РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Мунтян Н.В. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в системе высшего профессионального образования устанавливается необходимость в таком специалисте, который обладает ярко выраженными организаторскими навыками, внутренним стремлением к социальной активности, в специалисте, который сможет предложить нестандартные идеи и повести окружающих за собой. Приведенная характеристика «лидера наших дней» довольно обобщена, но она вполне отвечает на главный вопрос – А что такое «лидер»?

Итак, с этим все понятно. Далее: «…в системе высшего профессионального образования». На данный момент мы говорим об уже готовом и установленном образце тех самых выдающихся качеств. Но что можно сказать о том периоде, когда лидер – это еще не оформившийся до конца как личность, но подающий надежды студент? Статистика показывает, что именно в возрасте 18-25 лет происходит резкое становление личности, психологические особенности которой не могут не повлиять и на ее лидерские способности. Что же происходит с молодыми людьми в это время? Каков путь развития? И как наиболее полно раскрыть свой потенциал? На эти и другие актуальные вопросы постараемся дать ответы.

Для начала дадим определение, что такое лидер:

Лидер – это член группы, который признается ею, принимает оптимальное решение для достижения целей группы, используя свои способности и лидерские качества.

Лидерские качества выступают как одни из ведущих характеристик личности современного человека. Формирование этих качеств на разных этапах жизни человека является важной задачей и педагогической, и социальной психологии. Склонность к лидерству, появляясь в раннем детстве, развивается как качество личности и служит средством самоутверждения и самоопределения человека. Личностные качества лидера, заложенные у детей еще в школьный период жизни, могут и должны развиваться и на последующих этапах жизни. Особенно это актуально для ее периода, обозначаемого в качестве студенческого возраста.

Студенчество – это специфическая общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования. [Зимняя И.А.]

Молодые люди – это кадровый ресурс общества. Именно поэтому наблюдение за развитием их лидерских качеств является самым полезным с точки зрения общественной значимости и перспективы в будущем. Но эта перспектива может быть и приторможена. «Обучаясь в вузе, они, как никто другой, стремятся наиболее полно проявить себя, сформировать востребованные на сегодняшний день социальные и профессиональные компетенции. Однако на практике среди студентов достаточно значительна доля неинициативных, не обладающих какими-либо выраженными способностями.» [Субботина А.Ю]

Разумеется, в данном контексте мы говорим о системе неформальных отношений, в группе студентов. Здесь лидерские качества определяются как некоторое влияние:

Лидерство – это процесс реализации влияния лидера группы на ее членов в ходе достижения групповых целей: стремление к саморазвитию, активизация самосознания, попытки профессионального самоутверждения. [Долгова В. И., Крыжановская Н. В.]

С точки зрения свой функциональности рассматривается четкая связь понятий «лидерство» и «лидер» (по книге Р. Стогдилла «Справочник по лидерству»). Например: лидерство как проявление личностных черт говорит о том, что лидер – это человек, удерживающий свои лидерские позиции на основе набора личностных черт; лидерство как взаимодействие (эффект группового действия) утверждает лидера с точки зрения поддержки членов группы и т.д. Так, мы можем говорить, что в целях Петра Н. получить авторитет и некоторую власть над сверстниками обнаруживается тот тип его лидерства в 8 «В» классе, который способен наиболее полно отвечать запросам мальчика. Этот нехитрый пример объясняет не только тип лидерства Петра в классе, но и одну из причин проявления его лидерских качеств – мотивационную составляющую. «Авторитет – это когда тебя приглашают все в гости, когда тебе доверяют, когда девочки тобой интересуются и т.д.»

Помимо мотивации существуют и другие факторы возможного становления лидера в группе. И именно в группе, а не за ее пределами, так как в ином случае не с чем сопоставить феномен лидерства. Но для дальнейшего объяснения проведем небольшое исследование.

Участие приняли 37 студентов 1-5 курсов очной формы обучения факультета русской филологии и документоведения ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого». Используются следующие методики исследования: методика диагностики лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) и интерпретация психодиагностической методики «16-факторный личностный опросник» (Р. Кеттелл). Данные методики позволяют определить, насколько у испытуемых развиты лидерские качества, изучить какие именно качества нуждаются в развитии. Данные обработки результатов лидерских способностей представлены на рис. 1 и на рис. 2:

 

Рис. 1. Диагностика лидерских способностей по Е. Жарикову,Е. Крушельницкому среди общей массы студентов 1-5 курсов:

 

Таким образом, у 40% испытуемых (14 человек) лидерские качества выражены слабо. Это говорит о том, что им необходимо развивать свои качества лидера, быть более решительными и инициативными. Средний уровень выявлен у 58% (22 человека): эти люди вдобавок ко всему волевые, терпеливые, хорошо приспосабливаются к новым условиям. Высокий уровень лидерских качеств не отмечается ни у одного испытуемого. Всего 2% испытуемых набрали более 40 баллов, что свидетельствует о том, что данный человек как лидер склонен к диктату.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими качествами должен обладать настоящий лидер?

• Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели.

• Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.

• Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.

• Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.

• Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.

• Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.

• Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.

• Надежен, держит слово, на него можно положиться.

• Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.

• Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

• Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.

• Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить и т.д.

Лидерские качества напрямую связаны с особенностями личности.

16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла – один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Результаты применения методики позволяют определить свойства типов личности, темперамента, характера и проч., что может объяснить предрасположенность к лидерству среди испытуемых по психологическому фактору:

  1. Интеллектуальный блок: факторы: В; М; Q1.

