СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Жданова Д.В. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие информационных технологий и средств массовой коммуникации в XX веке позволили создать технические и психологические феномены, которые получили название «виртуальной реальности», «мнимой реальности». Технологии виртуальной реальности позволяют создавать новые семиотические системы, включая в них аспекты живой человеческой деятельности и поведения. Человек и его деятельность включается в машинную систему, а машинная система и компьютер включаются в человеческую деятельность. В этом заключается сущность виртуальной реальности. Кроме «узкого» определения виртуальной реальности есть и «широкие» определения. Рассмотрим эти определения очень кратко. Первая точка зрения предполагает рассматривать виртуальные реальности как состоящие из двух подсистем - физической и нефизической. Согласно второй точке зрения, разработка систем виртуальной реальности требует интеграции методов, используемых в компьютерной науке, робототехнике, психологии. Третья точка зрения рассматривает виртуальные реальности как один из видов психологических реальностей.

По нашему мнению, эти определения не противоречат друг другу. Исследователи фиксируют различные аспекты существования виртуальных реальностей. В.М. Розин выделяет виды виртуальных реальностей: создаваемые ВР-технологиями, имитационные, условные, прожективные, пограничные, эзотерические, психологические [1].

Н.А. Носов выделил свойства виртуального события: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, измененность статуса телесности, изменность статуса сознания, изменность статуса личности, изменность статуса воли [2, с. 160].

По-нашему мнению виртуальные реальности можно квалифицировать как объективную реальность, влияющую специфическим способом на познание человека. Классическая формула «субъект-объектных» отношений (S-O) изменяется, между субъектом и объектом находится виртуальная реальность (S-Bp-О), где Вр – виртуальная реальность.

В.М. Розин отмечает, что в виртуальной реальности человек действует, а не пассивно наблюдает. По нашему мнению, в виртуальной реальности (а ее создают современные СМК) человек осуществляет познавательную деятельность на основе образа. Проблема заключается в следующем: есть ли различие в познании человеком обычной реальности и виртуальной? Очевидно, есть. В виртуальной реальности, которую описал Н.А. Носов, мысленные образы имеют не только и не столько практический, сколько медиативный характер. Медитация в обычной жизни виртуальной реальности различается. В обычной жизни (а также с помощью средств массовой коммуникации доиндустриального и индустриального общества) медитация имеет активный характер, она не навязывается человеку, наоборот, человек по своей воле и желанию строит свою мыследеятельность. В виртуальной реальности при наличии современных средств массовой коммуникации медитация и в целом процесс познания приобретает пассивный характер со стороны субъекта познания, но активный со стороны манипулятора коммуникации, СМК создают в сознании человека виртуальный образ действительности, который усваивается (благодаря особенностям познания) бессознательно. В наибольшей степени это происходит в компьютерной реальности - в Интернете.

Интернет как глобальная виртуальность изменяет ценностные ориентиры людей. Интернет-зависимость вырабатывается очень быстро: от полугода до года. Наибольшая опасность связана с формированием мышления и нравственным развитием молодого поколения. Мозг вместо того, чтобы брать на себя интеллектуальную работу, бездействует, превращается в иждивенца, то есть становится заложником информации. «Информационные технологии приводят к изменению стиля мышления (формализация, стандартизация представления информации, алгоритмизация и т.д.)». Большой объем проходящей информации, отсутствие необходимости ее запоминать, изменяют память человека» [3, с. 271]. Это привозит постепенно к снижению способности мыслить самостоятельно. Применение современных средств массовой коммуникации обеспечивает управляемость обществом, манипулирование сознанием людей, вторжение в их психику.

Разнообразие средств массовой коммуникации как источников информации негативно действует на образование и науку. Из-за большого количества информации возникает поверхностный характер образования. А превращение информации и знаний в товар - привело к сознательному процессу фабрикации ложной информации.

Таким образом, средства массовой коммуникации в мозаичной культуре информационного общества приводит к противоречию между потребностью формирования творческого логического мышления и бессистемного, а нередко даже ложного знания. Как разрешить это противоречие? «Нужно превратить Всемирную паутину в орудие формирования интеллекта, средство развития мыслительных способностей человека. Сеть должна учить людей думать, размышлять и аргументировать» [4, с. 98]. Дистанционное образование должно стать средством развития интеллектуальных способностей человека, его положительных нравственных качеств. Каким образом это возможно? Это возможно через гуманитаризацию образования, развития в обществе «гуманитарной» культуры. Ведь потребности инновационной деятельности требуют специалиста не только с высокой профессиональной компетентностью, но и с высокой степенью ответственности, умением ориентироваться в социальном окружении, коммуникабельностью, умением работать в команде, иметь аналитические способности, обладать социальной компетентностью. В образовании происходит смена знаниевой парадигмы на личностную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Розин В.М. Философия техники. М.: 2001. – 364 с.

2. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 152-164.

3. История информатики и философия информационной реальности / под ред. Р.М. Юсупова, В.М. Котенко. М.: 2007. -429 с.

4. Еляков А.Д. Интернет – тотальная угроза обществу? // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 11. С. 92-98.

Просмотров работы: 544