ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СПОРТСМЕНА-ИНВАЛИДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СПОРТСМЕНА-ИНВАЛИДА ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Говоря о людях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с приобретенной инвалидностью, следует обратить особое внимание на возможности адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в их социализации, психофизическом развитии и обеспечении психологической безопасности.

Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе, с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации [1, 3].

Показателями психологической безопасности выступают уровень тревожности, стрессоустойчивость, эгоцентризм, уровень конфликтности.

Для эффективного достижения цели спортивной подготовки высокое значение имеет психологическое состояние спортсмена, его психологическая безопасность [2]. Рациональное использование методов обеспечения психологической безопасности и приемов психорегуляции способствует сохранению оптимального состояния спортсмена с ограниченными возможностями, создает благоприятные условия для успешного решения учебно-тренировочных задач и достижения максимально возможных спортивных результатов.

Цель исследования: создать психологический портрет спортсменов-инвалидов с учётом их знаний о психологической безопасности и индивидуальных качеств личности.

Задачи исследования:

  1. Выявить представления спортсменов-инвалидов об уровне развития показателей их психологической безопасности.

  2. Создать психологический портрет спортсмена-инвалида на основе собранных данных.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, интервьюирование, психологическая диагностика с применением стандартизированных методик.

Исследование проводилось в 2017 г. на базе Российского государственного социального университета (РГСУ). В исследовании участвовали студенты РГСУ имеющие инвалидность. Количество испытуемых 10 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование в определенный мере сможет указать не только на чисто предметную значимость психологической безопасности, но и на ту роль, которую она играет в процессе воспитания человека.

С помощью созданной нами методики интервьюирования получена информация об ориентированности опрошенных в изучаемом вопросе, а также их личное мнение о своих внутренних качествах (показателях психологической безопасности) (табл. 1).

Таблица 1

Здравствуйте! Спасибо, что не ищете “Никаких оправданий”.

  1. Как вы попали в спорт? Почему именно данный вид спорта?

  2. Как вы считаете, в чём отличие спорта от параспорта?

  3. Знаете ли вы, что такое “психологическая безопасность”? Как вы себе её представляете?

  4. По-вашему, мнению, какие качества личности важны в параспорте?

  5. Знакомы ли случаи, преобладания насилия в параспорте?

  6. Комфортно ли, Вам, работать вместе со своей тренерской группой?

  7. На сколько из 10 баллов, Вы, оценили бы свою связь с коллегами?

  8. Как вы боретесь со стрессом?

  9. Можете ли вы сказать, что вы стрессоустойчив?

  10. Часто ли вас пугает тревожность за соревнования, учёбу, за личную жизнь? Как вы с ней боретесь?

  11. Замечали ли Вы в себе агрессию? А у других?

  12. Если была бы возможность, отдали бы вы свою победу своему другу, коллеге?

Методика направлена на выявление уровня развития таких качеств личности как: “тревожность”, “агрессивность”, “конфликтоустойчивость”, “эгоцентризм”.

Также нами использовались следующие стандартизированные методики:

  1. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

  2. Диагностика личностного эгоцентризма (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).

  3. Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д.Ладанов, В.А.Уразаева).

  4. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко).

Проведенное исследование позволило сконструировать психологические портреты спортсменов с ограниченными возможностями.

В качестве примера представим психологические портреты 2-х респондентов.

Респондент Б. Сергей. Во время интервьюирования С. сообщил, что он начал заниматься спортом ради разнообразия образа жизни. В данной ситуации ему помогла стрельба. Он не видит отличий между спортом и параспортом. С. не знаком с понятием “психологическая безопасность”. Считает, что в параспорте важны те же качества личности, что и в спорте. Он часто сталкивался с насилием в параспорте. Имеет среднее коммуникативное общение с тренерской группой. Редко испытывает стресс. Борется он с ним путём стихосложения. С. утверждает, что личность у него конфликтоустойчивая, тревожность ему не свойственна, агрессивность сведена к 0. Он постоянно замечает агрессию и злобу у окружающих.

Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам показала 33 балла. Это средний уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта.

В диагностике личностного эгоцентризма С. набрал 0 баллов. Это свидетельствует об очень низком уровне эгоцентрической направленности.

В диагностике мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях С. набрал 35 баллов, что свидетельствует о среднем уровне гармоничности коммуникативных ориентаций.

В определении интегральных форм коммуникативной агрессивности С. получил 19 баллов, благодаря чему мы можем утверждать, что у него невысокий уровень агрессии. Это обычно обусловлено спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты.

Вывод. По итогам опроса можно сказать, что предполагаемые Сергеем такие качества личности как “тревожность”, “агрессивность”, “конфликтоустойчивость” фактически находятся на том же уровне, что и предполагает Сергей. Но такой фактор как “личностный эгоцентризм” стоит фактически ниже предполагаемого.

Респондент В. Александр. Во время интервьюирования А. сообщил, что он начал заниматься спортом ради зачета по физической культуре. В данной ситуации ему помогла стрельба и дартс. Разницы между спортом и параспортом не видит. А. конкретную формулировку “психологическая безопасность” не даёт, но частично разбирается. Важными качествами личности в параспорте считает: воля, твердость в решении, уверенность, разумное бесстрашие и трезвая оценка своих возможностей. С насилием в параспорте никогда не сталкивался. Имеет выше среднего коммуникативное общение с тренерской группой. Редко испытывает стресс. Борется он с ним путём отстранения с окружающим миром (изоляции). А. утверждает, что личность у него конфликтоустойчивая, тревожность и агрессивность ему присуща. Сосредоточен на своих интересах, чувствах и потребностях.

Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам показала 25 балла. Это уровень выраженной конфликтности, отражающий значимую частоту вступления личности в межличностные конфликты.

В диагностике личностного эгоцентризма А. набрал 12 баллов. Это свидетельствует о среднем уровне эгоцентрической направленности.

В диагностике мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях А. набрал 59 баллов, что свидетельствует о среднем уровне гармоничности коммуникативных ориентаций.

В определении интегральных форм коммуникативной агрессивности А. получил 28 баллов, благодаря чему мы можем утверждать, что у него средний уровень агрессии. Это обычно выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению.

Вывод. По итогам опроса можно сказать, что предполагаемые Сергеем такие качества личности как “тревожность”, “агрессивность”, “личностный эгоцентризм” фактически находятся на том же уровне, что и предполагает Александр. Но такой фактор как “конфликтоустойчивость” стоит фактически выше предполагаемого.

Список литературы:

1. Баева И.А.Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. 2006. № 1. С. 66-68.

2. Варданян Ю.В., Варданян Л.В. Концептуализация представлений о психологической безопасности в спорте: проблемы экспериментального исследования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 8 (28). С. 11.

3. Kislyakov P.A., Silaeva O.A. Social safety of the person as a psychological category // European Journal of Natural History. 2016. № 4. С. 140.

Просмотров работы: 513