человека с момента рождения, а формируется в процессе его воспитания и социального развития, проявляется в различных поступках, отражается в мировоззрении.

Другой вид военно-профессиональной деятельности – это деятельность в мирных условиях. В социально-психологическом плане она сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора, что обусловлено строгой регламентацией военной службы. Таким образом, становление личности военнослужащего заключается в закономерной перестройке системы отношений и иерархии смыслообразующих мотивов в процессе общения и деятельности, в становлении, тем самым, «связной системы личностных смыслов».

Таким образом, система ценностей личности имеет двойственный характер. Она обусловлена с одной стороны индивидуальным, а с другой стороны социальным опытом. Это определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру.

Системы ценностных ориентации личности определяются совокупностью индивидных свойств, являющихся внутренними факторами развития человека, и особенностями социокультурной среды, выступающих в качестве внешних факторов.

Следует отметить, что в психологической науке нет однозначного ответа на вопрос о соотношении в личности биологического и социального. Поэтому при решении практических задач формирования индивидуального мировоззрения военнослужащих следует учитывать, как личностные, так и социальные особенности развития.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воловикова М.И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете //Психологический журнал. – 2004. – № 5. – С.16-24.

  2. Аксенов С.А. Пути формирования у военнослужащих чувства патриотизма и верности воинскому долгу //Ориентир. – 2008, №7. – С. 24-28.

  3. Воспитательная работа в Вооружённых Силах Российской Федерации: Учебное пособие /Под ред. Н.И. Резника. – М., 2005. – 340 с.

  4. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности //Вопросы философии. – 2006. – № 1. – С. 81-89.

  5. Славская А.Н. Личностная интерпретация правовых отношений в контексте российского менталитета //Психологический журнал 2004, – № 6. – С. 12-20.

  6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1996. – 254 с.

  7. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИНФА – М., 2005. – 139 с.

  8. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности //Вопросы философии. – 2006. – № 1. – С. 81-89.

Просмотров работы: 379