СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Тотонова Ю.Ю. 1, Николаева Л.В. 1
1СВФУ имени М.К. Аммосова Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями [21, с. 60].

Слова «дошкольник» и «экономика» лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Экономика понимается как «область разумного ведения домашнего хозяйства», «искусство ведения домашнего хозяйства», она неотделима от ребенка-дошкольника. Однако ввести ребенка в мир экономики можно только сообща, объединив усилия родителей и педагогических коллективов дошкольных учреждений [22, c. 18].

Экономические понятия «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. входят в жизнь ребенка с раннего возраста.

Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшего школьного и профессионального образования [23, c. 146].

Экономическое воспитание имеет и свою специфику. Оно заключается в том, что важно научить детей понимать и ценить окружающий мир предметов как результат труда, научить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; на доступном уровне дети должны осознавать понятия «труд — товар — деньги»; с ранних лет необходимо воспитывать привычку беречь такие богатства, как вода, тепло, электроэнергия [5, c. 400].

У детей должны быть воспитаны начала разумного поведения, разумных потребностей, умение правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях.

Объект исследования: процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если

- разработать тематические занятия по ознакомлению детей с экономическими терминами и понятиями;

- беседы и ознакомление с экономикой проводить в игровой форме, разработать и применять экономические игры;

- широко использовать чтение и обсуждение детской литературы с экономической тематикой, просмотр видеофильмов, сказок.

Цель: разработать и экспериментально апробировать педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

На основе поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. изучить и проанализировать учебную, периодическую, методическую, педагогическую литературу по проблеме работы;

2. определить методы, приемы и средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

3. выявить уровень сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

4. разработать систему работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

В работе были использованы методы: анализ учебной, периодической, методической, педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, беседы, наблюдение.

Методологической основой работы явились труды Белицкой Г.Э.; Буренина С.Ю.; Валицкой А.П.; Галкина Л.Н.; Данзигер К.; Дейнека О.С.; Ерина С.И.; Жилина Ж.А.; Кибизова Л.Ю.; Кларина Л.М.; Курак Е.А.; Мацнева Ю. В.; Новикова В.В.; Пиаже Ж.; Райзберг Б.А. и др. Практическая значимость курсовой работы состоит в разработке системы работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в старшей группе ДОО.

База исследования: исследование проводилось в г. Якутске на базе МБДОУ «ЦРР – детский сад № 21 «Кэнчээри».

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1.  
    1. Основы экономического воспитания детей дошкольного возраста

Слово «Экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами [26, с. 20].

Экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова, т.е. совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. Ну а к хозяйству, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направленных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизненных потребностей, как нынешних, так и предстоящих, предвидимых [22, с. 7].

Экономическое воспитание дошкольников – часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей. Это - еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующее формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций [37, с. 63].

Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного из них делает недееспособным второй. Только в единстве, считает Валицкая А.П. [10, c. 140].

А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, что­бы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь» [38, c. 5].

Ведь нельзя не согласиться с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников. В результате допускаются досадные «опечатки» в работе с детьми.

Изучение вопроса экономической социализации детей до недавнего времени в отечественной психологической науке не проводилось. Все исследования, касающиеся изучения экономической социализации детей старшего дошкольного возраста, рассматривались зарубежными экономистами и психологами, и изначально строились в рамках стадиальной теории Ж. Пиаже [5, c. 54].

Девять таких стадий выявил А. Страусс в одном из ранних исследований, касающихся обращения детей с деньгами в возрасте 4,5-11,5 лет (1952). Это исследование носило лишь поисково-констатирующий характер, в нем не было анализа факторов, которые заставляют ребенка двигаться от одной стадии к другой. Позднее К. Данзигер (1958) выделил четыре стадии развития представлений ребенка в области экономики. Как и А.Страусс, К. Данзигер считал, что развитие экономических представлений у ребенка является следствием не только биологического взросления, но и зависит от опыта обращения с деньгами. Р.Саттон выделил шесть стадий, а Г. Фёрт – пять

[2, с.112].

В отечественной науке проблемой экономического воспитания на разных этапах детства занимались многие ученые, среди которых – А.Б. Фенько, О.С. Дейнека, С.Ю. Буренина, М. Ю. Семенов, Ю. В. Мацнев, Ж.А. Жилина, Е.В. Щедрина, Л.Ю. Кибизова, А.В. Суптеля, С.И. Ерина, В.В. Новиков, Г.Э. Белицкая, Е.В. Шелкопляс.

В этих и подобных исследованиях непосредственно сопоставлялись стадии интеллектуального развития ребенка и уровни понимания им экономических отношений. Другие исследования были посвящены развитию мышления ребенка в аспекте усвоения таких специфических экономических представлений, как выгода, банковские операции, собственность, имущественное неравенство и бедность, деньги и пр. В ещё более поздних исследованиях речь уже шла об экономической социализации ребенка (Саттон, Яхода, Баррис и др.)

Собственно экономическая социализация в детстве направлена на усвоение специфики функционирования и проявление таких социо-экономических феноменов как богатство, бедность, банк, реклама и др. [3,с.47].

