Данный закон имел ряд преимуществ перед его предшественником. Во-первых, были уточнены основные применяемые в данной сфере термины. Во-вторых, была изменена система субъектов валютного контроля, которая стала трехуровневой. И в-третьих, из сферы валютного регулирования и валютного контроля были исключены драгоценные металлы и камни.
Как и в большинстве стран, государственная валютная политика в нашей стране прежде всего имеет в своих целях достижение главных макроэкономических задач, среди которых обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание безработицы и инфляции, а также поддержание равновесия платежного баланса. В то же время можно провести некоторое разграничение в виде стратегической и текущей валютной политики.
Целью стратегической, или, как ее еще называют, структурной валютной политики, является формирование национальной валютной системы с учетом особенностей социально-экономического развития нашей страны, но в то же время учитывая основополагающие принципы мировой валютной системы, которые обозначены в Уставе Международного валютного фонда 2. При достижении этой цели было важно:
образовать полномасштабный внутренний валютный рынок;
накопить необходимые для стабильного положения золотовалютные резервы;
интегрировать российскую валютную систему в мировой механизм валютного регулирования;
прийти к полноправному участию страны в деятельности международных валютно-кредитных и финансовых организаций.
Естественно, в связи с изменениями в экономике России и с постоянно изменяющейся ситуацией в мире элементы российской валютной системы могли быть подвержены определенной трансформации. И здесь уже можно говорить о текущей в данный момент валютной политике Российской Федерации.
Текущая валютная политика в большей степени направлена на:
повышение степени конвертируемости рубля;
реализацию постоянного контроля за валютными операциями;
противодействие оттоку капитала из страны;
привлечение иностранного капитала в экономику России.
Если говорить о реализации поставленных задач, то она достигается при регулировании отдельных элементов валютной системы. В конечном результате можно говорить о достижении целей – укреплении курса рубля, стабильности положения в валютно-экономической сфере, обеспечение платеже- и кредитоспособности страны.
Анализ нормативно-правовых актов позволяет выявить следующие направления государственной политики в области правового регулирования валютных операций.
Регулирование валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Присутствовавшие ранее в законодательстве валютные ограничения создавали помехи на пути развития международных связей. В частности, возникали проблемы при внешней торговле и движении капитала в виде кредитов и инвестиций.
С начала 2007 года был отменен ряд валютных ограничений. В частности, были отменены правила обязательной продажи части валютной выручки и обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом. Более того, был отменен разрешительный порядок совершения операций, которые связаны с движением капитала.
Среди действующих ограничений в первую очередь можно выделить требование о репатриации валютной выручки, которое предусмотрено ст. 19 Закона о валютном регулировании и валютном контроле 1. Но здесь стоит сделать оговорку: в части второй данной статьи предусмотрены исключения из этого правила.
Согласно рассматриваемой норме, резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности обязаны обеспечить выполнение определенных условий. Во-первых, речь о получении от нерезидентов иностранной валюты или валюты РФ на банковские счета в уполномоченных банках, которые причитаются согласно условиям договоров и контрактов за выполненные работы, переданные товары, информацию и результаты интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные права на них), оказанные услуги. Во-вторых, это возврат в страну денежных средств, которые были уплачены нерезидентам за неввезенные в Россию товары, невыполненные работы и неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. За невыполнение данных требований предусмотрена обозначенная в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность.
По общему правилу все валютные операции между юридическими лицами – резидентами и нерезидентами совершаются через банковские счета, которые открыты в уполномоченных банках. Однако и здесь не обошлось без исключений, утвержденных в ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле 2. В частности, сказано, что возможно осуществление без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчетов с физическими лицами – нерезидентами при условии оказании им на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению, или же по договорам розничной купли-продажи товаров в наличной валюте Российской Федерации.
