ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Шестакова В.А. 1
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Совсем недавно лингвистов интересовало лишь преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь морфология и фонетика, затем синтаксис. То, что касается лексики, главное внимание во всем уделялось только словообразованию. На современном этапе развития методики работа над лексикой рассматривается в свете задач развития речевых умений и вопросу о формировании лексических навыков уделяется большое внимание.

Следует сказать, что обучать лексике – значит обучать слову. «Слово – это «кирпичик» при строительстве здания, где здание – язык, а строительство – изучение». Лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений.

По С.Ф. Шатилову [7;51] лексический навык включает такие компо­ненты как словоупотребление и словообразование. Е.И. Пассов выде­ляет в лексическом навыке операцию вызова и операцию сочетания слова [6:31]. Р.К. Миньяр-Белоручев, полагая, что операции словообра­зования и сочетания лексических единиц относятся к грамматике, а не к лексике, определяет лексический навык как «способность авто­матизировано вызывать из долговременной памяти слово, словосоче­тание и готовую фразу, соответствующие коммуникативной задаче» [5;50].

Начальная задача преподавателя заключается в том, чтобы развить понимание у детей разговорного английского и заложить основу произношения: полное восприятие развивается через постоянное употребление элементарных английских слов; фразы заучиваются из песен; распознавание и употребление простых слов происходит во время игры. Основная трудность состоит в том, что надо научить детей употреблять слова в соответствии с речевыми ситуациями. Развить у детей способность осуществлять определённые действия, связанные с вызовом слова из долговременной памяти и применении его в диалоге или при выполнении задания. [1;35-36]

Существуют определённые критерии отбора лексического материала для детей дошкольного возраста: все слова, изучаемые на данном этапе, должны означать понятия, хорошо известные ребёнку на родном языке; слова должны иметь частое употребление в языке и большую сочетаемость друг с другом. При планировании своего учебного плана педагог должен учитывать особенности детей, их возраст, любознательность, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, любовь к игре и чрезмерную активность. Поэтому в учебный и развивающий процесс работы активно включать песни, картинки, игры, стихи. Разучивая с детьми стихи и песни появляются движения в такт словам, во время игр дети произносят рифмовки, а так как основной вид деятельности – игра, поэтому игровые моменты присутствуют во всех занятиях и формирование лексических навыков должно базироваться на большом количестве разнообразных игр. [3;42-43]. С помощью игры можно ввести и отработать новые лексические единицы в увлекательной форме. Наиболее распространённые игры в основе имеют ответы на вопросы, игры с карточками. Во время игры желательно выделять интонацией ключевые слова или фразы.

Еще один важный вид деятельности – музыкальный представлен песнями, чантами которые помогают закреплению языкового материала, закреплению и расширению лексических единиц и речевых образов. Во время проведения занятия с музыкальным сопровождением, слова являются более эмоциональными и индивидуальными и лучше запоминаются. После проведения занятий на которых дошкольники будут разучивать стихотворения, рифмовки, педагог заметит, что их лексическое содержание переходит в активный словарь ребёнка.

Во время проведения занятия педагоги часто используют наглядность в виде общей физической реакции. Это означает, что дети во время проведения занятия изображают жестами, мимикой или действиями то, о чём говорят. Важно знать, что чем младше дети, тем важнее использовать Общую физическую реакцию. Лексика детьми запоминается лучше всего, когда значение слов продемонстрированы наглядно, при помощи картинок, жестов, мимики или предметами. С помощью наглядности раскрывается значении слова так как у дошкольников развита преимущественно образная память. В это случае поможет использование таких вспомогательных средств как, игрушки, рисунки, реальные предметы, которые демонстрируются детям на занятии. Кроме всего перечисленного дети в дошкольном возрасте проявляют большой интерес к рисованию. Из этого следует, что в процессе обучения детей лексике английского языка должен быть задействован весь творческий потенциал ребёнка и в обучение должны включаться задания, содержащие раскрашивание, вырезание, обведение по точкам и др. при обработке изучаемых слов.

Большое внимание необходимо уделить системе упражнений, которая рекомендована для обработки и закрепления лексического материала при изучении английского языка дошкольниками. Существует две подструктуры упражнений: подготовительные и речевые упражнения. Детям дошкольного возраста следует давать подготовительные упражнения а именно:

  • угадывание (слов, игрушек, картинок)

  • рисование, лепка, аппликация

  • физкультминутка(называние действий, выполнение действий и команд)

  • игра «лото» или домино с картинками

  • повторение слов по принципу «снежного кома»

Из этого следует, что занятия по формированию у детей лексических навыков английского языка могут быть и должны быть увлекательны, интересны и познавательны. При обучении детей следует использовать яркие, красочные средства наглядности. Большую роль в формировании лексического запаса детей играет песни, рифмовки и выразительное чтение стихов на английском языке. Для эффективного обучения рекомендуется прослушивать песни, стихи для правильного произношения и усвоения лексики. Играя, ребёнок дошкольного возраста не ставя перед собой учебной задачи – обучается. В такой форме проведения занятия легко запоминается изученный материал и происходит развитие мотивации для дальнейшего изучения английского языка. Это является самым ценным, что может дать воспитатель детям на начальном этапе.

Список использованной литературы

  1. Агурова Н.В. Английский язык в детском саду: методич. пособие/ Н.В. Агурова, Н.Д. Гвоздецкая. – М. :Просвещение ,1963. – 87 с.

2. В.М.Филатова. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб пособие для студ. пед. колледжей./ Под. ред. В.М.Филатова. – Серия Профессиональное образование. – Ростов-н/Д, 2004. – 124 с.

3. Е.И. Пассова. Формирование лексических навыков: учеб. пособие/ Под. Ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. – Воронеж : Альтернатива, 2002. – 142 с.

4. А.И. Утёхина. Иностранный язык в дошкольном возрасте: уч. Пособие/А.Н. Утёхина. – 3-е издание. – М. : Флинта, 2013. – 186с.

5. Миньяр–Белоручев Р.К. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. – М. : Высшая школа, 1996. – 240 с.

6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

7. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов. – М. : Высшая школа, 1986. – 212 с.

Просмотров работы: 557