Рассмотреть историю образовательного процесса в странах ЕС.
Рассмотреть варианты применения методики образования по стандартам ЕС в Российском образовании на примере стран, членов ЕС.
Актуальность: В современном мире процесс образования требует наиболее четкого и сформулированного понятия «образование» и его реализации на практике. Опыт современного мира демонстрирует нам процессы образования с разных точек зрения. Наиболее развитой системой образования признана система, по которой проходят обучение дети, проживающие на территории Евросоюза. Актуальность данной темы выражается в том, что наша страна, как один из наиболее значимых партнеров ЕС, может перенять опыт стран этого союза и внести в свою систему ряд приемлемых для нашей системы изменений.
Образование является одной из тех сфер жизни стран Европейского Союза (далее – страны ЕС) Никто никому не навязывает определенную модель образования, и каждой стране – члену европейского содружества предоставляется право формировать собственные образовательные и экзаменационные системы в соответствии с национальными потребностями и историческими образовательными традициями. Вместе с тем открытость стран ЕС предоставляет молодым европейцам возможность получить высшее образование в любой стране европейского содружества. Унифицированные требования, предъявляемые вузами к абитуриентам из любой страны, привели к тому, что каждое государство само стремится привести свою систему образования в соответствие с едиными европейскими требованиями и занять подобающее место в интегрирующемся европейском образовательном пространстве.
Образование в Европейском Союзе придерживается принципов, концентрирующих внимание на человеке, его автономии, свободе, праве на целостное развитие в гармонии с мышлением, волей и чувствами. Перед образованием, рассматриваемым как «последняя надежда на спасение находящейся в опасности цивилизации» поставлена задача, исполнять функцию фактора формирования европейского сознания, способствовать сохранению и развитию нравственных и эстетических ценностей, высоких общественных идеалов, навыков и привычек, а также убеждений и способов поведения людей, соответствующих новому этапу общественного развития. Школе вменяется в обязанность вооружить молодое поколение соответствующим объемом знаний и подготовить к профессиональной деятельности в условиях международных структур унифицированного европейского рынка труда, осознанному выбору «идей, культур и стилей жизни», функционированию в новых правовых условиях; привить умение слушать, вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию, защищать основные гуманистические и нравственные ценности. Во всех развитых европейских странах дошкольное образование занимает приоритетное место в национальной образовательной политике, становится неотъемлемой характеристикой зарубежных образовательных систем и рассматривается как особая сфера национальной жизни, способствующая решению сложных социально-экономических проблем. Успешно развивается одно из важнейших направлений образовательной интеграции – формирование единого образовательного пространства, объединяющего дошкольное и начальное образование в единую ступень образовательной системы. Поскольку национальные стандарты содержания общего образования реализуются через систему требований, отраженных в документах, нормативных актах и учебных программах, то в сознании широкой педагогической общественности формируется о них представление как о совокупности требований к системе образования в целом, приоритете национальной политики государства, ведущем средстве повышения качества образования. Практически во всех странах содружества содержание общего образования стандартизировано. Различия касаются в основном формы и степени стандартизации, которые являются более жесткими и всеобъемлющими для обязательного этапа образования и постепенно ослабевающими по мере продвижения к завершающему этапу среднего образования. Сближение образовательных систем стран европейского содружества осуществляется также в процессе формирования оптимальной модели управления образованием, при которой распределяются и согласовываются компетенции, полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего, образовательных учреждений, органов местного самоуправления, региональных и центральных образовательных структур. Системы управления образованием освобождаются от формализма, директивности, многоступенчатости, преобладания бюрократических и административных методов управления, догматического толкования сущности управления. Максимум прав и свобод предоставляется местным органам самоуправления, школам, учителям, родителям, общественности и самим учащимся. В деятельности управленческих структур всех уровней образования смещены акценты с административно-организационных вопросов на проблемы качества образования, переориентированы на личностно-субъектный способ управления. В рамках адаптации образовательных систем к потребностям общества знаний в интегрирующейся Европе происходит процесс обновления образования и профессиональной подготовки педагогических кадров в соответствии с вызовами времени. В странах содружества национальные системы подготовки учителей перестраиваются с учетом специфики экономических и политических условий отдельных