ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павлова Л.М. 1, Иванова М.К. 1
1Педагогический институт СВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое.

М.И. Калинин пишет о народном творчестве: “…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности”. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Вопрос погружения в родную традицию касается всех уровней обучения подрастающего поколения, начиная с детских садов. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.

Цель исследования нашего исследования заключается в выявлении эффективности фольклора как средства развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

  • проявление музыкальной впечатлительности малыша;

  • характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;

  • потребность в музыкальных впечатлениях;

  • проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).

Таким образом, основной признак ранней детской музыкальности - доминирующая роль музыки в жизни ребенка. Структуру музыкальных способностей, помимо эмоционально-перцептивного компонента [с.384, 7], составляют познавательные музыкальные способности (сенсорные и интеллектуальные)[с. 231, 6].

К основным процессам музыкальной памяти относятся запоминание материала, узнавание и воспроизведение. Благодаря памяти определяются музыкальные темы и произведения при повторном их исполнении, воспроизводятся отдельные интонации, мелодические обороты и произведения в целом. Музыкальное воображение - это необходимый элемент творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, оно делится на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение дает возможность мысленно представить мелодию или произведение. Воображение опирается на предшествующий музыкально-слуховой опыт.

Каждая из этих способностей в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве.

Детский фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество. Детский фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов - ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики.

Развивая на занятиях музыкальные способности детей через приобщение детей к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.

Воспитатель должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы.

Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.

Занятия должны проводиться в различных формах. Это и тематические занятия, занятия-праздники, занятия-концерты, занятия-экскурсии, занятия отработки навыков танца, игры на инструментах и т.д. Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Методические приемы:

- наглядный, словесный, практический;

- беседы с детьми;

- наблюдение за природой;

- слушание русских народных песен, сказок;

- разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

- инсценировки песен и малых фольклорных форм;

- ручной труд.

При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.

В прослушивании музыкальных произведений на занятии подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки - потешки, песенки - пестушки, заклички, скороговорки, для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Освоение доступного фольклорного материала формирует представления ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что незамедлительно скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют точнее передать, а, следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения.

Литература:

  1. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – М., 2005. – 397 с.

  2. Науменко, Г. Русское народное детское музыкальное творчество. – М., Советский композитор, 1988. – 289 с.

  3. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. – М., 1997. – 97 с.

  4. Радынова, О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель.- 2005.-№3. – 367 с.

  5. Тарасова, К. Б. Детское творчество. – М., 2011. – 197 с.

  6. Тарасова, К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности //Музыкальный руководитель.- 2009.- №5. – 231 с.

  7. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 384 с.

Просмотров работы: 663