Особым периодом жизни каждого человека является студенческий возраст. Студенческий возраст – сенситивный период до приобретения зрелости, восхождение к вершинам мастерства, с которых начинается социальное объективное творчество. По Б.Г. Ананьеву, студенческий возраст – это период, в течение которого происходит воспитание специалиста, общественного деятеля и гражданина, а также происходит овладение многими социальными функциями и формирование профессионального мастерства. Это возраст сложного конструирования мыслительных процессов [1 , с. 5-8].
Несомненно, важным периодом в подготовке будущих воспитателей к педагогическому творчеству является период обучения в высшем педагогическом учебном заведении, где закладываются теоретические и методические основы готовности будущего специалиста к профессиональной творческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Период обучения студентов в вузе связан с профессиональным становлением личности будущего специалиста. Задача преподавателя высшего учебного заведения заключается в формировании у студентов готовности к творчеству, развитию творческого отношения к профессиональной деятельности, воспитании у молодежи творческих способностей. Отмечая роль педагогического коллектива в формировании личности, А.Н. Лук, указывает, что «творческий потенциал зависит от того, существует ли в данном коллективе спрос на творчество, насколько высоко он оценивает нешаблонные идеи, выход за пределы традиционных и привычных представлений и норм» [6, c. 4].
Успех работы будущего воспитателя зависит от систематической и кропотливой работы над собой – повышение педагогического уровня, личной готовности к творчеству. Лишь в процессе педагогического творчества воспитатель может осуществлять свой профессиональный рост. В этом проявляется трансцендетальная сущность человека, его способность выходить за пределы самого себя в процессе своего творчества [10, с. 56].
Показателями творческого потенциала личности воспитателя детей дошкольного возраста является гуманистическая направленность, компетентность, гибкость, самосознание, активность, целеустремленность, инициативность, педагогическая интуиция, чувство юмора и т.д.. Важнейшим личным качеством, необходимым для полноценной творческой самореализации воспитателя дошкольного учебного заведения является креативность. В психолого-педагогической литературе креативность рассматривается как творческая способность, способность генерировать новые оригинальные идеи и т.п. «Креативность – творческие возможности способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности» [8,c.359].
Креативность является одной из основных способностей педагога, рассматривается учеными как «способность к творчеству, способность генерировать новые идеи, отходить от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации» [9 , c. 36].
Cреди признаков педагогической креативности С.А. Сысоева выделяет следующие: высокий уровень социального и морального сознания; поисково-преобразовательный стиль мышления; развитие интеллектуально-логических способностей (умение анализировать, обосновывать, объяснять, выделять главное и т.д.); проблемное видение; творческая фантазия, развитое воображение; специфические личностные качества (любовь к детям; бескорыстность; смелость, готовность к разумному риску в профессиональной деятельности; целеустремленность; любознательность; настойчивость; энтузиазм) специфические мотивы (необходимость реализовать свое Я, желание быть признанным; творческий интерес; увлеченность творческим процессом, своим трудом, стремление достичь наибольшей результативности в конкретных условиях своей педагогической работы); коммуникативные способности, способность к самоуправлению, высокий уровень общей культуры [12, c. 98]. В.И. Загвязинский справедливо отмечает то, что нужно активно воспитывать эти качества уже на вузовской скамье [3, с. 10].
Научиться любить детей, – писал В.А. Сухомлинский, – нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношении с другими людьми. Но по своей природе педагогический труд – повседневное общение с детьми – углубляет любовь к человеку, веру в него [14, с. 32].
Таким образом, говоря о специфике профессии воспитателя дошкольного учреждения, заметим, что это одна из творческих профессий, которая требует от воспитателя постоянного самосовершенствования. Сегодня социально-педагогические условия нашего государства требуют творческого, инициативного, изобретательного воспитателя, способного адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, реагировать на новые запросы общества, успешно реализовать себя в творческой профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – Л.: ЛГУ, 1974. – С.5-8.
2. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 96 с.
3. Загвязиский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.160 с.
4. Зорин С.С. Деятельность и творчество // Искусство и образование № 1 (39). 2006.
5. Кульчицкая Е.И., Моляко В.А. Сирень одаренности в саду творчества. – Житомир: Вид-во ЖДУ ім. І.Франка, 2008. – 316 с.
6. Лук А. Н. Учить мыслить – М.: Знание. – 1975. – 96 с.
7. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006. – 220 с.
8. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
9. Педагогічна майстерність / За ред. І.А. Зязюна. – К.: Вища школа, 1997. – 349 с.
10. Петрушкин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. – 490 с.
11. Русова С.Ф. Вибрані педагогічні твори: У 2 кн. / Русова С.Ф. / за ред. Є. І. Коваленко. – К.: Либідь, 1997. – Кн. 1. – 272 с.
12. Сисоєва С.О. Основи педагогічної творчості: Підручник. – К.: Міленіум, 2006. –346 с.
13. Сухомлинский В.О. Вибрані твори: в 5-ти т. / В.О. Сухомлинський. К.: Рад. школа, 1977. Т. 4. 630 с.
14. Сухомлинский В.О. Вибрані твори: в 5-ти т. / В.О. Сухомлинський. К.: Рад. школа, 1977. Т. 5. 640 с.