Экономическое воспитание, как считает Струнилина Н.А., имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный [17, c. 12].

Ребенок с самого раннего детства участвует в экономических процессах. Он ходит с родителями по магазинам, иногда дети сами покупают, и хотим мы этого или нет, ребенок все равно получает экономический опыт.

А.А. Богданов предлагает включить в программу экономического воспитания дошкольников такие ключевые темы:

1.моя страна и моя семья;

2.доходы семьи;

3.расходы семьи;

4.текущий и перспективный семейный бюджет;

5.семейные сбережения и их использование.

Результаты экономического воспитания, по мнению Корнак Е.А., будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи [11, c. 14].

Особый интерес для нас представляют исследования И. В. Житко, Р. И. Жуковской, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой, Л. А. Порембской, Т. И. Полиманской, Г. П. Радиной, И. И. Розановой, Л. А. Щураковской и др., которые рассматривали проблемы формирования экономически значимых качеств личности, в частности: бережливости по отношению к природе, вещам (книгам, игрушкам и др.). В то же время упомянутые выше исследования не носили характера системного экономического образования детей дошкольного возраста.

Исследования этой проблемы в условиях общественного воспитания в детском саду провела Р. И. Жуковская. Ее работа была направлена на изыскание способов, приемов формирования бережливости, как одной из важных сторон воспитания ребенка, воспитания коллективиста. При этом воспитывалось у детей умение сохранять нужные вещи для себя и для других, не становясь при этом рабом вещей. Р. И. Жуковская указывала, что формировать качество бережливости у детей нужно только в единстве с семьей. В ее исследовании убедительно показано, что воспитание бережного отношения к вещам возможно лишь в сочетании с трудовым воспитанием, приучением к порядку, воспитанием ответственности за сохранность вещей, как результату труда [25, c. 40].

Исследователь И. И. Розанова провела работу по выявлению усвоения детьми старшего дошкольного возраста понятия «бережливость». Она, также, показала, что определенная деятельность (рисование), подготовленная педагогом, может дать эффективный результат в воспитании у детей этого возраста бережного отношения к общественной собственности.

Исследование Л. А. Щураковской было направлено на формирование привычки бережного отношения к предметам учебной деятельности, которое шло в двух направлениях: обогащение детей соответствующими знаниями и формирование опыта поведения.

Исследование Д. С. Чесноускене посвящено формированию у старших дошкольников представлений о цене и стоимости товаров, денежных знаках. Автор проанализировала состояние «экономического» образования и воспитания дошкольников, выявила особенности восприятия денежных знаков, их покупательской возможности. Ею была разработана методика ознакомления детей с денежными знаками, понятиями дорого – дешево, покупательскими возможностями денег в зависимости от их количества. И, хотя, исследования были проведены в 80‑е годы, на наш взгляд, эта работа представляет большой интерес и в наше время с учетом новой экономической политики страны [30, c. 800].

Исследования А. Д. Шатовой посвящены изучению возможностей экономического образования и воспитания детей дошкольного возраста с учетом комплексного подхода, представляющего собой синтез нравственного, трудового, экономического аспектов образования.

В исследованиях А. Д. Шатовой, А. А. Смоленцовой, Л. Н. Галкиной выделены основные подходы к определению задач, содержания и методов экономического образования детей дошкольного возраста.

Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности [36, c. 35].

1.2. Экономическое воспитание ребенка в семье

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений [19, с. 11].

Семья – реальная экономическая среда, в которой живет ребенок, где он постоянно включается в реальные жизненные ситуации: сталкивается с настоящими деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи и т.п.

Понятно, что объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду, двух аспектов поведения детей – условного и реального, может дать хороший результат в области их экономического воспитания и развития [12, c. 52].

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Экономические отношения в семье определяют трудовые, временные, материальные, финансовые потребности и интересы семьи, отношение её членов к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от школьного экономического воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку [14, c. 126].

Экономическое воспитание детей в семье есть систематическое целенаправленное воздействие взрослых членов семьи, всего семейного уклада на формирование у детей рачительного отношения к личному и общественному, уважения к труду во всех его проявлениях.

С раннего возраста дети должны осознавать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушки, книги, одежда и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги [16, c. 14].

Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому чрезвычайно важно добиваться гармоничного единства экономического поведения в общественной и личной жизни родителей.

Экономические отношения в семье в определенной мере отражают экономические отношения, сложившиеся в обществе. Они определяют трудовые, временные, материальные, финансовые потребности и интересы семье; отражают взгляды и принципы членов семьи, их отношение к личной и общественной собственности; характеризуют моральные взаимоотношения взрослых и детей. Формируются экономические отношения всем семейным укладом и не всегда одинаково складываются.

