РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА "ФИОЛЕТОВАЯ СКАЗКА" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА "ФИОЛЕТОВАЯ СКАЗКА"

Еремеева В.В. 1, Николаева Л.В. 2
1Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный институт
2Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности и творческого воображения.

Творческое воображение активизирует память, мышление, наблюдательность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Оно связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными слуховыми представлениями, знаниями, навыками ребенка, применять их в различных видах деятельности. Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творчества, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет интеграция изобразительной и музыкальной деятельности детей.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия детей. У детей старшего возраста восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. А изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

Исходя их этого, мы разработали план кружка «Фиолетовая сказка», где дети рисуют под музыку. Развитию воображения способствует рисование музыкальных произведений. «Что изобразил композитор с помощью музыкальных звуков?», «Кто спрятался в этом музыкальном фрагменте?», «Передай настроение музыки с помощью цвета и линий» - такие задания очень нравятся детям. Детское воображение ограничено в данном случае лишь музыкой, а фантазия позволяет найти в музыкальных фразах то, что близко в данный момент ребенку. Музыка играет здесь важную и своеобразную роль: она не просто создает атмосферу происходящих событий, музыка «провоцирует» фантазию ребенка на продуктивную деятельность.

Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было изучение влияния восприятия музыки на развитие творческого воображения детей. В эксперименте участвовали дети старшей группы «Кэскил» МБДОУ ЦРР детский сад №82 «Мичээр» города Якутска в количестве 10 человек.

Цель констатирующего этапа исследования - выявить уровень развития творческого воображения детей. Для этого использовались методики Е. Торренса «Дорисуй фигуры», проективный рисуночный тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.) и методика Р.С. Немова «Придумай рассказ».

На основании экспериментального исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста только у 10% высокий уровень по всем методикам, 50% - средний уровень, 40% - низкий. После проведения занятий кружка «Фиолетовая сказка» уже на третьем занятии был виден результат. Дети рисовали именно то, что отражалось в музыке. После проведения заключительной методики на контрольном этапе коэффициент в контрольной группе остался без изменений, в экспериментальной группе у детей высокий уровень повысился до 60%, средний – 30%, низкий – 10%.

Таким образом, результаты работы кружка показали положительные результаты. Интеграция музыки и изобразительной деятельности является эффективным средством развития творческого воображения детей.

Использованная литература

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008

Просмотров работы: 280