стран, историко-общественных отношений и традиций образования. Сближение национальных систем осуществляется в рамках разработанного Европейской комиссией в 2005 году набора ключевых компетенций для профессии и квалификации европейского учителя, которые подразделяются на две группы: • компетенции, связанные с процессом учения/обучения; • компетенции, ориентированные на формирование отношений учащихся. Изменение в Европе отношения к детям с особыми образовательными возможностями привело к возникновению так называемого инклюзивного образования, которое является не только альтернативой специальному образованию, но и становится детерминантом европейского образования. Идея совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями развивается в мире под влиянием гуманистической педагогики и психологии, которые признают ценность человека, его право на гармоническое развитие с учетом индивидуально-личностных интересов и возможностей. Представители этого направления полностью отказались от доминировавшего до недавних пор в образовании принципа «Для всех одно и то же и в то же самое время» и заменили положением, которое гласит: «Для каждого то, в чем он нуждается в настоящее время для удовлетворения своих индивидуальных возможностей и потребностей». В современной зарубежной педагогической науке и практике интеграция в образовании здоровых детей и детей с особыми потребностями, предполагает создание нового типа образовательной среды, в которой для полноценного развития детей создаются на- и более благоприятные условия. В работу массовых школ, участвующих в инклюзивном образовании, вводятся глубокие программно-организационные изменения, в частности, применяются индивидуальные учебные планы, устанавливаются многоуровневая система обучения и индивидуальные образовательные модули, описательно-цифровая система оценивания, в школах увеличивается педагогический штат за счет привлечения специалистов из области специальной педагогики. В достижении целей, поставленных перед инклюзивным образованием, решающую роль играет учитель, который реализует принятый государством стратегический курс на урегулирование человеческих отношений. Существенным элементом функционирования образовательной системы любой страны является проблема финансирования, в основе которого лежит национальный доход. Как правило, в западных странах образование финансируется из средств центрального бюджета, которые передаются в распоряжение министерства образования, а также из локальных бюджетов. По-другому финансируется образование в Швейцарии, так как в этой стране отсутствует единый орган по управлению образованием. Проблемы современного образования структуры, содержания и экономики образования принимаются на уровне отдельных кантонов. Франция, принадлежащая к группе промышленно развитых стран, отличается особенностями в области финансирования образования. Значительную часть своего валового национального продукта, она тратит на развитие образования, хотя распределение этих средств у нее сильно отличается от других стран. Большие средства направляются на развитие дорогостоящего среднего образования, в то время как затраты на начальное или основное образование находятся на уровне средних показателей стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и значительно ниже, чем в других развитых странах мира. Во Франции доля расходов на образование составляет 11 процентов всех государственных расходов, а средний показатель среди стран ОЭСР находится на уровне 12,9 процента. Францию обогнали США, Австралия, Великобритания и Скандинавские страны. Отмечается, что высокая стоимость среднего образования во Франции связана с уровнем зарплаты учителей средней школы, хотя, как утверждают специалисты, она чуть ниже среднего по ОЭСР уровня. В странах с высоким уровнем финансирования образования значительная часть расходов приходится на развитие материальной базы школ. По-разному решается в странах европейского содружества проблема успеваемости учащихся. В некоторых из них ученики, которые не овладели на соответствующем уровне учебным материалом или не достигли необходимой готовности к обучению в школе, остаются в том же классе на второй год, что, как показывает статистика, не является массовым явлением. В Италии, например, эта группа составляет 0,6 процента, а в Финляндии – 0,5 процента учащихся. Многие страны в течение всего периода обязательного обучения автоматически переводят учащихся из класса в класс независимо от их успеваемости. Школьникам, испытывающим трудности в обучении, оказывается специальная помощь. Эта система, как показывает зарубежный опыт, практически исключает явление школьного стресса, особенно у детей младшего школьного возраста, но вместе с тем увеличивает финансовые расходы на поддержку отстающих в учебе.
Список литературы:
1. Зубченко, Л. А. Лиссабонская стратегия Евросоюза – разочарования и надежды / Л. А. Зубченко // Фонд исторической перспективы [Электронный ресурс].
2. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной Комиссии по образованию для ХХI века / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». – М., 2007.
3. Проблемы современного образования | № 2 | 2014 | http://www.pmedu.ru 64 Савина А.К. | Образование в Европейском Союзе red. Czeslawa Plewki. Szczecin