Анализ литературы показал, что в военной психологии создан богатый потенциал идей, подходов, на основе которого происходило постепенное освоение проблем в области психологической устойчивости и готовности к военно-профессиональной деятельности (Д.В. Гандер, М.И. Дьяченко, С.Л. Кандыбович, Л.А. Кандыбович, П.А. Корчемнй, А.М. Столяренко, В.В. Сысоев и др.), психологического обеспечения боевой деятельности (А.Г. Караяни), деятельности в особых условиях службы (В.П. Селезнев), психологической подготовки к боевым действиям (В.В. Сысоев, П.А. Корчемный), формирования психологической структуры боевой деятельности у воинов-специалистов (С.И. Съедин), конфликтов между офицерами(А.Я. Анцупов), оптимизации управленческой деятельности (Л.Г. Лаптев) и др.
Военная психология, развиваясь в русле военной науки и современных научных открытий, опираясь на достижения других отраслей психологических знаний, в основном на практическую и экспериментальную психологию, психологию труда, психофизиологию и психодиагностику, в историческом ракурсе развивалась в пределах четырех основных направлений, а именно: психология личности (воин, командир, полководец и т.п.); психология межличностных отношений (взаимодействия в армии, в военной среде); праксиология (психология деятельности в мирное время и военный период); психология войны и боя [1].
К нынешнему времени внутри военной психологии выделились такие современные исследовательские направления, ориентированные на различные типы исследовательских задач, как: психология управления боем, военная конфликтология, психология боевого дежурства, военная психотерапия, психологическая подготовка, военная профессиология, морально-психологическое обеспечение воинской деятельности, военно-морская психология, психологическое обеспечение безопасности полетов и др.
Приоритетными направлениями исследований являются:
анализ влияния этнопсихологических проблем на деятельность Вооруженных сил на современном этапе;
психология управленческой деятельности военного руководителя в условиях боевой деятельности;
психологическое обеспечение в боевой обстановке;
психологическая и информационная безопасность военнослужащих в современной войне;
психологическая реабилитация военнослужащих – участников вооруженных конфликтов;
психологическая адаптация военнослужащих к различным условиям обучения и службы (в мирное время, и в условиях боевой деятельности);
психодиагностика и психологические аспекты профессионального отбора в военно-профессиональной сфере и другие [2].
Проведенный анализ военно-психологических исследований позволил сделать вывод, что на современном этапе на научную основу поставлены вопросы организации психологической подготовки военнослужащих, изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава, налаживание психодиагностики, профилактика психических расстройств, реабилитация военнослужащих и членов их семей, становление социально-психологических исследований в интересах воспитательной работы и повышения морально-психологического состояния личного состава.
Разрабатывается вопрос психологии личности и деятельности военного руководителя, управления, обучения, профилактики конфликтов, комплектования Вооруженных сил по призыву, на контрактной основе, а также психологической реабилитации участников боевых действий, миротворческих операций [3].
Тенденции развития военной психологии в одном случае носят преимущественно теоретический характер и связаны о решением теоретических (прежде всего фундаментальных) вопросов. В другом случае они имеют преимущественно военно-прикладную ориентацию или даже заключаются в непосредственном внедрении в войсковую практику идей, рекомендаций и психолого-методических разработок.
Важной теоретической и практической задачей являются разработка и развитие системы методов психологического исследования.
Опыт участия частей и подразделений Российской Армии в боевых действиях в последние годы выявил настоятельную необходимость разработки реальных проблем психологического обеспечения боевой деятельности. Характер современных боевых операций, в которых принимали участие военнослужащие, оказывался принципиально отличным от того, к чему их готовили. Отсюда необходимость оперативного решения основных психологических проблем повышения эффективности боевой деятельности войск в процессе локальных и эпизодических военных конфликтов.
Поэтому по упомянутому вопросу в военной психологии сегодня ведутся наиболее острые дискуссии. Задачасегодня состоит не в том, чтобы методологически обосновать теоретическое преимущество того или иного направления психологии, а в том, чтобы, интегрируя их, использовать весь арсенал психологических средств для оптимального достижения позитивного конечного результата.
Сегодня в Вооружённых Силах РФ сложился целостный комплекс психологических мероприятий, нацеленный на решение учебных, служебных и боевых задач, который квалифицируется как «психологическое обеспечение воинской деятельности». В его реализации принимают участие многие должностные лица воинских частей (командиры, начальники штабов, заместители командиров частей по работе с личным составом, военные медики и др.), однако центральная роль в этом принадлежит военному психологу.
Условия деятельности военного психолога включают в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военнослужащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа [4].
Психодиагностика организуется и проводится постоянно в ходе повседневной служебной деятельности, а также проведения целенаправленных мероприятий при призыве граждан, профессионально-психологическом отборе, оказании психологической помощи.
