Вопросы взаимодействия младших школьников остаются актуальны, не зависимо от широкого интереса к этой проблеме. Однако она мало исследована в литературе. И все-таки есть необходимость определить роль отношений младших школьников со сверстниками в жизни ребенка, в становлении его личности и части общества. Стоит обратить внимание на скрытые механизмы, служащие основой взаимоотношений в коллективе.
Стоит рассматривать эту тему еще и потому, что взаимоотношения, выстраивающиеся в обществе, являются неотъемлемой частью жизни и деятельности ребенка. В результате меняется мировоззрение ребенка, его отношение к миру, который его окружает и людям, контактирующих с ним. На данный момент тенденция интенсивного развития компьютерной сети обратила внимание психологов, социологов, педагогов на изменение отношения детей к живому и непосредственному общению. [ 1 ]
Вопросы межличностного отношения детей со сверстниками привлекли ученых, изучающих эту тему подробно (В. Г. Нечаева, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович). Их многочисленные исследования дали хорошую базу знаний и данных, что помогло продвинуться в области взаимодействия детей младшего школьного возраста. Основополагающим фактором, подчеркнутым в исследованиях, определяется влияние характера общения на каждодневные психические состояния и настроения детей, их эмоциональную окраску. Благодаря этому можно прийти к выводу, что развитие благоприятной атмосферы в процессе педагогического процесса будет положительно сказываться на развитии взаимоотношений в коллективе. [ 2 ]
В жизни человека его неотъемлемой духовной потребностью было и остается общение, без которого не происходит целостное развитие личности человека. Недостаток взаимодействия влияет отрицательно на развитие способностей ребенка, его интересов, а также активность его действий и неспособность слажено действовать в социуме.
В формировании мотивационно – личностных, межличностных установок, толерантности и коммуникативных навыков в начальной школе отводится ведущая роль учителю. Столкнувшись с общественной деятельность на первых этапах обучения действия ребенка оцениваются окружающими социально значимой оценкой. В результате вырабатываются поведенческие стратегии и способы, используемые личностью школьника в обществе и закладывающие основу социального поведения для дальнейшей жизни. [ 3 ]
В первом классе жизнь ребенка стремительно меняется и основной деятельностью становиться учение, требующее выдержки, силы воли, организованности, нужно делать то, что надо, а не то, что хочется, принимать во внимание чужие интересы и желания. Педагог является связующим между первоклассниками, помогая наладить контакты. Я. Л. Коломинский приводил пример из школьной жизни первоклассников: у ребенка не было ручки, но он не попросил ее у товарищей, а привлек внимание учительницы плачем. Когда учительница спросила ребят, есть ли у кого-нибудь лишняя ручка, то тот школьник, у которого она была, отдал ее не лично товарищу, а учительнице.
После адаптации в школе начинают крепнуть дружеские отношения в коллективе. Результатом того, что ребенок умеет налаживать общение с ровесниками, есть то, что к 9-10 годам у него сложились дружеские отношения с кем-то из одноклассников. [ 4 ]
Понятия о дружбе меняются по мере взросления ребенка: в 6-7 лет друг тот, кто играет с тобой, живет в одном доме или сидит за партой. Главным же критерием друга есть не качества личности, а ее поведение – главное, чтобы весело было и хорошо. Поэтому такие отношения краткосрочны и так же легко заканчиваются, как и начинаются.
Существует закономерность появления среди младших школьников лидеров. Такие ребята обладают хорошими коммуникативными навыками, инициативны, хорошо учатся, наделены богатой фантазией, умеют входить в ситуацию сверстников, отзывчивы на просьбы о помощи, умеют делиться знаниями; если это девочка, то она имеет привлекательную внешность. Однако бывают и другие лидеры, появляющиеся в коллективе в связи с запущенной ситуацией, они драчливы, вспыльчивы, капризны, грубы и замкнуты, неаккуратны, неряшливы, могут ябедничать и жадничать.
В разные периоды школьного возраста данные качества проявляются по-разному. Такие качества как активность, готовность делиться вещами и сладостями, хорошая успеваемость, физическая сила у мальчиков, хорошая внешность – определяющие лидера в первом классе. Обратные же качества: неактивность, непостоянство в дружбе, плаксивость. [ 5 ]
К окончанию младшей школы ценными становятся организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность, качества же, связанные с учебой отходят на второй план.