Кроме того, резидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках могут осуществляться расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации, которые возникают при обслуживании воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории России. Также под данное правило подпадают расчеты за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территории иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
Ну и наконец, аналогичный режим расчетов установлен для расчетов юридических лиц – резидентов в иностранной валюте и валюте РФ с филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в рамках российского правового поля, физическими лицами – нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, перевозки грузов, которые перевозятся физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Регулирование валютных операций между резидентами.
По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены. Однако и в данном случае присутствуют исключения.
Во-первых, допускаются операции, соответствующие подпунктам «ж» и «з» пункта 9 части 1 статьи 1, частям 2, 3 и 4 статьи 9, части 6 статьи 12 и части 3 статьи 14 Закона о валютном регулировании 1, среди которых:
перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории нашей страны, на счет другого резидента, открытый на территории России, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый заграницей;
перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет;
операции между резидентами и уполномоченными банками, которые связаны, к примеру, с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам, и иными установленными законом обстоятельствами;
операции между резидентами, связанные с расчетами в иностранной валюте в рамках заключенных между ними договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга), по которым резидентам, являющимся финансовыми агентами (факторами), были уступлены денежные требования иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резидентам, являющимся в соответствии с условиями внешнеторговых сделок с нерезидентами лицами, передающими этим нерезидентам товары, выполняющими для них работы, оказывающими им услуги, передающими им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них
операции физических лиц – резидентов, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных на счета, которые открыты в банках вне Российской Федерации;
расчеты между физическими лицами – резидентами, которые осуществляются без использования счетов в уполномоченных банках (к примеру, при передаче физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию; дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам; завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования; приобретения и отчуждения в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет и в иных случаях).
Кроме того, исключениями при запрете проведения операций между резидентами являются узаконенные в пунктах 2 – 24 статьи 9 положения рассматриваемого Федерального закона.
Регулирование валютных операций между нерезидентами.
Общее правило для операций между данными субъектами заключается в возможности нерезидентов без ограничений осуществлять между собой переводы иностранный валюты со счетов (вкладов) в банках за пределами территории России на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках заграницей или в уполномоченных банках.
Валютные же операции на территории России в валюте РФ осуществляются нерезидентами через банковские счета, которые открыты в уполномоченных банках, из чего следует, что отсутствует возможность расчета между нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации.
Регулирование внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Согласно 11 статье Закона о валютном регулировании и валютном контроле 1, в России купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, возможна лишь через уполномоченные банки. Кроме того, Центральным банком РФ определены требования к оформлению документов при купле-продаже иностранной валюты и чеков, а также к открытию, закрытию и организации работы обменных пунктов.
Регулирование порядка открытия счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Резиденты обладают возможностью без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, которые расположены за пределами России. Однако они обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, закрытии или изменении реквизитов таких счетов или вкладов по месту своего учета не позднее месяца со дня свершения соответствующих фактов. Более того, лишь при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления возможны переводы резидентами средств на свои счета (во вклады).
Помимо всего прочего, резиденты должны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории России с подтверждающими банковскими документами.
Регулирование порядка открытия счетов (вкладов) нерезидентами на территории Российской Федерации.
Согласно статье 13 Закона о Валютном регулировании и валютном контроле 2, нерезиденты обладают правом открывать на территории Российской федерации банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. К тому же они имеют возможность без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (вкладов) в банках за пределами территории России на свои банковские счета (вклады) в уполномоченных банках и наоборот.
Порядок же открытия и ведения таких счетов нерезидентов регламентируется Центральным банком РФ. В частности, речь об Инструкции Центрального банка РФ от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» 1.
Регулирование порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без каких-либо количественных ограничений, но с соблюдением требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Стоит учитывать, что порядок ввоза и вывоза наличных денежных средств и дорожных чеков определен Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза 2.
В данном документе определено, что при единовременном ввозе физическим лицом наличных денежных средств и дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, ввозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию. Декларирование можно в данном случае осуществить по желанию ввозящего физического лица. И как следствие, если общая сумма превышает в эквиваленте 10 тысяч долларов США, то ввозимые наличные денежные средства и дорожные чеки подлежат обязательному таможенному декларированию.