Основными видами психодиагностических мероприятий, проводимых в войсках, являются: изучение индивидуально-психологических качеств и особенностей военнослужащих; изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах.
Также психодиагностические мероприятия проводятся при: профессионально-психологическом отборе и расстановке военнослужащих по воинским специальностям; добровольном обращении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала в психологическую службу; выявлении психологических факторов и причин, способствующих (способствовавших) совершению правонарушений, происшествий.
В качестве основных форм и методов психодиагностики применяются: анализ документов; психодиагностическая беседа; наблюдение; опрос; анкетирование; социометрия; тестирование.
В ходе изучения индивидуально-психологических качеств и особенностей военнослужащих решаются следующие задачи: определение уровня психологической готовности военнослужащих к выполнению служебных задач; выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости; комплектование подразделений, подбор военнослужащих на должности младших командиров; проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с военнослужащими [5].
По итогам изучения военнослужащих вырабатываются рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию и поддержанию здорового морально-психологического климата, укреплению воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.
Изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах организуется в целях оценки управленческой деятельности командования подразделений и выработки рекомендаций по повышению её эффективности; поддержания здорового морально-психологического климата в воинских коллективах; прогнозирования социально-психологических процессов и выработки предложений по управлению ими.
С целью предотвращения негативных проявлений в психике и поведении военнослужащих, гражданского персонала проводится психологическая профилактика. Она заключается в непрерывной и последовательной работе с военнослужащими социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера с участием всех должностных лиц воинской части.
В основе психологической профилактики находится диагностика факторов, которые могут вести к девиантному, суицидальному, асоциальному поведению, которая проводится следующими методами: наблюдение, индивидуальная беседа, психологическое обследование.
В ходе повседневной служебной деятельности, а также проведения целенаправленных мероприятий по оптимизации управленческого процесса, поддержанию у военнослужащих необходимых психических состояний и психологической устойчивости к выполнению задач в любых условиях обстановки организуется и проводится психологическое сопровождение.
Основными задачами психологического сопровождения являются: повышение эффективности служебной деятельности воинских частей посредством оценки уровня психологической готовности личного состава, подбора состава всех видов нарядов, смен, расчетов, групп по признаку психологической совместимости; повышение эффективности управленческой деятельности должностных лиц; поддержание морально-психологической готовности личного состава к выполнению задач по предназначению; поддержание позитивного морально-психологического климата в воинских коллективах; корректировка психологической работы в её групповых и индивидуальных формах, проведение профилактической работы среди военнослужащих.
Психологическое сопровождение управленческой деятельности должностных лиц включает в себя: анализ организации и эффективности управления подчиненными военнослужащими; психологическую оценку личности военнослужащих, воинских коллективов и выработку рекомендаций по управлению и воздействию на них; оценку собственно профессиональных качеств должностных лиц, их специальных способностей.
Важное место среди комплекса психологических мероприятий отведено профессиональному психологическому отбору. Данное обстоятельство обусловлено тем, что подготовка одного специалиста — это достаточно дорогая процедура и требует достаточно больших финансовых затрат. Однако если в процессе обучения выясняется, что по своим личностным и индивидуально-психологическим характеристикам военнослужащий не соответствует своей будущей специальности, то все затраты на его подготовку оказываются бессмысленными.
Таким образом, в деятельности военного психолога по существу сочетаются основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.
Неотъемлемым условием поддержания профессионального мастерства войсковых (флотских) психологов является совершенствование и развитие материальной базы психологической работы. С этой целью проведена апробация методик и разработана система проведения психологического обследования военнослужащих с использованием:
аппаратно-программных комплексов типа АРМ ВП (автоматизированное рабочее место военного психолога);
аппаратов «ИМЕДИС» (для выявления фактов потребления наркотических средств),
приборов оценки психофизиологических реакций «ПОЛИГРАФ» (для выявления фактов преднамеренно скрываемой информации).
В настоящее время отечественная военная психология продолжает решать проблемы, возникающие под влиянием потребностей войсковой практики, внося все более ощутимый вклад в повышение боеспособности Вооруженных Сил.
ЛИТЕРАТУРА
Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н. Методологические проблемы военно-психологических исследований. Учебное пособие. М.: Военный университет. 1999. – 104 с.
Военная психология: методология, теория, практика. Часть 1. М.: ВУ. – 1998. – 234 с.
Военная психология и её прикладные аспекты. Учебное пособие. – М.: Военный университет. 2008. – 93 с.
Ефремов О.Ю. Педагогическая диагностика в высшей военной школе России. СПб.: ВУС. 2000. – 108 с.
Караяни А.Г. Прикладная военная психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Питер. 2006. – 248 с.