При обучении иностранному языку у детей формируется коммуникативная компетенция, включающая в себя: 1) лингвистическую; 2) социолингвистическую; 3) социокультурную; 4) стратегическую.
Для учителя иностранного языка важно выбрать эффективные методы и технологии обучения, которые будут максимально актуализировать возможности школьников, стимулировать их интерес к проблемам, для решения которых необходимо практическое применение полученных знаний. Большой интерес для развития межкультурной коммуникативной компетенции представляют коммуникативные игры - технология, которая включает в себя языковую, коммуникативную и деятельностную составляющие. В учебно-воспитательном процессе возможно использование коммуникативных игр, в основе которых лежит приём ранжирования, интервью, ролевые игр.
Применение технологии ролевой игры возможно на любой ступени обучения школьников. Особенно актуально применение игры в младшем школьном возрасте, так как у детей на начальном этапе обучения именно игра является ведущей деятельностью, что обеспечивает повышение мотивации младших школьников к изучению иностранного языка. При применении ролевых игр для каждого ученика предоставляется возможность проявить свои творческие способности, индивидуальные качества не только в ситуации игры, но и в межличностных отношениях. Теоретические и практические знания предлагаются в форме естественного общения, не требуют принудительного запоминания большого количества информации. Ролевая игра также способствует формированию коллектива, навыков взаимодействия и взаимопомощи. Она способствует созданию благоприятной атмосферы для взаимодействия между учениками , учениками и учителем.
Для того, чтобы игра стала эффективным средством обучения учителю необходимо учитывать индивидуальные потребности, интересы, качества учащихся. Это позволит ему подобрать школьникам те роли, которые будут наиболее соответствовать особенностям их личности. Ролевая игра представляет собой модель межличностного общения и вызывает у учащихся потребность высказываться, общаться на иностранном языке. В этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Для того, чтобы учащиеся смогли осуществить общение на иностранном языке им необходимо определить выбор языковых средств. Это проявление обучающей функции ролевой игры. Также помимо развития речевых навыков она способствует и формированию важных личностных качеств, таких как дисциплинированность, взаимопомощь, ответственность, самостоятельность.
Таким образом, для того чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения важно предоставить ученикам возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы они акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Гричановская, Е. С. Формирование коммуникативной компетентности у студентов гуманитарно-педагогического вуза (на примере специальностей 080103 — Национальная экономика, 080111 — Маркетинг). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Комсомольск-на-Амуре, 2012.
Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. – 2004, № 2.
Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007. -132 с