Экологическая психология – раздел психологии, изучающий психологическое воздействие на человека со стороны природного, социального и антропогенного окружения, связанные с этим психические переживания, внутренние состояния человека и общества в целом [3].
Экопсихология не случайно стала завладевать умами современников именно сейчас. Стремительно меняются социальные условия жизни: это и стихийные бедствия, и техногенные катастрофы, рост преступности, неуверенность в завтрашнем дне. Влияние массмедиа становится просто давящим: гнетущие боевики, фильмы-катастрофы, бесконечные выпуски новостей, демонстрирующие международные конфликты. Политические баталии вселяют серьёзные опасения в связи с разрастающимся экономическим кризисом, угрозой мировой войны и терроризма. Экологические условия жизни на планете вселяют ужас. Интенсивное загрязнение природной среды приводит к её деградации: загрязнение атмосферы, водоёмов; опустынивание земель;исчезновение лесов - "лёгких" планеты; увеличение добычи полезных ископаемых; рост населения; ущемление геохимии почв; глобальное потепление; таяние ледников; разрушение озонового слоя; устрашающий рост заболеваний сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, аллергии у детей и взрослых, рост патологий беременности и родов, а также доля рождающихся неполноценных детей, гипереактивность, расстройства аутистического спектра, депрессии и неврозы [1, 2, 5].
Планетарный масштаб вносимых человеком изменений в жизнь Земли, предсказанный в начале прошлого века В.И. Вернадским и А.П. Чижевским стал реальностью!
До 80 % населения нашей страны живет в крупных городах.
Каждый родитель, выбирая жизнь в мегаполисе для своего ребенка, мечтает о тех возможностях, которые даёт большой город: объекты культуры, высокие образовательные возможности для ребёнка, различные внеурочные занятия, посещение которых поможет выявить и развить способности ребёнка и, возможно, превратиться в дальнейшем в будущую профессию, развитая инфраструктура и удобная среда.
Но вместе с этими безграничными возможностями развития личности своего ребёнка мы, увы, выбираем и экологию большого города: пыль, загазованность, токсины, высочайший темп жизни и эмоциональное напряжение. Ответственным родителям недопустимо делать вид, что всего этого они не знают. Как защитить своих детей?
А. де С.Экзюпери писал в "Маленьком принце": "Наша родная планета вся-то величиной с дом!" [4].
Семья. Взрослые и дети, идущие по жизни рука об руку. Общие мечты, устремления. Как страшно идти вперёд, если твой ребенок - "особенный" [1, 2, 5].
Как воспитать в нём уверенность в себе, в своём завтрашнем дне?
Как взрослым, маме и папе, трудно устоять тогда, когда твоё будущее, твой ребёнок так беззащитен?
Как невыразимо трудно этой маленькой ячеечке противостоять всем вызовам и угрозам современности, справиться с тем колоссальным напряжением, которое идёт от социума. Что противопоставить этому планетарному хаосу, какие гармонизирующее факторы?
Вспомним слова Маленького Принца: "Надо вставать поутру, умыться, привести себя в порядок – и сразу же привести в порядок свою планету" [4].
Всем папам и мамам необходимо попытаться минимизировать вредное влияние экологии на своего ребенка: больше времени бывать с ним на свежем воздухе, особенно, за городом; приобрести для дома очиститель воздуха, регулярно проводить влажную уборку; пить только бутилированную воду; принимать простую пищу без консервантов, ароматизаторов и красителей; давать ребенку витамины; ограничивать пребывание ребенка перед телефоном, телевизором и компьютером, защищая своих детей от электромагнитного излучения – одним словом, стараясь подавать пример, заботиться об экологии семьи и здоровом образе жизни всех её членов, чтобы твой Маленький Принц или Маленькая Принцесса были защищены твоей заботой и любовью от этого пусть и пугающего, но такого манящего мира. Родители, которые проводят с детьми всё своё свободное время, даруют ему ту самую защищённость и уверенность, с которой он пойдёт по жизни и найдёт в себе силы преодолеть все трудности, уготованные ему на пути. А чем заняться – подскажут книги: надо нарисовать своего Барашку, любоваться закатами и любить свою Розу!
Ведь чтобы спасти нашу планету, надо сначала спасти наши маленькие домики – наши семьи, в которых вырастут дети, чьи эмоции и настроения, мотивы деятельности, устремлений и ценностных ориентаций будут созидающими, а не разрушающими наш общий дом- планету Земля.
Литература:
Бабич Е.Г Применение (адаптация) различных методик и работа с несовершеннолетними с отклонениями в психическом развитии, с подозрением на отклонения. М. Берлин, 2015.
Бабич Е.Г., Савченко Д.В. Социально-психологическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с детским церебральным параличом // Современное общество, образование и наука сборник науч. трудов по материалам Межд. научно-практической конф.: в 16 частях. 2015. С. 12-13.
Кисляков П.А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу // Экология человека. 2017. №4.
Сент-Экзюпери Антуан де Маленький принц. Из-во: Эксмо-Пресс, 2016, с.108
Феофанов В.Н. Особенности семей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра, и способы их психологической поддержки // Адаптационно-реабилитационные технологии работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е.А. Петровой, Т.И. Бонкало.. 2015. С. 102-109.