В семье отражаются разнообразные отношения, которые имеют место в обществе – экономические, политические, социальные, духовные. Но в противовес общественным внутрисемейные отношения отличаются близостью, неповторимостью задушевных связей родителей и детей, глубоким личностным контактом между ними. Их воспитательная сила способствует интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком моральных норм и правил, формированию эмоционально-ценностных отношений и социально одобренного поведения. В семье ребенок начинает осмысливать общие нормы и ценности, что делает возможным его восприятие среди товарищей по играм, в детских возрастных коллективах, неформальных объединениях, членом которых он становится или на которые ориентируется в своей жизни. Следует подчеркнуть, что современного ребенка с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами. Следовательно, процесс экономической социализации рассматривается шире в сравнении с процессом экономического воспитания. В большинстве случаев сложно проследить за тем, что усваивает ребенок в процессе общения со сверстниками, просмотра средств массовой информации, наблюдения за деятельностью взрослых, и определить соответствие такой стихийной информации мораль-но-этическим нормам общества. Именно поэтому важно сформировать у детей дошкольного возраста элементарный экономический опыт, который станет базой для дальнейшей экономической социализации и экономического воспитания личности [16, c. 15].

А. Фэнем и П. Томас показали, что, как правило, родители, принадлежащие к среднему классу, регулярно выдают детям фиксированную сумму денег на карманные расходы и начинают делать это по отношению к детям младшего возраста, чем родители рабочие. В проведенном этими авторами исследовании было установлено следующее: свыше 90% родителей, принадлежащих среднему классу, считают, что к 8 годам ребенок уже должен иметь карманные деньги, среди рабочих эта цифра достигает лишь 70%. Что касается возраста 10 лет, то уже 100% из среднего класса, считают необходимым эти делать. Видимые классовые различия характерны и для периодичности выдачи карманных денег: делать это еженедельно, считают необходимым 91% представителей среднего класса и лишь 79% рабочих. И еще существенное классовое отличие: среди родителей, считающих, что мальчики должны большую сумму денег, чем девочки, рабочие значительно превалируют [27, c. 110].

На Западе родителями широко практикуется то, что совсем не принято у нас, а именно выплата дополнительных денег детям, за выполнение ими какой-то работы по дому. Западные психологи считают, что это полезно в педагогическом плане. Учить детей законам экономики надо, начиная с детского сада – так считал А. Фэнем.

Исследования ученых Е. Арнаутовой, А. Божович, Н. Виноградовой доказывают, что современным семьям присущи серьезные трудности в процессе экономической социализации. Большинство ошибок, которые допускают родители в экономическом воспитании своих детей, обусловлены недостатком конкретных психолого-педагогических знаний по экономическому воспитанию детей и его задач на современном этапе. Некомпетентность в экономической сфере подрастающего поколения приводит в дальнейшем к проблемам в семейных отношениях, к неспособности ведения бюджета, неразумному распределению средств, тормозит решение экономических проблем семьи [36, c.34].

Итак, семья является первичной средой, которая способствует формированию экономической культуры, экономического сознания, в которой ребенок овладевает экономическими понятиями, познает социальные экономические ценности и формирует собственный экономический опыт. Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.

1.3 Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал [31, c. 5].

Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из примеров может быть книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом». Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети могут постичь смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей [32, c. 500].

Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления

Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области [4, c. 52].

Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.

Хорошо, если занятия будут проходить так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу. Обогатить работу по освоению детьми понятий экономики более высоким и сложным содержанием поможет «Задачник мудрого Филина».

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [13, c. 211].

Выводы по главе

На современном этапе развития экономических отношений все чаще возникает вопрос о развитии экономических представлений ребенка. Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность. Экономическое воспитание – это одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ и стремления нашей экономики к рыночным отношениям.

Содержание экономического воспитания дошкольников включает в себя: формирование представлений о труде как ведущей категории экономической науки; формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете; знакомство с рекламой; формирование полезных навыков и привычек в быту.

Экономическое воспитание имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего, на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Описание методик исследования уровней первоначальных экономических представлений детей

Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР – детский сад «Кэнчээри» по ул. Каландаришвили 34/1, г. Якутск. В исследовании принимали участие 13 детей старшего дошкольного возраста. Возраст детей – 5 – 6 лет. Список детей дан в приложении (см. приложение 1).

Перед исследованием была поставлена цель: выявить уровень сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Выявление уровня понимания взаимосвязи труда и денег у детей старшего дошкольного возраста;

  2. Диагностика уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста по методике А. А. Смоленцова.

  3. Провести анкетирование родителей с целью выявления их отношения, запросов и ожиданий родителей экономическим представлениям дошкольников.

Методика 1. Опрос – беседа

Цель: выявить уровень трудовых знаний, навыков и знания детей о деньгах

Опрос – беседа охватывает 3 раздела: «Труд взрослых», «Ручной труд», и «Деньги».

Беседа проводится в виде викторины. Вопросы обобщаются наглядными материалами: картинками, фотографиями. Ответы поощряются фишками. Каждый раздел имеет фишки разного цвета. Это поможет для обработки анализа ответа, то есть, в каком разделе дети получили больше фишек, а в каком меньше.

Раздел «Труд взрослых» - синие фишки;

Раздел «Ручной труд» - оранжевые фишки;

Раздел «Деньги» - белые фишки.

Вопросы опрос – беседы:

Раздел «Труд взрослых».

1. Какие профессии вы знаете?

2. Какое значение имеет труд в жизни людей?

3. Расскажите о профессиях своих родителей.

