Индивидуализация - в определении, которое дает Юнг, подчеркиваются три момента,
целью этого процесса является развитие целостной личности;
индивидуация не может осуществиться в состоянии изоляции, она предполагает и включает коллективные взаимоотношения;
индивидуация подразумевает определенный уровень оппозиции по отношению к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности.
Юнг тщательно разводит понятия индивидуации, интеграции личности и сознательности Я; сущность этого процесса заключается в том, что Самость должна избавиться от всего ложного, что есть в Персоне, и преодолеть то, что насильно навязано архетипами[2].
Индивидуализация в педагогике – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности[3].
Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в теории дошкольной педагогики:
Я.А.Коменский считал, что «весь процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей».
К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к детям нельзя дать каких-то определенных рецептов и советов. Это творческий характер.
В.В.Розанов считал «принцип индивидуальности» одним из основных принципов образования, краеугольным его камнем[4].
В образовательных стандартах определены условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей. В пункте 3.2.3. образовательного стандарта, прописана необходимость проведения оценки индивидуального. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей[4].
В практике дошкольного образования Республики Саха внедряются модели индивидуализации дошкольного образования. Коллектив МБДОУ «Сулусчаан» с. Сылан Чурапчинского улуса апробировала и внедрила модель организации педагогического процесса в ДОО «Открытое образовательное пространство «Айыы огото». Данной экспериментальной моделью обеспечивается максимальная реализация образовательного потенциала посредством организации детско – взрослых сообществ «Суутукчээн» (Наперсточек), «Бэйбэрикээн» (имя героини народной сказки), «Кунчээн» (Солнышко), «Ай–тал» (Твори-выбирай), «Дьукээбил» (Северное сияние), «Тобул» («Мысли»), «Теремок», «Мэнигийээн» (герой народной сказки «Шалунишка») с целью привлечения интереса детей к творческой деятельности.
Руководители (воспитатели) детско – взрослых сообществ совместно с родителями и детьми наполняют жизненное пространство событийностью, ценностями и смыслами национальной и мировой культуры. Среди условий, необходимых для создании социальной ситуации развития детей, занимают такие культурные практики, как сбор коллекций, оформление мини-музеев, организация совместных проектов, традиции празднования, посещение музеев, организация художественных выставок, КВН, совместные занятия, физкультурные досуги. Они стимулируют личностную активность взаимодействующих сторон, выступая актуальным, своевременным и личностно значимым событием. Принципами деятельности детско-взрослых сообществ является: - открытость образовательного пространства; - отказ от регламентации деятельности детей и педагогов; - учет желаний и интересов, способностей не только детей, но и педагогов и других взрослых; - определение темы, видов деятельности, форм работы самими участниками.
Творческой группой МБДОУ «ЦРР-д/с «Мичил» разработан проект на тему: «Виртуальный музей как способ социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста». Основной целью, желаемым результатом образовательного процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самовыражению через доступные ему виды деятельности. Ведется систематическая и инновационная работа по социализации детей на основе реализации психолого-педагогического сопровождения ребенка, в нем содержание образовательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), которое обеспечивает обогащенное развития воспитанников за счет использования индивидуальных программ. Реализация проекта нацелена на возникновение интереса к национальной культуре народа Саха на основе традиционного календаря. Реализуется через различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная и др.), создание комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды.
Коллектив МАДОУ «Детский сад» №18 «Прометейчик» городского округа «город Якутск» разрабатывает проект на тему: «Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста посредством разработки открытого образовательного пространства «Чудеса вокруг нас». Миссия детского сада - создание условий, для развития дошкольников в соответствии с их различиями, склонностями, способностями и интересами, способствующими формированию компетенций, которые обеспечивают им успешность сегодня и будущем. Основным принципом организации педагогического процесса является принцип индивидуализации дошкольного образования, предполагающее постоянное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность. В программе заложено отношение к ребенку как к качественно отличному от взрослого, но равноценному партнеру: ребенок как личность равноценен взрослому, хотя и обладает специфическими возрастными и индивидуальными особенностями. В соответствии с этим воспитатели предоставляют ребенку право выбора и учитывают его интересы и потребности. Рассматривая детей как равноценных партнеров, воспитатель уважает в каждом из них право на индивидуальную точку зрения, на самостоятельный выбор[1].
Условиями развития индивидуальности в дошкольных образовательных организациях являются:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи[5].
Таким образом, в дошкольных организациях создаются условия индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.Создание таких условий при реализации которых он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности.для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.
К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, относятся:
– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;
– рациональную организацию предметно-пространственной среды;
– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.
Список литературы;
Макарова Т.А. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста (на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия): Монография. _ М.: Издательство «Спутник+», 2012.-160.
Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина.
Ловцов Д. А., Богорев В. В. Адаптивная система индивидуализации обучения. – М.: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 2007.
Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя д/с .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.