Существует, по Аристотелю, пятый элемент – эфир. Он неуничтожим и образует места, в которых находятся небесные тела. Небесные тела тоже образованы из эфира. Самая внешняя сфера – небо неподвижных звезд, затем располагаются Солнце, планеты, Луна. Для четырех элементов «подлунного мира» (земля, вода, воздух, огонь) характерно прямолинейное движение, сверху вниз – для тяжелых элементов, снизу вверх – для легких. Для эфира естественным движением является круговым.
Вселенная, по Аристотелю, представляет собой всю существующую материю. Впервые ученый высказал идею о взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Вселенная конечна и ограничена. За пределами материальной Вселенной Аристотель помещал нематериальный духовный мир, существование которого постулировалось.
Земля находится в центре Вселенной, как самый тяжелый элемент. Земля свободно парит в пространстве. По учению Аристотеля, Вселенная никогда не возникала, она неуничтожима, вечна, единственна и объемлет всю материю.
Аристотель считает, что не может быть несколько Небосводов [2, с. 285]. Кроме того оно вечно, ибо неуничтожимо и не возникло. Понятие неба Аристотель употребляет в нескольких смыслах: во-первых, как субстанцию крайней сферы Вселенной, во-вторых, «тело, которое непосредственно примыкает к крайней сфере Вселенной и в котором помещаются Луна, Солнце и некоторые из звезд» [Там же, с. 291], в-третьих, Вселенную. Вне Неба в третьем значении нет и не может быть никаких тел. Поэтому множество небосводов невозможно, так же как вне Неба нет «ни места, ни пустоты, ни времени» [Там же, с. 292].
Аристотель задает вопрос: почему происходят изменения звезд и Неба? Это происходит либо от того, что и то и другое покоится, либо от того, что и то, и другое движется, либо от того, что одно покоится, а другое движется [Там же, с. 319]. Аристотель постулирует неподвижность земли. Он приходит к выводу: «поскольку ни допущение, что движется и то и другое, ни допущение, что движутся одни только звезды, не имеют разумного основания, остается допустить, что орбиты движутся, а звезды покоятся и перемещаются вместе с орбитами, к которым они прикреплены» [Там же, с. 320-321]. Звезды происходят от сферического тела, поэтому они шарообразны. У шарообразных тел два вида движения: качение и верчение. Но, делает вывод Аристотель, люди не наблюдают ни того, ни другого. Небо, таким образом, находится в движении, а звезды не двигаются самостоятельно. Шарообразность того и другого имеет разумные основания.
Аристотель также задает вопрос: движется ли Земля? Аргументы против движения у него следующие. Если бы Земля двигалась, то ее движение было бы насильственным. И каждая часть Земли обладала бы таким движением. Если это движение насильственно, то оно не может быть вечным. Однако порядок космоса вечен [Там же С. 336].
Однако Аристотель отбросил гениальную догадку о тяжести небесных тел, о единстве действующих во Вселенной законах. В надлунном мире Аристотеля не было места тяжелым телам. Движение мыслилось как бессиловое. Когда появилась гениальная догадка гелиоцентризма Аристарха Самосского, эта идея была встречена враждебно. Аристотелевская картина мира сдерживала развитие астрономии вплоть до конца ХVI в.
Учение Аристотеля явилось одним из величайших достижений человечества, но оно было неспособно к дальнейшей эволюции. В эпоху средневековья оно стало непререкаемой догмой. Это учение было отброшено в период научной революции ХVI-ХVII вв. [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель. О возникновении и уничтожении // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 3. М.: Мысль, 1981. С. 379-440.
2. Аристотель. О небе // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 3. М.: Мысль, 1981. С. 263-378.
3. Рожанский И.Д. Естественнонаучные сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 3. М.: Мысль, 1981. С. 5-57.