4. Ходили ли вы на экскурсии в банк (в магазин, в ателье)?

Раздел «Ручной труд»

1. Кто занимается ремонтом книг (коробок, атрибутов)?

2. Какую коллективную аппликацию (лепку, поделки и др.) вы делали?

3. Кто собирает, подготавливает материал к работе?

Раздел «Деньги»

1. Что такое деньги?

2. Какие бывают деньги?

3. Как вы думаете, откуда у взрослых берутся деньги?

4. Если у вас было много денег, чтобы вы сделали?

5. Как вы думаете, чем связаны деньги и труд?

Анализ результатов. Каждый раздел оценивается по 10 баллам и получает следующие показатели:

- высокий уровень – если ребенок четко, уверенно отвечает на вопросы, хорошо понимает, что труд и деньги взаимосвязаны. Дети определяют значение денег, откуда они берутся, сопоставляют деньги с трудом, например: люди работают, чтобы заработать денег (10,9,8).

- средний уровень: дети, которые дают неопределенные и неточные ответы на вопросы. Неточно знают значение денег, для чего они нужны. Путаются в ответах, имеют неточные сопоставления денег с трудом (7, 6, 5).

- низкий уровень: дети, которые не знают, что такое деньги, не понимают, как могут быть связаны деньги с трудом. Не знают, откуда могут быть связаны деньги с трудом. Не знают, откуда могут быть у взрослых деньги (ниже 5 баллов)

Оценка результатов выявляется высчитыванием фишек.

Методика 2. Выявление уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста по методике А. А. Смоленцова.

В наблюдении детям предлагается 3 задания, которые оцениваются по 3 уровням.

Задание 1:

Выберите, что тебе больше нравится.

Цель: выявить интерес детей к экономике.

Материал: 10-12 брусков, карточки с цифрами 1; 2; 3;…., деньги (монеты и банкноты)

Инструкция: на столе лежат цифры, деньги, бруски. Рассмотри их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд числе.

- Что ты хочешь выбрать: бруски, цифру, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)

- Если не было цифр (брусков и монет), то из чего бы еще ты мог составить ряд чисел?

Задание 2.

Выбери верное предложение

Цель: выявить сформированность экономических представлений

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и соответствующие им картинки

Инструкция: предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.

1. Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

2. Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта – это бумажные деньги.

Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими

4. Реклама нужна человеку для развлечения.

Реклама важна для продажи товаров.

5. Пенсию обычно получают папы и мамы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

6. Вода должна течь из крана и днем, и ночью.

Вода должна течь из крана тогда, когда это необходимо человеку.

7. Бюджет семьи – это только доходы.

Бюджет семьи – это доходы и расходы.

8. Чем качественнее товар, тем выше цена.

Чем качественнее товар, тем ниже цена.

Задание 3

Расскажи, что случилось?

Цель: определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; «лица» в разных эмоциональных состояниях (улыбающиеся, недовольное, грустное, удивленное и т. д).

1. Мальчик ремонтирует книгу.

Мальчик вырывает страницу из книги

2. Девочка бросает игрушку.

Девочка наводит порядок в игровом уголке: собирает разбросанные игрушки.

3. На витрине магазина представлены товары без ценников

4. Мальчик плачет и требует машинку

5. Папа и мама определяет бюджет своей семьи (расходы и доходы)

Инструкция. Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?

По результатам выполнения задания каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития.

Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношения к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий. Характер помощи взрослого связан с сосредоточением и удержания внимания на заданиях. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существительных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощи взрослого. Характер оказываемой ему помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи.

Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам при использовании «экономической» терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.

Методика 3. Анкетирование родителей.

Цель: выявление отношения, запросов и ожиданий родителей экономическим представлениям дошкольников.

Вопросы для анкетирования:

1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?

А) да

Б) нет

В) не знаю

2. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?

А) да

Б) нет

В) не знаю

3. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

4. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?

А) да

Б) нет

В) иногда

5. Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?

А) да

Б) нет

В) иногда

6. Ведете ли Вы беседу на темы деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

7. Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?

А) да

Б) нет

В) иногда

8. У Вашего ребенка есть копилка?

А) да

Б) нет

9. Читаете ли Вы педагогические литературы?

А) да

Б) нет

В) иногда

10. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?

А) да

Б) нет

В) не знаю

При проведении анкетирования родителей, были заданы вопросы, для выявления следующих показателей:

  1. Оценка родителями уровня своего ребенка о представлении, об экономике.

  2. Дают ли родители, какую – либо информацию своим детям об экономике.

Мы установили, следующие уровни отношения родителей по критериям ответов на анкетные вопросы:

высокий уровень – да;

средний уровень – иногда, не знаю;

низкий уровень – нет.

2.2. Анализ полученных результатов об уровнях сформированности первоначальных экономических представлений детей

Проведенный нами анализ диагностических методик позволил выявить уровень сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Результаты проведения исследований.

Методика 1. Опрос-беседа.

