РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СУВЕНИРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СУВЕНИРОВ

Находкина С.А. 1
1педагогический институт СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня перед дошкольными образовательными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой личности уже с ранних этапов онтогенеза является воображение.

Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью [2, с.260].

Л.С. Выготский считает, что воображение – это психический процесс создания нового в форме образа или идеи. Личность не может называться творческой без хорошо развитого воображения. Благодаря воображению человек творит, планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «находиться» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. А ребенку оно дает возможность представить себя во время игры летчиком, моряком, артистом; уже трехлетний ребенок садится на перевернутый стул и говорит, что «сейчас он шофер и управляет машиной». Таким образом, воображение позволяет включаться в проигрывание социальных ролей, реальное исполнение которых ребенку пока недоступно [1, c.34].

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится более активным, приобретает самостоятельность, появляются элементы творчества. Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого.

Творческое воображение включает в себя такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, и.т.д. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Для нас представляет интерес детское декоративное творчество. Изготовление якутских национальных сувениров относится к детскому декоративному творчеству. Занимаясь декоративным творчеством, ребенок знакомится с объемной формой предметов, взаимосвязью его частей, также у ребенка формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений. Очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. При изготовлении национальных сувениров дети приобщаются к народному искусству, к культуре родного народа. В Якутии из народных промыслов можно использовать виды национального орнамента, вышивку бисером, знакомить с национальной посудой из дерева (чорон, кытыйа, хамыйах и др.).

Занятия с детьми по подготовке народных сувениров можно организовать в форме «посиделок» под музыку, под чтение сказки или пение.

Особое место в художественном творчестве многих народов занимали мозаики из камня, стекла, керамики, кожи, ткани, меха и др. К искусству составления различных узоров из мозаики детей можно начать приобщать достаточно рано, используя для этой цели типовые наборы из дерева, пластмассы, бумаги. Работа даже с готовыми комплектами для мозаики должна опираться на народные традиции (узор, цвет, линии).

Для занятий с детьми дошкольного возраста выпускаются пособия по знакомству с народным творчеством «Детям о народном искусстве. Наглядные материалы по ознакомлению детей от 3 до 7 лет с русским декоративно-прикладным искусством» (Грибовская А.А.), «Филимоновские свистульки» (Дорожин Ю.Г., Соломенникова О.А.), «Простые узоры и орнаменты» (Дорожин Ю.Г.), серии рабочих тетрадей «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» и др. Особый интерес представляют специальные рабочие тетради, предназначенные для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях труда и изобразительного искусства. Работу в тетради необходимо сопровождать показом предметов и произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Это сделает занятие не только доступным и интересным детям, но и заронит в них ростки любви к своей земле и искусству родного народа. Можно знакомить детей с национальными народными костюмами, с орнаментами на национальных костюмах, изделиями народных промыслов. При знакомстве с орнаментами, педагог объясняет, что их изображение (крестики, ромбики, волны, кружочки) полны значения и глубокого смысла. Извилистая линия символизировала воду, кружок – солнечный знак, квадрат или ромб – символ земли, треугольник изображал горы, а крест нередко был оберегом, противодействующим темным, злым силам. Украшая этими символами свою одежду, домашнюю утварь, дома, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Глубоко символичны орнаменты у народов Якутии. Народная декоративная роспись способна увлечь детей и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству. В настоящее время возрастает интерес к народным промыслам. Народные художественные промыслы в Якутии имеют многовековую историю. По последним данным в республике работают 160 народных мастеров РС (Якутия) и 220 мастеров народных промыслов и ремесел, руками которых на свет появляются произведения национального искусства. Указом Президента Якутии Е.Борисова №1227 от 21 февраля 2012 года 5 марта объявлено Днем народного мастера. Воспитатели детского сада могут в этот день приглашать на встречу с детьми народных мастеров, посетить выставки, музеи, организовать выставки поделок детей и родителей в ДОУ, мастер-классы и др.

Задача воспитателей детских садов – не просто знакомить своих воспитанников с экспонатами народных умельцев, но и прививать интерес и любовь к народным промыслам, гордость за талант народа. Для этого необходимо научить воспринимать, понимать и ценить прекрасное, помочь каждому ребенку попробовать свои силы в преобразовании окружающей действительности средствами народных промыслов, стимулировать эту деятельность, поощрять любой, даже самый малый успех работы малыша [3, с.77].

Таким образом, знакомство с народными промыслами в раннем возрасте пробуждает душу ребенка, воспитывает в нем чувство прекрасного, познавательный интерес, понимание того, что он – часть родного народа, а также творческое воображение и способности.

Использованная литература

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский. – М.: Просвещение. – 1967. – 74 с.

  2. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш.пед.учеб.завед./Р.С.Немов.- М.:Владос, 2003. – 688с.

  3. Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. – Якутск: ИД СВФУ, 2013. – 163 с.

Просмотров работы: 141