ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ГОВОРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ГОВОРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Красавина Ю.В. 1
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как указано в Образовательной программе начального общего образования, в результате изучения иностранного языка при получении начального общего образования младшие школьники овладеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего более углубленного изучения английского языка как учебного предмета. Также школьники смогут оперировать данными знаниями в обыденной жизни. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, познают окружающий мир, познакомятся с культурой и традициями разных народов и национальностей. На основе первоначальных знаний английского языка у школьников самостоятельно формируется личностный смысл овладения иностранным языком. [3]

Конкретно проблема обучения говорению на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучение говорению как сложному многогранному действию требует от каждого ученика четкого и осознанного построения высказывания, взаимосвязанного с самой ситуацией общения. Это сложная многоуровневая методическая работа, так как сам процесс включает в себя огромное количество трудностей, касающихся как класса в целом, так и учителя и ученика в частности.

Значительный вклад в изучение данной проблемы внесли такие исследователи и педагоги, как Г. К. Селевко, А. Г. Асмолов, А. А. Бударный, М. В. Кларин, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, Н. Д. Гальскова, Е.И. Пассов и многие другие. Работы данных специалистов направлены, в первую очередь, на формирование у детей желания личностного роста, направленного на изучение конкретно английского языка как такового и развитие коммуникативной компетенции, ведущей цели обучения.

Следовательно, в процессе обучения необходимо создать для школьников все необходимые условия для участия в коммуникативных ситуациях. В связи с тем, что говорение – это именно продуктивный вид речевой деятельности, через это действие происходит выражение мыслей, передача информации в устной форме. На основе процесса речевой деятельности, в структуру говорения входят такие компоненты как мотив, функции и цели, сам предмет изучения, структура самого процесса, механизмы, способствующие достижению цели, языковой и речевой материал, непосредственно речевой продукт, условия проведения и опоры, влияющие на качество усвоения и использования самого процесса говорения. [6,c.98]

Процесс говорения протекает в двух формах: диалогической и монологической. Также существует смешанная форма, включающая в себя взаимодействие диалога и монолога.

Данный вид речевой деятельности может трактоваться как средство формирования, либо как самостоятельная цель обучения. На уроке учитель ставит перед собой и решает одну конкретную задачу либо проблему, все остальные являются второстепенными, имеющими смысл лишь после достижения основной цели. Для качественного систематизированного усвоения и формирования навыков говорения необходимо использовать специальные упражнения и задания, которые применяются непосредственно на соответствующих уроках. Данные уроки имеют положительное влияние на заинтересованность детей, так как в них включены все любимые несложные учебные действия и задания. Так, ученики общаются на протяжении почти всего урока, педагог задает лишь тему и цель, исправляет ошибки. Также в процессе участвует весь класс, без деления на группы по способностям, вернее дети этого не замечают благодаря правильному подбору заданий учителем. Благодаря тому, что дети выполняют несложные действия, у них появляется желание говорить, мотивация не пропадает на протяжении всего урока. Также класс получает те задания и упражнения, подходящие непосредственно к каждому ученику в частности, имеющие разноуровневую посильную нагрузку. [4,c.78]

Таким образом, следует уточнить, что обучать говорению начинают с основ, т.е. со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования, т.е. прежде чем добиться такого положительного плодотворного результата, следует сформировать начальный уровень развития навыка говорения.

Для того, чтобы сформировать все эти навыки на достаточном уровне, целенаправленно использовать диалоги и монологи. При рациональной организации учебного процесса необходимо учитывать их фактическую взаимозависимость. Значимость диалога превышает благодаря тому, что именно диалог мы используем в своей повседневной жизни.

Диалогическая речь ‒ форма речи, при которой происходит непосредственное общение, обмен информацией между двумя людьми. Для того, кто учится, диалогическая речь сложнее, чем монолог.

Основные этапы обучения диалогической речи:

1)показ ситуации при помощи опор либо словесное рисование ее.

2)презентация диалога при помощи звуков и графики; усвоение полученного материала.

3)усвоение способов связи реплик в диалоге;

4)воспроизведение диалога;

Обучение диалогической речи младших школьников начинается с обучения реагированию на слова партнера. В процессе обучения можно использовать диалог-образец. [8,c.96]

Монологическая речь ‒ форма речи, при которой происходит процесс общения одного человека с группой лиц, которая включает в себя различное количество людей. Обучение монологической речи включает в себя в три этапа:

1)Выработка словесного автоматизма.

2)Обучение отбору необходимых языковых средств.

3)Развитие умений при пользовании инициативной речи, т.е. осознание ребенком необходимости самостоятельно заводить разговор и осознание ее значимости [5,c.81] .

Монологическая речь представляет для учащихся серьёзные трудности. При формировании самого высказывания проблематично самостоятельно выбрать тему и необходимые компоненты монолога. Также для обучения говорению предназначены специальные упражнения, которые подразделяются на подготовительные и речевые. Желательно при обучении как монологу, так и диалогу использовать различные опоры, которые значительно облегчат процесс усваивания. На первом году обучения у детей должны сформироваться следующие коммуникативные намерения и речевые умения:

Коммуникативные намерения:

сообщить о …;

запросить информацию о…. .

Речевые умения:

- сообщить о себе, о своем друге, о членах своей семьи (имя, что умеет делать, какой он/она);

- назвать действия выполняемые человеком, животным;

- сообщить о местонахождении человека, животного, предмета;

- указать время действия (день, месяц, время года);

-описать животное, предмет (назвать его, назвать цвет, размер; сказать, что животное умеет делать);

-запросить информацию о том, что это и (или) кто это; сколько кому лет; какой он (она, оно). [1,c.58]

Педагогу иностранного языка следует помнить, что для качественного и продуктивного обучения процессу говорения следует использовать в группе всех его важнейших форм: монолога, диалога и полилога, зависящих от количества собеседников, участвующих в речи. Однако как в живом акте речи, так и в обучении эти формы сосуществуют, часто переходя одна в другую.

Библиографический список:

1.Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: [учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – [3-е изд., стер.]. – М. : Академия, 2006. – 336 с.

2. Обучение говорению на иностранном языке: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 210с.

3.Основная образовательная программа начального общего образования – М., 2011.

4.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. ‒ М.: Просвещение, 2004. – 233с.

5. Пассов Е. И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – Воронеж : Ворон. ун-та, 1998. – 200 с.

6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 2001. – 279с.

7. Скляренко Н. К. Обучение речевой деятельности на английском языке в школе / Н. К. Скляренко, Е. И. Онищенко, С. Л. Захарова. – М. : Просвещение, 2007. – 150 с.

8.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. – М.: Просвещение, 2002 – 325с.

Просмотров работы: 467