Таблица 1

Показатели уровня трудовых знаний, навыков и знания детей о деньгах

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

В %

Количество детей

В %

Количество детей

В %

4

30,7

7

53,8

2

15,4

По количеству фишек можно сказать, что дети имеют представлений о разделах, меньше фишек получили в разделе «труд взрослых» и «деньги». Исходя из этих результатов, можно сказать, что у детей средний уровень трудовых знаний, навыков и знания детей о деньгах. Как показано на таблице 1, высокий уровень получили 4 детей, которые ответили на вопросы полностью, четко и верно. Например, были такие ответы, как: «деньги – это на что может человек жить, либо, деньги – это когда взрослый человек работает, и ему дают за это деньги». Очень хорошо разбираются и сопоставляют труд с деньгами. Откуда берутся деньги, хорошо и логически отвечают, разбираются в словах как рубль, копейка, опираются на денежные знаки.

Средний уровень отражает нам, что количество ответивших детей намного больше, чем в высоком уровне, семеро детей. Это дети, которые ответили на вопросы, не полностью и не точно знают ответ на вопрос «что такое деньги?», путаются в определении, некоторые не знают, даже затрудняются в ответе первого вопроса, например Федоров Гена не знает, что такое деньги, он ответил что, деньги – это бумажки с цифрами и рисунками. В основном встречались не полные и не логические ответы, например, в вопросе «откуда берутся у взрослых деньги?» некоторые дети отвечали, что бабушка дает, или из банка. Дети с этим уровнем не могут объяснить появление денег, отвечают однозначно.

Низкий уровень, это дети абсолютно не знающие и не понимающие, что такое деньги и откуда они могут взяться у взрослых людей. Например: Петров Саша сидел и пожимал плечами, Лебедева Дана и Алексеев Альберт пытались ответить на данные вопросы, но не смогли ответить, например: «Деньги – это деньги», на вопрос, «Откуда берутся у взрослых деньги?», отвечали: «Не знаю». Чем связан труд с деньгами, вообще не знают. Как нам видно, по результатам таблицы, дети с низким уровнем – 15,4%.

Таким образом, данная опрос-беседа нам показала, что дети не имеют четкого представления: что такое деньги и как у взрослых людей они появляются. Также нужно отметить, что дети не улавливают связи между деньгами и трудом человека.

Следовательно, на данном исследовании, мы выявили уровни трудовых знаний, навыков и знания детей о деньгах.

Методика 2. Выявление уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста по методике А. А. Смоленцова.

Таблица 2

Показатели уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

В %

Количество детей

В %

Количество детей

В %

2

15,4

8

61,5

3

23,1

По итогам проведенного исследования, можно определить, что у детей средний уровень развития первоначальных экономических представлений. Как показано на таблице 2, высокий уровень получили 2 детей, которые проявляли ярко выраженное положительное эмоциональное отношение к заданиям. Были максимально самостоятельными при выполнении заданий, отказывались от помощи.

Средний уровень отражает нам, что количество детей намного больше, чем в высоком уровне, восемь детей. Это дети, которые проявляли интерес к большинству заданий, активно отвечали на вопросы, иногда допускали ошибки при группировании предметов, но исправляли их.

Низкий уровень, это дети, которые вообще не проявляли интереса к заданиям, отвлекались, испытывали затруднения при выполнении заданий. Как нам видно из результатов таблицы, количество детей с низкими результатами – 3 (23,1%).

Таким образом, данная проведенная методика по А. А. Смоленцовой, показала, что большинство детей проявляет интерес к заданиям экономического характера.

Следовательно, на данном исследовании, мы выявили уровни сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Методика 3. Анкетирование родителей.

Таблица 3

Результаты анкетирования родителей детей старшего дошкольного возраста

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Количество

%

Количество

%

Количество

%

Вопрос 1

8

61,5

5

38,4

-

-

Вопрос 2

7

53,8

5

38,4

1

7,6

Вопрос 3

3

23,1

10

76,9

-

-

Вопрос 4

10

76,9

3

23,1

-

-

Вопрос 5

9

69,2

3

23,1

1

7,6

Вопрос 6

5

38,4

8

61,5

-

-

Вопрос 7

11

84,6

2

15,3

-

-

Вопрос 8

3

23,1

7

53,8

3

23,1

Вопрос 9

10

76,9

2

15,3

1

7,6

Вопрос 10

10

76,9

3

23,1

-

-

Таким образом, по данным таблицы анкетирования родителей, можно судить о следующем: родители информируют об экономике не углубленно, а поверхностно. То есть они не понимают, что детям с малых лет нужно знакомить детей с первоначальными экономическими представлениями.

Итак, по результатам трёх проведенных методик мы получили средний уровень сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

  1.  
    1. Система работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, игровой

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель, родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный (3 месяца)

Основная проблема проекта: приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Предлагаемый проект поможет систематизировать работу по экономическому воспитанию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

  1.  
    1.  
      1.  
        1. формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников;

        2. активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности;

        3. совершенствовать коммуникативные качества детей;

        4. содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

        5. укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).

Предполагаемые результаты

По завершению проекта дети могут:

  1. активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проекта (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

  2. осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

  3. получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

  4. понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;

  5. осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

  6. контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы, дидактические игры, просмотр мультфильмов

Этапы работы по проекту:

1 этап (подготовительный) октябрь-ноябрь 2016 года: изучение литературы по теме исследования.