  2. Эмоционально-волевой блок: факторы: С; О; Q4; G.

  3. Коммуникативный блок: факторы: А; H; L; Е; Q2; N.

 

Рис. 2. Диагностика особенностей личности по Р. Кеттеллу студентов 1-5 курсов:

 

 

Где:

  • фактор А: «замкнутость – общительность» (до 12 баллов);

  • фактор В: «интеллект» (до 8 баллов);

  • фактор С: «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность» (до 12 баллов);

  • фактор Е: «подчиненность – доминантность» (до 12 баллов);

  • фактор F: «сдержанность – экспрессивность» (до 12 баллов);

  • фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения» (до 12 баллов);

  • фактор H: «робость – смелость» (до 12 баллов);

  • фактор I: «жесткость – чувствительность» (до 12 баллов);

  • фактор L: «доверчивость – подозрительность» (до 12 баллов);

  • фактор М: «практичность – мечтательность» (до 12 баллов);

  • фактор N: «прямолинейность – дипломатичность» (до 12 баллов);

  • фактор О: «спокойствие – тревожность» (до 12 баллов);

  • фактор Q1: «консерватизм – радикализм» (до 12 баллов);

  • фактор Q2: «конформизм – нонконформизм» (до 12 баллов);

  • фактор Q3: «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль» (до 12 баллов);

  • фактор Q4: «расслабленность – напряженность» (до 12 баллов);

  • фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка» (до 14 баллов).

 

Таким образом, нельзя определенно точно говорить о предрасположенности к лидерству студентов того или иного курса как целой группы. Этому способствует ряд факторов: возраст, мотивационная составляющая, различные социальные условия студентов. По Кеттеллу лидерские задатки – сугубо индивидуальная характеристика, требующая более глубокого и подробного изучения в курсе психологии.

Однако данная методика может быть полезна и для испытуемых в качестве рекомендаций по становлению лидерских способностей. На примере Евгении Д. определяем фактор H, который характеризует степень активности в социальных контактах, как низкий показатель коммуникативных способностей. При самых высоких интеллектуальных и волевых характеристиках коммуникация девочки с ее группой развита очень слабо, что может затруднять сотрудничество не только с самой группой, но и за ее пределами. При получении результатов Евгения рассказала о реальных трудностях во взаимодействии с коллективом: «Индивидуальность в работе – это хорошо, но и тяжело, требует огромной ответственности. Часто с детьми я нахожу себя недостаточно искренней, чувствую, что не проявляю всех своих качеств.» Далее выяснилось, что стеснительность Евгении связана с ее высокой критичностью к себе. Была предложена тактика как можно большего количества знакомств с незнакомыми людьми: было решено идти от обратного. Поначалу возникали трудности, в дальнейшем Евгения сама прониклась идеей «свободного общения». Так, заинтересованность студентов в развитии своих лидерских способностей – это не только ключ к выявлению «самого-самого», но и, в первую очередь, возможность для самосовершенствования и саморазвития. Индивидуальная работа с психологом при университете может помочь выяснить основные проблемы, с которых стоит начать изменения. Лучше всего проводить беседы в непринужденной обстановке.

Способствовать развитию лидерского потенциала помогут социально-значимые проекты, где учащиеся могут проявить себя.

Студенты старших курсов более отчетливо понимают необходимость таких мероприятий, как студенческое самоуправление, общие направления работы которого следующие:

  • содействие руководству вуза в подготовке квалифицированных специалистов,

  • активизация инициативной социально-значимой деятельности студентов,

  • гра жданско-патриотическое воспитание, формирование правовой культуры студентов,

  • культурно-массовая работа, организация творческих походов и досуговых мероприятий со студентами.

Подобного рода организации являются хорошим стимулом к проявлению лидерских способностей среди студентов, в том числе 1 курса, поэтому была предложена работа на совместных началах учащихся разных уровней обучения. Студенческий актив организует каждый семестр поездки в Алексин-бор, практику в других городах и мн. др. Так же, на примере работы воспитательного отдела ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» ­­- участие в творческих коллективах (хор, танцы, ансамбль скрипачей, коллектив народной песни «Надежда» и проч.).

Вывод. Практически одинаковое количество студентов факультета русской филологии и документоведения показали уровень ниже среднего (40%) средний (58%) уровень актуального лидерства. Неоднородность мотивационной основы лидерства, а также безучастность и незаинтересованность самих студентов создают условия, при которых человеку становится удобным быть «середнячком». Однако существуют пути развития лидерства и с помощью коллективной работы, и при индивидуальном подходе. В этом заинтересованы и студенты, и руководство. Университет, целью которого является выпуск высококвалифицированных работников – молодых людей, с ярко выраженными организаторскими способностями и проч., помогает первым проявить себя во всех сферах деятельности. Решающую роль в развитии лидерских способностях играет и мотивационная составляющая, которую следует укреплять и «взращивать» в студентах. Не лишней так же будет и индивидуальная работа с психологами: в конкретный период времени – возобновление центра психологической поддержки «Контакт».

Список литературы, ссылки на источники:

  1. Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования познавательно-профессиональной активности у студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С. 71–80.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология.–Ростов-на-Дону: Феникс,1997.–С. 163.

  3. Иванова Л. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов вуза. – М.: Перо, 2013. –180 с.

  4. Субботина А. Ю. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 08.

Страница 7

Просмотров работы: 497