СТИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Сафиуллина А.А. 1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Культ здорового образа жизни, развитого и социально активного человека захватывает все большую часть населения мира и России в частности. Существуют множество государственных программ, которые нацелены на формирование у общества интереса главным образом к личной физической культуре, спорту, духовному просвещению и обеспечение доступа для занятий другими видами деятельности человека, способствующими формированию здоровой социально адаптированной личности. Человеческие способности и готовность придерживаться здорового образа жизни считаются неотъемлемой частью общей культуры. Следует отметить, что здоровая среда, в которой воспитывается, растет и развивается личность является ключевым инструментом для формирования общей культуры страны и отдельного человека, которая в свою очередь включает культуру межличностных отношений, основы которой формируются и развиваются в дошкольном возрасте, а именно в семье.Семейное воспитание является одним из важнейших факторов, главным образом определяющих развитие ребенка, эта ячейка общества, которая выступает первым воспитательным институтом в жизни человека, и связь с которым, как правило, сохраняется в течение длительного периода его существования. И сегодня, несмотря на неблагоприятные для семьи процессы, она по-прежнему остается основным институтом ранней социализации личности.

Процесс воспитания, становления и развития ребенка будет успешным и будет способствовать формированию здорового, социально адаптированного и развитого человека, если он разработан с учетом индивидуальных особенностей, пола и возраста, а также соответствующих потребностей в высококачественном отдыхе, сне и питании и будут определять определенный стиль семейных взаимоотношений.

Семейные взаимоотношения, по мнению многих педагогов и психологов, — есть определенный характер взаимоотношений родителей, ставящие своей целью «наставить своих детей на путь истинный» или изменить его поведение в правильном направлении, отвечающее общественным нормам.

Осознание важности выбора наиболее благоприятного стиля межличностных отношений ребенка и родителей в семье помогает сформировать определенную культуру взаимоотношений и закладывает основу для успешной адаптации к миру, окружению и обществу, процессу социализации и карьере на основе индивидуальных потенциальных способностей. Именно хорошо развитая межличностная культура и социальные навыки помогают ребенку адаптироваться к новым социальным условиям и задачам.

Эмоциональная насыщенность, возникающая при межличностном общении, стабильность взаимодействия, совместное сотрудничество с взрослыми, имеющие определенные знания, умения в конкретной области, их социальная поддержка — всё это отражает уникальность семьи, в результате которой обеспечиваются, наилучшим образом, благоприятные условия для личностного роста ребенка, а также его интеллектуального развития.

Одним из видов совместной деятельности родителей и детей, способствующих формированию здорового образа жизни у ребенка, выступает физическое воспитание в семье, которое представляет собой процесс решения определенных воспитательных, образовательных задач, характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса. Принципиально отличительной особенностью физического воспитания является направленность на формирование двигательных навыков, развитие физических качеств и укрепление здоровья. Физическое воспитание в семье может осуществляться в виде совместных занятий ребенка с родителями во время утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток во время просмотра телевизора или выполнения домашнего задания, обучения первоначальным двигательным и спортивным навыкам, проведения выходных дней на природе, посвященных физкультурно-спортивным мероприятиям, семейные походы с родителями на соревнования в качестве болельщиков и др.

Но далеко не всегда в семье складывается осознанная система отношений, а в особенности физического воспитания. Здесь речь идет об осмыслении целей общего воспитания как целенаправленного процесса формирования здоровой личности, определение его задач, применение соответствующих способов и приемов, принимая к сведению, что позволительно, а чего нельзя допустить в обращении с ребенком.

Поэтому, на сегодняшний день, проблема физического воспитания в семье, как неотъемлемой части общего воспитания, весьма актуальна по той причине, что применение различных стилей семейного воспитания оказывают влияние на формирование личности ребенка и естественных потребностей в активных занятиях физической культурой и спортом. В отношении физического воспитания в семье, под стилем воспитания можно понимать типичную для родителей стратегию поведения с ребенком, применяющие конкретные методы и приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в определенной манере взаимодействия и вербального общения в вопросах развития и просвещения ребенка в теме физической культуры и спорта.

Рассмотрим существующие стили семейного воспитания в контексте физического воспитания в семье:

Авторитарное воспитание — это тип физического воспитания, в основе которого лежит такой воспитательный метод как требование и принуждение к занятиям физической культурой или спортом, при этом инициатива детей ни каким образом не стимулируется, а если и стимулируется, то в строго определенных границах.

Демократический стиль подразумевает под собой стиль отношений в семье, в пределах которого родители, принимая во внимание интересы ребенка и личное мнение, организуют необходимые условия для организации ежедневной физической активности ребенка, организуют совместные занятия которые учитывают интерес всех членов семьи. Данный стиль по большей части способствует воспитанию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность и социальная ответственность.

Попустительский стиль проявляется в отстраненности родителей, а также их отчужденности друг от друга, на основе безразличного отношения к делам, чувствам и физической активности другого человека

Либеральный стиль воспитания характеризуют как стиль, который не предполагает активного участия матери и отца в процессе физического воспитания и обучения, не заинтересованность в желаниях заниматься физической культурой и спортом. Такие родители отличаются низкой требовательностью и ответственностью, предоставляя тем самым свободу действий ребенку, которая не устанавливает каких-либо рамок ограничений.

Таким образом, из вышеперечисленных стилей семейного воспитания для формирования социально адаптированного и развитого ребенка, а далее и личности, наиболее благоприятными являются демократический и авторитарный стили воспитания.

Но, в свою очередь авторитарный стиль выдвигается в определенном смысле противовесом демократическому стилю воспитания. Ведь в семье, в которой основой межличностных отношений был выбран демократический стиль, ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом физического воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами. На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Физическое воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его общем и физическом воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

Просмотров работы: 392