2 этап: определение уровня сформированности первоначального экономического представления у детей старшего дошкольного возраста: ноябрь 2016 года.

3 этап: (разработка проекта) ноябрь-декабрь 2016 года.

Неделя

Экономические категории

Цель

Виды и содержание деятельности

1

Деньги, семейный бюджет

Познакомить детей с понятием деньги.

Беседы: « Что такое деньги?»,

Познакомить детей с новыми понятиями: «бюджет», «кошелек», «карточка», «денежные купюры»

Сказка «Хранители бюджета» Ястребова Л., Мальгина Н.

Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

Беседа «Семейный бюджет»

расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»

2

Труд

Дать представление о труде, Воспитывать уважение к труду; трудолюбие; отрицательное отношение к лени.

Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-Теремок» В. Г. Сутеев, В. Сухомлинский «Бабушка и Петрик»

Познакомить детей с профессиями людей

Беседа: «Труд в жизни людей»

Дать представление о существовании различных профессий и их отличительных признаках

Дидактические игра: «Кому что нужно для работы»

3

Товар, цена, бартер (товарообмен)

Дать представление о таких понятиях, как «дороже», «дешевле», «цена», «товар»

Беседа на тему: «Цена товара»

Дать представление о таких понятиях как «бартер», «обмен», «товарообмен»

Беседа на тему «Обмен»

Формировать представление о таких понятиях, как «цена» и «товар»

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Дидактическая игра «Что быстрее купят?»

4

Рынок.

Дать представление, что такое «рынок»

Чтение «Муха цокотуха» К.Чуковского.

Развить представление детей о таком понятии, как рынок

Рассматривание картины «В магазине», «На рынке»

5

Реклама

Дать представление о понятии «реклама»

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

Дать представление о новых профессиях, таких, как «рекламодатель»

Беседа о новых профессиях

дать представление детям о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. Развитие речи детей. Логическое мышление, творчество.

Дидактическая игра «Угадай, какая это профессия?».

6

Потребность

(Что нужно человеку)

расширять представления о разнообразии потребностей; прививать доброе отношение к живому миру.

Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковский

Продолжить экономить детей с экономической категорией «потребности», с видами потребностей

Беседа о потребностях людей

Научить детей подбирать нужные человеку потребности; осознавать на доступном ему уровне, что есть жизненно важные потребности

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

7

Выгода и убыток

познакомить с разными способами получения дохода; развивать смекалку, умение предвидеть результат.

«Выгодное дело» Братья Гримм

расширять представления о том, что выгода для одной стороны может быть убытком для другой; воспитывать чувство справедливости.

Чтение художественной литературы: «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В. И. Даль.

8

Бизнес и капитал

Дать представление детям о таких понятиях, как «акции», «связи», «прибыль», «валюта», «бизнес»

Чтение худ литературы «Бизнес крокодила Гены» Успенский

Объяснить, что настойчивость, обязательность помогают добиться успеха в любом деле

Чтение художественной литературы «Как звери решили открыть свой бизнес».

 

Дидактическая игра: «Экономическая рыбалка».

9

Итоговая работа

Сформировать высокий уровень трудовых знаний, навыков и знания детей о деньгах

Настольная игра «Круг чудес»

Сформировать умение входить в роль предпринимателей, иметь свой бизнес, и правильно пользоваться деньгами

Сюжетно – ролевая игра «Маленькие бизнесмены»

Во время итоговой недели проводятся настольная игра «Круг чудес» и сюжетно – ролевая игра «Маленькие бизнесмены».

Таким образом, нами было проведено исследование для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста нами было подобрано и проведено 3 методики, которые включали опрос-беседу, методики по А.А. Смоленцовой и последней методикой было анкетирование родителей. Исследование проводилось с учетом возрастных особенностей детей.

Опираясь на анализы методик, мы пришли к выводу, что уровень сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста средний.

На основе анализа методик, мы разработали систему работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В процессе работы по экономическому воспитанию дети знакомятся с экономическими понятиями и терминами, расширяют представление по проблемам семейного бюджета, роли труда в жизни человека, профессиях, о потребностях человека, рынке, бизнесе. Тематика бесед проводится в форме игр, таких как «Бюджет моей семьи», «Кому что нужно для работы», «Угадай, какая это профессия», «Кому что нужно», «Экономическая рыбалка», Настольная игра «Круг чудес», сюжетно-ролевая игра «Маленькие бизнесмены».

Широко использовалась детская литература по теме. На занятиях читали и обсуждали детские произведения: сказка «Хранители бюджета» Ястребовой Л., Мальгиной Н., «Муха-цокотуха», «Буратино», «Терем-Теремок» В. Г. Сутеева, «Бабушка и Петрик» В. Сухомлинского, «Как мужик корову продавал» и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современное время проблема экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста очень актуальна. По данной теме работали выдающиеся педагоги и психологи, такие, как Белицкая Г.Э., Буренина С.Ю., Валицкая А.П., Галкина Л.Н., Данзигер К., Дейнека О.С., Ерина С.И., Жилина Ж.А., Кибизова Л.Ю., Кларина Л.М., Курак Е.А., Мацнев Ю. В., Новиков В.В., Пиаже Ж., Райзберг Б.А., Саттон Р., Семенов М.Ю., Смоленцова А.А., Страусс А., Фенько А.Б., Фёрт Г., Шатова А.Д., Щедрина Е.В. и др.

