На момент прихода к власти в Сингапуре партии «Народное действие» в 1959 г. и начала реформ отношение к взяточничеству и коррупции в целом в Сингапуре было достаточно терпимым, как и во многих странах Азии, взяточничество было повсеместной нормой жизни. Основной законодательный акт в сфере борьбы с коррупцией, действовавший в то время, – Постановление о предотвращении коррупции, принятое в декабре 1937 г. – не охватывал многие виды преступлений и не давал сотрудникам правоохранительных органов достаточно полномочий для эффективного осуществления своей деятельности. Огромное количество чиновников не получало достойного жалования и потому было вовлечено в коррупционные схемы, наличие больших возможностей для совершения преступлений коррупционной направленности и низкий риск обнаружения фактов коррупции и наказания также являлись причинами высокого уровня коррупции (эти причины были выделены доктором Лесли Палмиром в своем исследовании методов контроля бюрократической коррупции в Гонконге, Индии и Индонезии1). Кроме того, сотрудники специально предназначенного для борьбы с коррупцией государственного органа (Бюро по расследованию случаев коррупции, созданного в октябре 1952 г.) не были готовы к проведению жестких действий, а население обладало низким уровнем образования и правовой культуры2, поэтому борцов с коррупцией со стороны общественности ждать не приходилось. В сложившихся условиях премьер – министр страны Ли Куан Ю и его команда нашли комплексное решение данной проблеме, выразившееся в следующем:
17 июня 1960 г. был принят Акт о противодействии коррупции, отличавшийся большей проработанностью в отличие от Постановления 1937 г. (совершенствование законодательной базы борьбы с коррупцией). Большинство перечисленных далее мер предусматривалось именно Актом 1960 г.;
Определение различных форм «благодарностей» чиновникам как коррупционных действий (криминализация деяний);
Повышение уровня штрафа до до 10 000 сингапурских долларов (с 1989 г. – до 100 000) и срока лишения свободы (до 5 лет) за коррупционные действия (ужесточение наказаний);
Уличенное в незаконном обогащении лицо должно было уплатить штраф в размере суммы, равной полученной взятке, в дополнение к остальным мерами наказания (принятие мер, направленных на минимизацию причиненного государству и обществу ущерба);
Предоставление специализирующемуся на противодействии коррупции Бюро широких полномочий для эффективного осуществления своей деятельности (в частности, разрешение сотрудникам проводить арест и обыск подозреваемых, получение доступа к банковским счетам, ценным бумагам и данным о покупках любого без исключения лица, в том числе и из высшего руководства страны, а также его близких родственников);
Принятие Комиссией по расследованиям Акта о коррупции и конфискации 1989 г., предусматривающего конфискацию собственности, полученной в результате коррупционных действий (возмещение ущерба не только в денежном, но и натуральном виде);
С 1972 г. государственные служащие стали получать ежегодную премию, сравнимую с бонусами менеджеров коммерческих фирм. Увеличение зарплаты чиновников и улучшение их условий труда в 1980-х годах по достижении достаточных темпов экономического роста. Принятие в октябре 1994 г. «Официальной позиции по конкурентоспособным зарплатам для честного и компетентного правительства», предполагавшей искусственное поддержание зарплаты министров и высокопоставленных госслужащих на уровне средних зарплат, принятых в шести наиболее высокооплачиваемых профессиях – бухгалтеров, юристов, сотрудников банков, инженеров, частных производителей и менеджеров транснациональных корпораций (снижение стимулов к осуществлению коррупционных действий, привлечение специалистов из частного сектора в государственный).
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что достижение Сингапуром высоких темпов развития и наиболее низкого уровня коррупции во всем мире стало результатом претворения в жизнь политики государства, базирующейся на идее минимизации или полного исчезновения возможностей и стимулов осуществлять коррупционные действия вкупе с эффективной выявляемостью и неизбежной наказуемостью преступлений коррупционной направленности. Особенно важно отметить комплексный подход к противодействию коррупции, а также искреннее желание искоренить данное явление со стороны высших представителей государства, обладающих высокими моральными принципами и на личном примере воспитывающих своих подчиненных3.
Библиографический список:
1) Quah, Jon S.T. Combating Corruption in Singapore: What Can Be Learned? // Journal of Contingencies and Crisis Management, Vol. 9, No. 1 (March 2001): 29-35.
2) Герменчук В. В. Борьба с коррупцией в Сингапуре: слагаемые успеха // Банковский вестник. № 10 (555). 2011. С. 62 – 66.
3) Гладченко Л.В. Об опыте Сингапура по противодействию коррупции // Проблемы национальной стратегии. № 3 (24). 2014. С. 126 - 138.
1 Quah, Jon S.T. Combating Corruption in Singapore: What Can Be Learned? // Journal of Contingencies and Crisis Management, Vol. 9, No. 1 (March 2001): 29-35.
2 Гладченко Л.В. Об опыте Сингапура по противодействию коррупции // Проблемы национальной стратегии. № 3 (24). 2014. С. 128.
3 Герменчук В. В. Борьба с коррупцией в Сингапуре: слагаемые успеха // Банковский вестник. 2011. № 10 (555). С. 63.