РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кельцинова А.В. 1, Андреева Л.Д. 1
1Педагогический институт СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие многообразных форм массовой культуры, увеличение потока информации, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний не только у взрослых, но и у детей, в особенности в дошкольном возрасте. Данный возраст является весьма уязвимым и склонным к проявлению затруднений с восприятием многочисленной информации и концентрацией внимания. Внимание является одной из самых важных сторон познавательной деятельности ребенка.

Проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми.

В современной педагогической теории одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника является игра. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует развитию внимания и устойчивой детской психики в целом. Русские народные игры способствуют совершенствованию всех психических процессов – вниманию, памяти, воображению, при этом стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

На основании вышеуказанного и определяется актуальность выбранной темы исследования «Русские народные игры как средство развития внимания детей среднего дошкольного возраста».

Цель нашего исследования заключается в разработке проекта по развитию произвольного внимания детей среднего дошкольного возраста посредством проведения русских народных игр в МБДОУ ЦРР – Д/С № 33 «Теремок» г. Якутск.

Т. Рибо полагал, что внимание всегда связано с эмоциями независимо от его ослабления или усиления, а также вызывается эмоциями; т.е. между вниманием и эмоциями исследователь видел особенную близкую зависимость [3, с. 55].

A.Н. Леонтьев и Л.С. Выготский подчеркивали существенное значение речи во внимании, т.к. при использовании слова происходит указание предмета, на котором необходимо сосредоточиться [2, с. 289].

Для становления различных форм произвольного поведения детей весомое значение имеет игра. В игре развиваются произвольное внимание наряду с памятью, а также соединяются целенаправленность действий соподчинение мотивов. Л.С. Выготский описывал игру, как «школа произвольного поведения» [1, с. 327].

  • На констатирующем этапе изучили уровни развития произвольного внимания (объем, устойчивость и продуктивность) у детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы. Девочки в ходе эксперимента оказались более спокойными, настойчивыми и внимательными, мальчики подвергались большому влиянию внешних раздражителей, и их внимание можно охарактеризовать, как непроизвольное, и требовавшее больших усилий со стороны экспериментатора-педагога:

Итак, этапы проведения русских народных игр следующие:

  1. предварительный этап – состоит в знакомстве с русскими народными играми через театральное представление с включением самих детей в процесс;

  2. основной этап – заключался в проведении русских народных игр согласно тематическому плану; велась индивидуальная работа с каждым ребенком;

  3. заключительный этап – основан на закреплении полученных знаний и навыков, умений; здесь проводились коллективные игры, где дети могли играть самостоятельно.

Согласно выстроенным этапам проведения методики, были выбраны следующие приемы и средства:

  1. на предварительном этапе ознакомления с русскими народными играми были использованы наряды, маски, музыкальное сопровождение русского народного творчества, яркие картинки-образцы с изображениями правил и условий игр;

  2. на основном этапе был составлен план тематических примерных игр: здесь были использованы необходимые атрибуты народного характера согласно условиям игр; была использована речевая орнаменталика русских народных игр (считалки, припевки, и т.д.); музыкальное сопровождение;

  3. на заключительном этапе были созданы карточки с названиями игр, которые дети выбирали самостоятельно.

Для проведения формирующего этапа разработали тематический план проведения русских народных игр: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Калачи», «Гонка мячей», «Горелки», «Лапти». Народная игра представляет самостоятельно существующий вид деятельности, который является средством воспитания и обучения, сохраняющий изначальную и важную функцию – обеспечение самообразования посредством рефлексии ребенка. Цель проведения игр включает развивающий аспект, а именно: развитие следующих свойств внимания (переключаемость, устойчивость, сосредоточенность, распределенность, направленность).

При проведении игр детям объясняли предстоящие действия, цели игровой деятельности. В развитии произвольного внимания особую роль играют освоение правил игры, эмоциональная насыщенность материала подвижных русских народных игр вызывает у детей положительные переживания и способствует формированию произвольного внимания. Посредством считалок дети делили роли и определяли порядок очередности для начала игры. При использовании считалок детьми, им становится более возможным установить внимание на очередность в игре, опустить напряжение.

В процессе игр использовали слова и указательные жесты, внешние опоры, которые учат ребенка управлять своим вниманием и поведением. Давались указания на конкретные действия («посмотри», «послушай», «дотронься» и т.д.), дети с охотой усваивали алгоритм концентрации на конкретную деятельность, которая впоследствии переходит во внутренний план. Благодаря подвижным играм у ребенка более активно развиваются все свойства внимания. В подобранных нами играх присутствует легкообращающая на себя внимание детей орнаменталика (язык игры, музыка, ритмика, припевки, костюмы и маски). Посредством своих признаков орнаменталика направляет и сохраняет внимание детей на соблюдение правил игры и развитие познавательных навыков и умений.

По результатам формирующего этапа, была осуществлена оценка эффективности методики проведения русских народных игр (контрольный этап). Результаты исследования показали важность и эффективность использования русских народных игр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ для формирования произвольного внимания у детей среднего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Основы детской психологии (новое издание) / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.

  2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: к теории развития психики ребенка (новое издание) / А.Н. Леонтьев. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 584 с.

  3. Рибо Т.А. Психология внимания / Т.А. Рибо. – М.: Либроком, 2016. – 96 с.

Просмотров работы: 322