Содержание экономического воспитания дошкольников включает в себя формирование представлений о труде как ведущей категории экономической науки; формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете; знакомство с рекламой; формирование полезных навыков и привычек в быту.

По данной проблеме мы провели исследование по трем методикам, для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты констатирующего этапа исследования показали средний уровень сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе исследования были разработаны и экспериментально апробированы педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

Выполнены цель и задачи исследования: разработаны и экспериментально апробированы педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста; проанализирована научно-педагогическая литература по теме исследования; определены методы, приемы и средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста; проведена диагностика уровней сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста; разработана система работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алова, Г.Н., Любщина, М.И. Нравственные аспекты формирования потребности в труде/ Г.Н.Алова. – Л.; Знание, 1986. – 457 с.

  2. Андреев, Н. Семейная экономика/Н.Андреев // Семья и школа. 1985.-

№ 12.

  1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду/ А.К.Бондаренко. – М.; Просвещение, 1991. – 160 с.

  2. Васильев, Ф.Т. Дидактические игры и упражнение для детей старшей группы/ Ф.Т.Васильев// Дошкольное воспитание. – 2001. - № 9. – С. 52-53

  3. Волкова, Ф.М., Рузавина, С.И. Экономические основы всестороннего развития личности/Ф.М.Волкова. – М.; МГУ, 1979. – 854 с.

  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.; - 1989. – 164 с.

  5. Козлова, Е.В. Особенности осознания с детьми роли денег, труда и их взаимосвязи/Е.В.Козлова // Начальная школа – 2000. - № 1. – С. 22-26

  6. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим/С.А.Козлова. – М., 1988.

  7. Кузьмин, Е.С. Труд, контакт, эмоции/Е.С.Кузьмин. – М.; Педагогика, 1980 – С. 105-112

  8. Кузнецова, Е.С. Экономика и организация народного образования. Сборник трудов/Е.С.кузнецова. – М.; Экономика, 1975. – 151 с.

  9. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е.А. Курак.-Москва: Сфера.- 2002

  10. Лунева, Г. Играем в экономику/Г.Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53

  11. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка/А.А.Люблинская. – М.; Просвещение, 1972. – 256 с.

  12. Макаренко, А.С. О воспитании/А.С.Макаренко. – М.; Политиздат,1988. – 256 с.

  13. Макеева, Г. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – С. 83.

  14. Олесова, М.М. Обратимся к опыту семьи в экономическом воспитании детей // Народное образование Якутии. – 1999. - № 4 – С. 114-116.

  15. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника/Л.Ф.Островская. – М.; Просвещение, 1987. – 144 с.

  16. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов/М.Н.Перова. – М.; Просвещение, 1996. – 144 с.

  17. Проблемы формирования ключевых компетентностей в дошкольном возраста / Министерство образования Республики Саха (Якутия); сост. Савинов, В.М., Ситникова, Н.В., Колосова, Е.Н. – Якутск, 2002. – 112 с.

  18. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.

  19. Потапова, Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т.В.Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

  20. Райзберг, Б.А. Курс экономики: учебник/ Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева.- Москва: ИНФРА-М.- 2008

  21. Райзберг, Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых/Б.А.Райзберг. – М.; АОЗТ Нефтехиминвест, 1995. – 546 с.

  22. Самборенко, Л. Отклики на статью А. Шатовой // Дошкольное воспитание. - 2001. – № 12. –С. 34-35

  23. Сасова, И.А., Нагуманова, И.И. Экономика для младших школьников/И.А.Сасова. – М.; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.

  24. Сасова, И.А. Экономика/И.А.Сасова. – М.; Вита-Пресс, 2000. – 26 с.

  25. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности/Д.В.Сергеева. – М.; - 1987. – 128 с.

  26. Смоленцова, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием/А.А.Смоленцова. – М.; Просвещение, 1993. – 95 с.

  27. Смоленцова, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А.А.Смоленцова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.

  28. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста/А.А.Столяр. – М.; Просвещение, 1974. – 912 с.

  29. Сыроваткина, И. Азбука гнома – эконома/И.Сыроваткина. – Ростов н/Д.; Феникс, 1997.– 10 с.

  30. Турунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/Т.В.Турунтаева. – М.; Просвещение, 1982. – 751 с.

  31. Тонкова – Ямпольская, Р.В., Черток, Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста/Р.В.Тонкова-Ямпольская. – М.; Просвещение, 1987. 224 с.

  32. Фридман, Л.И. Наглядность и моделирование в обучении/Л.И.Фридман. – М.; Просвещение, 1984. – 556 с.

  33. Шалиева, Т. Экономика: Жизнь и игра // Обруч. – 1999. - №1. – С. 56-58.

  34. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. – С. 35-44.

  35. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.

