ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОЛОНТЕРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОЛОНТЕРОВ

Маринченко Д.Н. 1
1Педагогический институт ФГБОУ ВО «ИГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях социально-экономического и политического развития государства все более актуальной становится роль некоммерческих организаций, в том числе волонтерства как одного из его ключевых элементов, способного снижать социальную напряженность, брать на себя функции, которые государство по определенным причинам не может выполнить или делегировать коммерческому сектору.

Важность исследования деятельности волонтеров обусловлена их возрастающим значением для российского общества. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве стратегических ориентиров выдвинуты такие направления, как: «содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства); развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций» [5].

В терминологическом отношении понятия «волонтерство» и «добровольчество» общепринято считаются синонемичными, что закреплено в нормативно-правовых актах и получило отражение в работах отечественных исследователей (Певная М.В., Яницкий О.В.) [9; 13; 14]. «Волонтерство» в современной литературе понимается как благотворительная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, направленных на достижение социально значимых целей.

Е.И. Холостова определяет, что волонтеры (от англ. volunteer − доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтеры в современном значении этого слова – это члены общественного объединения социальной направленности. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры могут осуществлять свою деятельность стихийно и централизовано [12].

Целью волонтерской деятельности является решение общественно значимых вопросов посредствам совместного добровольческого труда. Условием следует считать добровольный характер выполнения деятельности. Среди принципов волонтерской деятельности выделяют принцип личной вовлеченности, принцип саморазвития, добросовестности и законности. Результатом следует считать те положительные моменты, которые испытывают люди, которым помогли волонтеры самых разных направлений.

Результат деятельности волонтера несколько отличается от результатов, достигнутых в этой сфере профессионалами, людьми имеющими компетентность в определенной области. Но благодаря особенностям, связанным с принципами и условиями добровольчества этот труд оценивается как источник энергии, необходимой для достижения целей мирового сообщества.

В современном мире существуют и активно проявляют себя люди на безвозмездных основах оказывающие помощь нуждающимся, и тем самым оказывающие влияние на трансформацию общества. Традиционно, наиболее социально активной демографической группой, которая может стать основой крупномасштабного волонтерского движения является молодежь [10].

В контексте вышесказанного рационально рассмотреть понятие «молодежь». В.Т. Лисовский рассматривает молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [4].

Данная категория граждан является общественной силой, «которая может осуществить различные начинания, потому что она не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера» [8].

В силу своего особого взгляда на общественные проблемы, молодые люди становятся инициаторами изменений в обществе. А волонтерство, в свою очередь, как общественное движение открывает перспективу проявить свои социальные и культурные особенности [11]. В связи с тем, что волонтер осуществляет различные виды добровольческой деятельности, такие как:

1) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;

2) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;

3) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;

4) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;

5) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;

6) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;

7) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;

8) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;

9) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;

10) иная добровольческая (волонтерская) деятельность. (Статья 5 Проекта ФЗ о добровольчестве (волонтерстве)), то степень влияния особенностей его культуры на общество велико.

Деятельность волонтера осуществляющего деятельность, связанную с психолого-педагогической поддержкой (волонтер-вожатый), педагогическим сопровождением (волонтер-няня, волонтер-детский аниматор), просветительской деятельности (волонтер-информатор населения) носит более специфический характер, чем другая иная добровольческая деятельность, т.к. допустив ошибку при взаимодействии с детьми последствия этих ошибок могут быть трудно или вовсе непоправимы. В связи с тем, что к данным видам деятельности допускается любой доброволец, в том числе не имеющий специального педагогического образования, то становится насущным вопрос о целенаправленном формировании у данной категории волонтеров не просто педагогических знаний, а системы умений, отношений и понимание ответственности перед обществом, иными словами – педагогической культуры.

В связи с эпизодичностью, несистемностью и непрофессиональностью деятельности добровольца, компоненты его педагогической культуры будут иметь определенную специфику.

  1. Мировоззренческий компонент, определяющий ценностно-смысловые ориентации волонтера при осуществлении педагогической деятельности.

  2. Интеллектуальный, включающий знания основ педагогики, психологии, физиологии и гигиены, правовых основ, основ конфликтологии умения определять цели и задачи воспитания и обучения и прогнозировать результаты;

  3. Действенно-практический, предполагающий деятельность волонтеров по формированию умений и практического опыта взаимодействия ребенком, методы, формы преподавания, педагогические технологии, а так же владение педагогической техникой, современными средствами обучения.

  4. Эмоциональный, предполагающийумение владеть собою в трудных, непредвиденных ситуациях; понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь для их разрешения; способность к эмпатии, сочувствию и сопереживанию.

Таким образом, говоря о специфике волонтерства, в частности при работе с детьми, учитывая эпизодический, несистемный и непрофессиональный характер деятельности волонтера, но понимая всю меру ответственности за последствия действий или бездействий добровольца, мы можем говорить о необходимости формирования его педагогической культуры. Педагогическая культура волонтера будет отличаться от педагогической культуры педагога и состоять из мировоззренческого, интеллектуального, действенно-практического, эмоционального компонентов. Следовательно, целенаправленная, систематическая работа по формированию данных компонентов педагогической культуры позволит волонтеру повысить качество его деятельности, связанной с психолого-педагогической поддержкой педагогическим сопровождением, просветительской работой с населением.

Список литературы:

  1. Бенин В.Л. Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: сб. статей. Вып. 1—3 / под ред. В.Л. Бенин. Уфа: Башкир. гос. пед. ин-т, 1995—1998.

  2. Екимова С. Волонтерское движение в гуманитарном вузе С. Екимова // Высшее образование в России, 2006. — № 12. — С. 95—97.

  3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2005. — № 11. — С. 14—20.

  4. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.

  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г. (ред. от 08.08.2009). [Электронный ресурс] URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения 13.09.2016)).

  6. Кудринская Л.А. Социологические исследования, Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика. 2006. — № 5. — С. 15—22.

  7. Кузнецов В.В Введение в профессионально-педагогическую специальность Кузнецов В.В/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2007. — 176 с.

  8. Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М., 1992.

  9. Певная М.В. Волонтерство как социологическая проблема // СОЦИС. – 2013. – № 2. – С. 110-119; Отчет по проекту «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации». – М.: ФОМ, 2012. – 200 с.

  10. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. Басова Н.Ф. М., 2007.

  11. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного Российского общества// Теория и практика общественного развития.-2011.- № 8.- С. 71-73.

  12. Холостова Е.И. Волонтеры // Словарь-справочник по социальной работе / под ред. проф. Е.И. Холостовой. М., 1997.

  13. Шевченко П.В. Социальная роль московского волонтерства // СОЦИС. – 2013. – № 8. – С. 60-70.

  14. Яницкий О.Н. Волонтеры: гражданские и государственные // Социологическая наука и социальная практика. – 2014. – №1. – С. 71-89.

Просмотров работы: 367