Регулирование валютного курса.
Механизм регулирования валютного курса включает в себя три основных элемента: 1
выбор режима курса;
определение механизма установления официального курса;
целенаправленное воздействие на динамику рыночного курса.
Устав Международного валютного фонда дает возможность 2 странам-членам самим выбрать любой режим валютного курса. Единственное условие – нельзя использовать несколько валютных курсов.
Если говорить о России, то в нашей стране действует режим плавающего валютного курса 3. Под данным термином подразумевается, что курс рубля не является фиксированным и какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. Мы можем в этом убедиться сами, взглянув на колебания курса рубля по отношению к доллару или евро за последние два года. Динамика курса рубля определяется соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложением на валютном рынке. Гибкий валютный курс способствует возможности подстройки под меняющиеся внешние условия, таким образом сглаживая воздействие на неё внешних факторов.
Центральный банк РФ в нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью повлиять на динамику курса рубля. Но это не значит, что Центральный банк РФ не следит за ситуацией на валютном рынке: им могут быть совершены операции с иностранной валютой для поддержания финансовой стабильности.
В заключение рассмотрения вопроса стоит отметить, что государственная валютная политика в России прежде всего имеет в своих целях достижение главных макроэкономических задач, среди которых обеспечение устойчивого экономического роста, сдерживание безработицы и инфляции, а также поддержание равновесия платежного баланса. Данные задачи достигаются выполнением целей стратегической (или структурной) и текущей валютных политик. Для первой характерно формирование национальной валютной системы с учетом особенностей социально-экономического развития нашей страны и основополагающих принципов мировой валютной системы, которые обозначены в Уставе Международного валютного фонда 1. Для второй – повышение степени конвертируемости рубля, реализация постоянного контроля за валютными операциями, противодействие оттоку капитала из страны, привлечение иностранного капитала в экономику России.
Анализ же нормативно-правовой базы позволяет выявить направления государственной политики в области правового регулирования валютных операций. Это регулирование:
валютных операций между резидентами и нерезидентами;
валютных операций между резидентами;
валютных операций между нерезидентами;
внутреннего валютного рынка Российской Федерации;
порядка открытия счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
порядка открытия счетов (вкладов) нерезидентами на территории Российской Федерации;
порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
валютного курса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
О валютном регулировании и валютном контроле. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ, ред. от 30.12.2015 // Российская газета, № 253, 17.12.2003.
Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2014 N 32813) // "Вестник Банка России", N 60, 26.06.2014
Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" (вместе с "Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" (Подписан в г. Астане 05.07.2010))
Понаморенко В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2012. - 303 С.
Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда (приняты 22.07.1944) (ред. от 15.12.2010). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf (дата обращения: 14.05.2016)
Центральный банк Российской Федерации: Политика валютного курса Банка России. URL: http://www.cbr.ru/dkp/?PrtId=e-r_policy (дата обращения: 14.05.2016)
1 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4859
2 "Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда" (приняты 22.07.1944) (ред. от 15.12.2010). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf (дата обращения: 14.05.2016)
1 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4859
2 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4859
1 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4859
1 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4859
2 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Собрание законодательства РФ", 15.12.2003, N 50, ст. 4859
1 Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2014 N 32813) // "Вестник Банка России", N 60, 26.06.2014
2 Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" (вместе с "Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" (Подписан в г. Астане 05.07.2010))
1 Понаморенко В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль: учебное пособие. – Омега-Л, 2012 – 303 с.
2 "Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда" (приняты 22.07.1944) (ред. от 15.12.2010). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf (дата обращения: 14.05.2016)
3 Центральный банк Российской Федерации: Политика валютного курса Банка России. URL: http://www.cbr.ru/dkp/?PrtId=e-r_policy (дата обращения: 14.05.2016)
1 "Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда" (приняты 22.07.1944) (ред. от 15.12.2010). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/aa/rus/index.pdf (дата обращения: 14.05.2016)