Чем старше ребята становятся, тем полнее и адекватнее они осознают свое положение в группе сверстников. Но в третьем классе происходит перестройке межличностных отношений и их осознания. Адекватность восприятия своего социального статуса снижается: дети, занимающие благополучное положение в классе, недооценивают его, а имеющие неудовлетворительные показатели, считают свое положение приемлемым. Это связано с тем, что в этот возрастной период возникает потребность занять определенное положение в группе сверстников. Также в 9-10 лет школьники начинают более остро реагировать на замечания, которые им делают в присутствии одноклассников, становятся более застенчивыми и стесняются не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей. Осуждение учителями ученика перед всем классом является для него травмирующим фактором, нередко требующим психотерапевтического вмешательства. [ 6 ]
«Непривлекательные» для сверстников дети очень остро переживают свое положение, и часто у них могут возникать неадекватные аффективные реакции. Но, если у ребенка есть хотя бы одна взаимная привязанность, он переживает меньше. Эта привязанность является для него психологической защитой. [ 7 ]
Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю, т. к. он в этот период является для них высшим авторитетом. Учитель, сам того не желая, может способствовать изоляции ребенка в классе. Если он сам не любит какого-либо ребенка, часто осуждает его, делает ему замечания, то дети начинают точно так же оценивать сверстника и перестают его принимать. Если же учитель захваливает одного из учеников и ставит его в пример другим детям, то одноклассники тоже перестают общаться с ним, считая его «любимчиком». Но педагог может и помочь «изолированному» ребенку стать своим в коллективе. Это должна быть сугубо индивидуальная работа, зависящая от конкретной ситуации. Но есть и общие рекомендации: нужно вовлечь ребенка в интересную деятельность; помочь ему добиться успеха в той деятельности, от которой зависит его положение; преодолеть его аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость); помочь выработать уверенность в себе; предложить авторитетным сверстникам поддержать ребенка. [ 6 ]
Учитель для первоклассника – главный авторитет. Для каждого первоклассника внимание и похвала учителя есть награда и они всячески стараются ее получить. Мотивация большинства первоклассников очень сильна. В структуре мотивации преобладают познавательные мотивы: «Хочу учиться, чтобы узнать новое, научиться читать, писать».
Учитель для детей вторых классов по-прежнему остается авторитетом, школьники ищут его внимания во время перемены, экскурсий. Выше становится способность взаимодействовать со сверстниками при обучении и в играх. Развивается познавательная рефлексия у детей. Они начинают оценивать причины своих неудач. У некоторых из-за этого снижается самооценка («я плохой, потому что плохо пишу, читаю»). Постепенно развивается воля, память, произвольное внимание.
В третьем классе дети начинают более реалистично оценивать учителей, при этом может возникнуть пренебрежительное отношение к ним, «нигилизм», страх, злость или обида. Важным моментом является разъяснение детям, что отношения – это «дорога с двухсторонним движением», им необходимо также прилагать усилия для того, чтобы отношения с взрослыми были хорошими. Большее значение приобретают отношения со сверстниками. Самооценка больше строится на отношениях со сверстниками: «Я хороший, потому что у меня много друзей». Для большинства учащихся третий класс – это наиболее стабильный период в начальной школе. Дети уже привыкли к своей социальной роли. Хорошо выполняют стандартные задачи, умеют действовать по образцу. [ 5 ]
Дети четвертых классов тянутся к общению со взрослыми. Та открытость, которая присуща личности ребенка этого возраста, находится уже на грани. Изменять и формировать взгляды ребенка, его мировоззрение в этот период легко и благоприятно для чада. В отношениях со сверстниками дети становятся более самостоятельными – в играх и групповых занятиях охотно берут на себя роль лидера, проникаются делами друзей, помогают, оказывают психологическую поддержку. Большую роль в самооценки личности ребенка играет признание ценности и уникальности индивида, а не знания. Это время формирования личностных и нравственных ориентиров.
Можем подвести итоги, что бы отношения складывались между личностью ребенка и сверстниками, а также правильно формировалось мировоззрение и отношение к окружающему миру, следует усиливать внимание на положительных качествах ребенка и поднимать его заниженную самооценку.
Список литературы:
Спок, Б., Розенберг, М. Б. Ребёнок и уход за ним / Пер. с англ.; Худож. обл. М. В. Драко. – 3-е изд. - Минск: ООО «Попурри», 1998. – 848 с.
Коломинский, Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. дис. – М., 1981.
Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику. – Москва, 1975. – 239 с.
Немов, Р. С. Психология: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – Москва, 2005. – 340 с.
Шкуричева, Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: Маска, 2008. – 226 с.