По нашему мнению, эти определения не противоречат друг другу. Исследователи фиксируют различные аспекты существования виртуальных реальностей. В.М. Розин выделяет виды виртуальных реальностей: создаваемые ВР-технологиями, имитационные, условные, прожективные, пограничные, эзотерические, психологические [1].
Н.А. Носов выделил свойства виртуального события: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность, измененность статуса телесности, изменность статуса сознания, изменность статуса личности, изменность статуса воли [2, с. 160].
По-нашему мнению виртуальные реальности можно квалифицировать как объективную реальность, влияющую специфическим способом на познание человека. Классическая формула «субъект-объектных» отношений (S-O) изменяется, между субъектом и объектом находится виртуальная реальность (S-Bp-О), где Вр – виртуальная реальность.
В.М. Розин отмечает, что в виртуальной реальности человек действует, а не пассивно наблюдает. По нашему мнению, в виртуальной реальности (а ее создают современные СМК) человек осуществляет познавательную деятельность на основе образа. Проблема заключается в следующем: есть ли различие в познании человеком обычной реальности и виртуальной? Очевидно, есть. В виртуальной реальности, которую описал Н.А. Носов, мысленные образы имеют не только и не столько практический, сколько медиативный характер. Медитация в обычной жизни виртуальной реальности различается. В обычной жизни (а также с помощью средств массовой коммуникации доиндустриального и индустриального общества) медитация имеет активный характер, она не навязывается человеку, наоборот, человек по своей воле и желанию строит свою мыследеятельность. В виртуальной реальности при наличии современных средств массовой коммуникации медитация и в целом процесс познания приобретает пассивный характер со стороны субъекта познания, но активный со стороны манипулятора коммуникации, СМК создают в сознании человека виртуальный образ действительности, который усваивается (благодаря особенностям познания) бессознательно. В наибольшей степени это происходит в компьютерной реальности - в Интернете.
Интернет как глобальная виртуальность изменяет ценностные ориентиры людей. Интернет-зависимость вырабатывается очень быстро: от полугода до года. Наибольшая опасность связана с формированием мышления и нравственным развитием молодого поколения. Мозг вместо того, чтобы брать на себя интеллектуальную работу, бездействует, превращается в иждивенца, то есть становится заложником информации. «Информационные технологии приводят к изменению стиля мышления (формализация, стандартизация представления информации, алгоритмизация и т.д.)». Большой объем проходящей информации, отсутствие необходимости ее запоминать, изменяют память человека» [3, с. 271]. Это привозит постепенно к снижению способности мыслить самостоятельно. Применение современных средств массовой коммуникации обеспечивает управляемость обществом, манипулирование сознанием людей, вторжение в их психику.
Разнообразие средств массовой коммуникации как источников информации негативно действует на образование и науку. Из-за большого количества информации возникает поверхностный характер образования. А превращение информации и знаний в товар - привело к сознательному процессу фабрикации ложной информации.
Таким образом, средства массовой коммуникации в мозаичной культуре информационного общества приводит к противоречию между потребностью формирования творческого логического мышления и бессистемного, а нередко даже ложного знания. Как разрешить это противоречие? «Нужно превратить Всемирную паутину в орудие формирования интеллекта, средство развития мыслительных способностей человека. Сеть должна учить людей думать, размышлять и аргументировать» [4, с. 98]. Дистанционное образование должно стать средством развития интеллектуальных способностей человека, его положительных нравственных качеств. Каким образом это возможно? Это возможно через гуманитаризацию образования, развития в обществе «гуманитарной» культуры. Ведь потребности инновационной деятельности требуют специалиста не только с высокой профессиональной компетентностью, но и с высокой степенью ответственности, умением ориентироваться в социальном окружении, коммуникабельностью, умением работать в команде, иметь аналитические способности, обладать социальной компетентностью. В образовании происходит смена знаниевой парадигмы на личностную.
ЛИТЕРАТУРА
1. Розин В.М. Философия техники. М.: 2001. – 364 с.
2. Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 152-164.
3. История информатики и философия информационной реальности / под ред. Р.М. Юсупова, В.М. Котенко. М.: 2007. -429 с.
4. Еляков А.Д. Интернет – тотальная угроза обществу? // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 11. С. 92-98.