Важность исследования деятельности волонтеров обусловлена их возрастающим значением для российского общества. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве стратегических ориентиров выдвинуты такие направления, как: «содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства); развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций» [5].
В терминологическом отношении понятия «волонтерство» и «добровольчество» общепринято считаются синонемичными, что закреплено в нормативно-правовых актах и получило отражение в работах отечественных исследователей (Певная М.В., Яницкий О.В.) [9; 13; 14]. «Волонтерство» в современной литературе понимается как благотворительная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, направленных на достижение социально значимых целей.
Е.И. Холостова определяет, что волонтеры (от англ. volunteer − доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтеры в современном значении этого слова – это члены общественного объединения социальной направленности. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры могут осуществлять свою деятельность стихийно и централизовано [12].
Целью волонтерской деятельности является решение общественно значимых вопросов посредствам совместного добровольческого труда. Условием следует считать добровольный характер выполнения деятельности. Среди принципов волонтерской деятельности выделяют принцип личной вовлеченности, принцип саморазвития, добросовестности и законности. Результатом следует считать те положительные моменты, которые испытывают люди, которым помогли волонтеры самых разных направлений.
Результат деятельности волонтера несколько отличается от результатов, достигнутых в этой сфере профессионалами, людьми имеющими компетентность в определенной области. Но благодаря особенностям, связанным с принципами и условиями добровольчества этот труд оценивается как источник энергии, необходимой для достижения целей мирового сообщества.
В современном мире существуют и активно проявляют себя люди на безвозмездных основах оказывающие помощь нуждающимся, и тем самым оказывающие влияние на трансформацию общества. Традиционно, наиболее социально активной демографической группой, которая может стать основой крупномасштабного волонтерского движения является молодежь [10].
В контексте вышесказанного рационально рассмотреть понятие «молодежь». В.Т. Лисовский рассматривает молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [4].
Данная категория граждан является общественной силой, «которая может осуществить различные начинания, потому что она не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера» [8].
В силу своего особого взгляда на общественные проблемы, молодые люди становятся инициаторами изменений в обществе. А волонтерство, в свою очередь, как общественное движение открывает перспективу проявить свои социальные и культурные особенности [11]. В связи с тем, что волонтер осуществляет различные виды добровольческой деятельности, такие как:
1) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;
2) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;
3) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;
4) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;
5) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;
6) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;
7) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;
8) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;
9) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;
10) иная добровольческая (волонтерская) деятельность. (Статья 5 Проекта ФЗ о добровольчестве (волонтерстве)), то степень влияния особенностей его культуры на общество велико.
Деятельность волонтера осуществляющего деятельность, связанную с психолого-педагогической поддержкой (волонтер-вожатый), педагогическим сопровождением (волонтер-няня, волонтер-детский аниматор), просветительской деятельности (волонтер-информатор населения) носит более специфический характер, чем другая иная добровольческая деятельность, т.к. допустив ошибку при взаимодействии с детьми последствия этих ошибок могут быть трудно или вовсе непоправимы. В связи с тем, что к данным видам деятельности допускается любой доброволец, в том числе не имеющий специального педагогического образования, то становится насущным вопрос о целенаправленном формировании у данной категории волонтеров не просто педагогических знаний, а системы умений, отношений и понимание ответственности перед обществом, иными словами – педагогической культуры.
В связи с эпизодичностью, несистемностью и непрофессиональностью деятельности добровольца, компоненты его педагогической культуры будут иметь определенную специфику.
Мировоззренческий компонент, определяющий ценностно-смысловые ориентации волонтера при осуществлении педагогической деятельности.
Интеллектуальный, включающий знания основ педагогики, психологии, физиологии и гигиены, правовых основ, основ конфликтологии умения определять цели и задачи воспитания и обучения и прогнозировать результаты;
Действенно-практический, предполагающий деятельность волонтеров по формированию умений и практического опыта взаимодействия ребенком, методы, формы преподавания, педагогические технологии, а так же владение педагогической техникой, современными средствами обучения.
Эмоциональный, предполагающийумение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях; понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения; способность к эмпатии, сочувствию и сопереживанию.
Таким образом, говоря о специфике волонтерства, в частности при работе с детьми, учитывая эпизодический, несистемный и непрофессиональный характер деятельности волонтера, но понимая всю меру ответственности за последствия действий или бездействий добровольца, мы можем говорить о необходимости формирования его педагогической культуры. Педагогическая культура волонтера будет отличаться от педагогической культуры педагога и состоять из мировоззренческого, интеллектуального, действенно-практического, эмоционального компонентов. Следовательно, целенаправленная, систематическая работа по формированию данных компонентов педагогической культуры позволит волонтеру повысить качество его деятельности, связанной с психолого-педагогической поддержкой педагогическим сопровождением, просветительской работой с населением.
Список литературы:
Бенин В.Л. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: сб. статей. Вып. 1—3 / под ред. В.Л. Бенин. Уфа: Башкир. гос. пед. ин-т, 1995—1998.
Екимова С. Волонтерское движение в гуманитарном вузе С. Екимова // Высшее образование в России, 2006. — № 12. — С. 95—97.
Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2005. — № 11. — С. 14—20.
Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г. (ред. от 08.08.2009). [Электронный ресурс] URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения 13.09.2016)).
Кудринская Л.А. Социологические исследования, Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика. 2006. — № 5. — С. 15—22.
Кузнецов В.В Введение в профессионально-педагогическую специальность Кузнецов В.В/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2007. — 176 с.
Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М., 1992.
Певная М.В. Волонтерство как социологическая проблема // СОЦИС. – 2013. – № 2. – С. 110-119; Отчет по проекту «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации». – М.: ФОМ, 2012. – 200 с.
Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. Басова Н.Ф. М., 2007.
Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного Российского общества// Теория и практика общественного развития.-2011.- № 8.- С. 71-73.
Холостова Е.И. Волонтеры // Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е.И. Холостовой. М., 1997.
Шевченко П.В. Социальная роль московского волонтерства // СОЦИС. – 2013. – № 8. – С. 60-70.
Яницкий О.Н. Волонтеры: гражданские и государственные // Социологическая наука и социальная практика. – 2014. – №1. – С. 71-89.