Раскрыть влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников.
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания младшего школьника. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности. Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство младшего школьника, но и способствует развитию воображения и фантазии.
Эстетическое воспитание в научной литературе характеризуется как целенаправленный процесс формирования творческо-активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить „по законам красоты” [2, с. 51].
В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется, прежде всего, в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, чтения и трудового обучения, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно эстетической направленности.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей [1].
Г. С. Лабковская отмечает, что цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего, в практической жизни – в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству [3].
Задачами эстетического воспитания являются:
– формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;
– формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно творческой деятельности;
–формирование способов художественно творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей [8].
Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемленной частью работы по формированию чувств и эмоций младших школьников. Эмоции и чувства младших школьников ярко выражают духовные запросы и стремления ребенка, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.
С поступлением в школу развитие эмоций и чувств переходит на новую более высокую ступень. Целенаправленное обучение и воспитание младших школьников ведет к тому, что чувства становятся все более и более сознательными, глубокими и управляемыми. Новое положение, которое занимает младший школьник среди детей и в семье, обуславливает целый ряд новых обязанностей и прав, выполнение и использование которых сопровождается различными эмоциональными переживания.
Б. Б Спиноза отмечал, что степень развития эстетических чувств может увеличивать или уменьшать способность ребенка к действию, благоприятно воздействовать или тормозить его развитие [4], а так же, по мнению Л. С. Выготского, влиять на поведение [5]. Б. И. Додонов считал, что эстетические чувства обладают своеобразным притяжением, поэтому, испытав их, личность стремится снова встретиться с вызвавшими их предметами или явлениями [9].
Основываясь на определение Б. М. Теплова, эмоции младших школьников – это специфические переживания, связанные с потребностями, интересами и процессами удовлетворения учащихся.
Чувства человека выполняют в жизни различные функции:
– оценивающая – положительные и отрицательные эмоции, которые демонстрируют, как человек относится к чему либо и оценивают это.
– побуждающая – чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому [7, с.199].
В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, практические, интеллектуальные, эстетические.
Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения[3].
Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются практическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным практическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных практических чувств человек воспринимает труд как каторгу [4].
Эстетические чувства – это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного, которые проявляются в самых разнообразных формах. Источники эстетических чувств - произведения искусства, литература. Общение с искусством должно приносить ребенку огромную радость. Но собственная его активность в области какого-либо вида искусства низка, поэтому в развитии эстетических чувств велика его роль воспитателя. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношение в коллективе [9].
Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира природы и людей – их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного [8].
Поступая в школу, ребенок начинает носить форму, ему покупают портфель, книги, тетради, он должен следить за своим распорядком дня, иначе можно не успеть выполнить домашнее письменное задание, выучить стихотворение. Интересно развиваются в школьном возрасте познавательные чувства, сопровождающиеся формированием познавательных интересов, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Развитию познавательных интересов и на этой основе развитию интеллектуальных чувств, способствуют различные экскурсии на природу, в парк, в музей [6].
Эстетические чувства учащихся начальных классов успешно развиваются как на уроках эстетического цикла – изобразительного искусства, трудового обучения и музыки, так и в процессе таких занятий как: ухаживание за цветами, уборка класса, оформление выставки в классе, экскурсия. Во время проведения таких занятий учитель обращает внимание младших школьников на красивую цветовую гамму листвы, стройные, изящные корпуса новых зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и многое другое, что отличается красотой, изяществом [8].
Младший школьный возраст предоставляет больше возможности для формирования нравственных и эстетических качеств и черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной и эстетико-культурной личности [2, с.137].
Важнейшим из заданий в области эстетического воспитания в начальных классах является последовательность и систематичность. В этом возрасте обогащается эмоциональная жизнь детей, накапливается определенный жизненный и художественный опыт, в значительной степени развивается их речь.
Дети, завершившие первый-второй год обучения, овладевают опытом в учебной деятельности. Обучаясь в третьем классе, они производят глубокий анализ произведений, выражают свои впечатления об услышанном произведении, музыке. Ученики проявляют стремление к самоутверждению [3]. У детей младшего школьного возраста заложены большие возможности для их художественно-эстетического развития. При правильной организации учебно-воспитательной деятельности у младших школьников закладываются предпосылки для развития эстетических чувств.
Вывод. Эстетически воспитывает ˗ вся окружающая нас действительность. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли. Все школьное обучение имеет своей общей задачей сформировать гармонически развитую личность. Каждый учебный предмет выполняет при этом свою особую функцию, дает знания в определенной области, развивает те или иные способности, раскрывает перед младшими школьниками определенную сторону действительности. Потенциалом эстетического воспитания младших школьников выступают учебные дисциплины: изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, природоведение и литературное чтение.
Библиографический список
1. Бурова А. И. Эстетическое воспитание школьников / А. И. Бурова, Б. Т. Лихачева. – М. : Педагогика, 1974. – 304 с.
2. Бушко О. М. Эстетика для школьников / О. М. Бушко. – М. : Материк – Альфа, 2006. – 128 с.
3. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. – М. : Педагогика, 1986. – 128с.
4. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М. : Просвещение, 1999. – 320 с.
5. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – М. : Издательство «Питер», 1999. – 464 с.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – М. : Питер, 2006. – 752 с.
7. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Крутецкий В. А. – М. : Просвещение ,2011. – 203 с.
8. Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Г. С. Лабковская. – М. : Просвещение, 1983.− 304 с.
9. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников : учеб. пособие [для вузов] / Б. Т. Лихачев– М. : Просвещение, 1985. − 176 с.