Мишарина С.В., Косицына И.Б.
Имена собственные играют важную роль в любом художественном произведении независимо от языка, на котором они написаны. При помощи онимов автор может закладывать в художественный текст некий скрытый смысл, который при правильном его истолковании может обогатить информацию, образы, смыслы произведения, а также поможет воспринять/разгадать особенности образов героев произведения, их значимость в структуре произведения, особенности характера персонажей. Таким образом, в художественном произведении употребление имен собственных, как правило, обусловлено замыслом автора. Основными функциями литературных онимов считают: номинативную, стилистическую (характеризующую и эмоционально стилистическую) и экспрессивную. Номинативная функция является дифференциальной, идентификационная. Давая собственные имена персонажам, писатель неизбежно индивидуализирует их, а читатель закономерно соотноситхудожественный образ с тем или иным лицом. Стилистическая функция обычно проявляется двояко: как характеризующая и как эмоционально-стилистическая. Выразителем характеризующих информационно - стилистических смыслов обычно является этимологическое значение имени собственного. Эмоционально - стилистическая функция основана на том, что имя собственное вызывает у читателя определенные чувства, формирует его отношение к изображаемому объекту или человеку. Нужно отметить, что степень реализации дополнительной стилистической информации, которую несет имя всякого литературного персонажа, зависит от осведомленности читателя. Экспрессивная функция. обуславливается отчетливой внутренней формой имен собственных, созданных писателем. Она прослеживается у имен персонажей, совпадающих с именем собственным известного исторического или мифологического лица.
В конкретной реализации имена собственные могут выполнять одновременно несколько функций, однако главной, на наш взгляд, становится не столько номинативная, сколько стилистическая функция. Именно эта часть смыслового содержания имени собственного, определяет особенности его восприятия читателем художественного произведения.