  36. Шатова, А. Становление начал ценностных ориентаций // Образование и рынок. – 1997. - № 1. – С. 4-7.

  37. Шатова, А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников/А.Д.Шатова. – М.; Ювента, 2003. – 16 с.

  38. Шикова, Р.Н., Петрушенко, А.Д. Использование задач с экономическим содержанием на уроках математики. // Начальная школа. – 2004. - №1.- С. 85-88.

  39. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации/Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

  40. Шмырева, Г.Г., Фуртат, Н.Е. Ознакомление учащихся с экономическими понятиями на уроках математики // Начальная школа. – 1998. - №1. – С. 89-91.

  41. Щедрина, Е.В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): «Круг чудес» настольная игра

Возрастная группа: старшая группа

Средства:

Наглядные: денежные карты с определенными номиналами, настольное поле с вращающей стрелкой, стопки карточек с определенными заданиями.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Цель: Сформировать высокий уровень трудовых знаний, навыков и знания детей о деньгах

1. Образовательные:

• расширять представления о деньгах

• упражнять детей в умении рассказывать связно, последовательно, обогащать словарный запас детей;

• учить высказываться, используя разнообразные определения.

2. Развивающие:

  • развивать наблюдательность;

  • совершенствовать знания детей о деньгах

  • принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

3. Воспитательная:

  • продолжать воспитывать бережное отношение к труду, деньгам;

Образовательные:

Систематизировать знания детей о деньгах

Развивающие:

Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к труду, деньгам

 

Этапы деятельности

Формы организации совместной деятельности педагога и детей

Средства, которые использует педагог

Содержание деятельности

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Вводно-организационный

Дети садятся за столом на стульчики.

Улыбается, приветствует.

- Здравствуйте, дети!

Воспитатель (В) : Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. А теперь давайте с вами поиграем. Хотите?

Игра «Круг чудес».

Смотрят, Отвечают на вопрос воспитателя

Привлечение направленного внимания.

Основная

  • Играем в игру

Рассказывается о правилах игры

В: - Ребята, давайте начнём играть. Я раздам вам карточки с категориями: труд – профессия, бизнес, и денежные карточки. Крутите стрелку, и если упадет на категорию капитал, вы выбираете, будете влаживать деньги на бизнес или же нет. Если стрелочка упадет на категорию реклама, то вы рассказываете, рекламируете о своём бизнесе, ну а если, стрелочка упадет на доход, вы берете из карточек категории доход, то есть вам будет добавляться доход за ваш бизнес. И последний сектор рынок. Если стрелочка упадет на категорию рынок, то вы будете должны купить что-то для своего бизнеса что то. Вы поняли ребята? Молодцы!

Дети играю игру.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Сформированность представления об правилах игры. Любознательность и активность.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения.

Сформированность элементарных навыков.

Заключительная

  • Конец игры

Настольная игра.

Подводятся итоги

Ребята, давайте мы закончим нашу игру и подведем итоги. У кого сколько денег осталось?

Дети отвечают.

Сформированность представления об основах экономики

Приложение 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): «Маленькие бизнесмены» сюжетно – ролевая игра

Возрастная группа: старшая группа

Средства:

Наглядные: денежные карты с определенными номиналами, карточки с определенным бизнесом

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Цель: Сформировать умение входить в роль предпринимателей, иметь свой бизнес, и правильно пользоваться деньгами

1. Образовательные:

• расширять представления о деньгах

• упражнять детей в умении рассказывать связно, последовательно, обогащать словарный запас детей;

• учить высказываться, используя разнообразные определения.

2. Развивающие:

  • развивать наблюдательность;

  • совершенствовать знания детей о деньгах

  • принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

3. Воспитательная:

  • продолжать воспитывать бережное отношение к труду, деньгам;

Образовательные:

Систематизировать знания детей о деньгах

Развивающие:

Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к труду, деньгам

 

Этапы деятельности

Формы организации совместной деятельности педагога и детей

Средства, которые использует педагог

Содержание деятельности

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

Вводно-организационный

Дети садятся на стульчики.

Улыбается, приветствует.

Здравствуйте, дети!

Воспитатель (В) : Ребята, а давайте с вами поиграем. Хотите?

Игра называется «Маленькие бизнесмены».

Да, ребята. Сегодня вы будете бизнесменами, которые имеют свой бизнес. Хотите стать бизнесменами?

Смотрят, Отвечают на вопрос воспитателя

Привлечение направленного внимания.

Основная

  • Играем в игру

Рассказывается о правилах игры

В: - Ребята, давайте начнём играть. Я раздам вам карточки с бизнесом, и деньги. Полученными деньгами Вы не тратите на свои собственные дела, а только в свой бизнес. Например, как вы используете эти деньги в своем бизнесе?

Рассказывают как будут использовать эти деньги

Сформированность представления об правилах игры. Любознательность и активность.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения.

Сформированность элементарных навыков.

Заключительная

  • Конец игры

Настольная игра.

Подводятся итоги

Ребята, давайте мы закончим нашу игру и подведем итоги. У кого сколько денег осталось?

Дети отвечают.

Сформированность представления об основах экономики

Просмотров работы: 2743