ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Осьмачкина А.А. 1
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В контексте глобализационных тенденций инновационного развития системы дошкольного образования, стремительного расширения информационного пространства, особую актуальность приобретают проблемы нового содержания профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования. Реформирование системы современного дошкольного образования выдвигает развитие личности как одну из приоритетных задач.

Особым периодом жизни каждого человека является студенческий возраст. Студенческий возраст – сенситивный период до приобретения зрелости, восхождение к вершинам мастерства, с которых начинается социальное объективное творчество. По Б.Г. Ананьеву, студенческий возраст – это период, в течение которого происходит воспитание специалиста, общественного деятеля и гражданина, а также происходит овладение многими социальными функциями и формирование профессионального мастерства. Это возраст сложного конструирования мыслительных процессов [1 , с. 5-8].

Несомненно, важным периодом в подготовке будущих воспитателей к педагогическому творчеству является период обучения в высшем педагогическом учебном заведении, где закладываются теоретические и методические основы готовности будущего специалиста к профессиональной творческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Период обучения студентов в вузе связан с профессиональным становлением личности будущего специалиста. Задача преподавателя высшего учебного заведения заключается в формировании у студентов готовности к творчеству, развитию творческого отношения к профессиональной деятельности, воспитании у молодежи творческих способностей. Отмечая роль педагогического коллектива в формировании личности, А.Н. Лук, указывает, что «творческий потенциал зависит от того, существует ли в данном коллективе спрос на творчество, насколько высоко он оценивает нешаблонные идеи, выход за пределы традиционных и привычных представлений и норм» [6, c. 4].

Успех работы будущего воспитателя зависит от систематической и кропотливой работы над собой – повышение педагогического уровня, личной готовности к творчеству. Лишь в процессе педагогического творчества воспитатель может осуществлять свой профессиональный рост. В этом проявляется трансцендетальная сущность человека, его способность выходить за пределы самого себя в процессе своего творчества [10, с. 56].

Показателями творческого потенциала личности воспитателя детей дошкольного возраста является гуманистическая направленность, компетентность, гибкость, самосознание, активность, целеустремленность, инициативность, педагогическая интуиция, чувство юмора и т.д.. Важнейшим личным качеством, необходимым для полноценной творческой самореализации воспитателя дошкольного учебного заведения является креативность. В психолого-педагогической литературе креативность рассматривается как творческая способность, способность генерировать новые оригинальные идеи и т.п. «Креативность – творческие возможности способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности» [8,c.359].

Креативность является одной из основных способностей педагога, рассматривается учеными как «способность к творчеству, способность генерировать новые идеи, отходить от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации» [9 , c. 36].

Cреди признаков педагогической креативности С.А. Сысоева выделяет следующие: высокий уровень социального и морального сознания; поисково-преобразовательный стиль мышления; развитие интеллектуально-логических способностей (умение анализировать, обосновывать, объяснять, выделять главное и т.д.); проблемное видение; творческая фантазия, развитое воображение; специфические личностные качества (любовь к детям; бескорыстность; смелость, готовность к разумному риску в профессиональной деятельности; целеустремленность; любознательность; настойчивость; энтузиазм) специфические мотивы (необходимость реализовать свое Я, желание быть признанным; творческий интерес; увлеченность творческим процессом, своим трудом, стремление достичь наибольшей результативности в конкретных условиях своей педагогической работы); коммуникативные способности, способность к самоуправлению, высокий уровень общей культуры [12, c. 98]. В.И. Загвязинский справедливо отмечает то, что нужно активно воспитывать эти качества уже на вузовской скамье [3, с. 10].

Научиться любить детей, – писал В.А. Сухомлинский, – нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношении с другими людьми. Но по своей природе педагогический труд – повседневное общение с детьми – углубляет любовь к человеку, веру в него [14, с. 32].

Таким образом, говоря о специфике профессии воспитателя дошкольного учреждения, заметим, что это одна из творческих профессий, которая требует от воспитателя постоянного самосовершенствования. Сегодня социально-педагогические условия нашего государства требуют творческого, инициативного, изобретательного воспитателя, способного адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, реагировать на новые запросы общества, успешно реализовать себя в творческой профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – Л.: ЛГУ, 1974. – С.5-8.

2. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 96 с.

3. Загвязиский В.И. Педагогическое творчество учителя.  М.: Педагогика, 1987.160 с.

4. Зорин С.С. Деятельность и творчество // Искусство и образование № 1 (39). 2006.

5. Кульчицкая Е.И., Моляко В.А. Сирень одаренности в саду творчества. – Житомир: Вид-во ЖДУ ім. І.Франка, 2008. – 316 с.

6. Лук А. Н. Учить мыслить – М.: Знание. – 1975. – 96 с.

7. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006. – 220 с.

8. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.

9. Педагогічна майстерність / За ред. І.А. Зязюна. – К.: Вища школа, 1997. – 349 с.

10. Петрушкин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. – 490 с.

11. Русова С.Ф. Вибрані педагогічні твори: У 2 кн. / Русова С.Ф. / за ред. Є. І. Коваленко. – К.: Либідь, 1997. – Кн. 1. – 272 с.

12. Сисоєва С.О. Основи педагогічної творчості: Підручник. – К.: Міленіум, 2006. –346 с.

13. Сухомлинский В.О. Вибрані твори: в 5-ти т. / В.О. Сухомлинський.  К.: Рад. школа, 1977.  Т. 4.  630 с.

14. Сухомлинский В.О. Вибрані твори: в 5-ти т. / В.О. Сухомлинський.  К.: Рад. школа, 1977.  Т. 5.  640 с.

Просмотров работы: 166