АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ

Ранишенко А.С. 1
1Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Адаптация первоклассника к школьному обучения привлекает к себе внимание современных ученых-педагогов, психологов, учителей-практиков и школьных психологов, так как является одной из типовых проблем. Адаптация ребенка к школе – это процесс приспособления, изменения психики ребенка в условиях перехода к систематическому организованному школьному обучению. В этот период осуществляется перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер младшего школьника.

Проблема адаптации ребенка к школе исследована в работах Л. Божович, Л. Выготского, В. Давыдова, И. Дубровиной, Д. Эльконина, Г. Костюка, М. Лисиной, С. Максименко и других ученых.

Вопросы психолого-педагогической работы с дезадаптированными первоклассниками представлены в научных разработках М. Безруких, И. Дубровиной, А. Захарова, Д. Исаева, В. Кагана, В. Кисловской, Б. Кочубея, Т. Нежновой, А. Прихожана, Е. Филиповой и др.

Ученые трактуют понятие «адаптация» (лат. adapto – приспособляю) как процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают коренную перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Кризис 6–7 лет – это переломный критический возрастной этап, которым открывается весь период дальнейшего школьной жизни. Поэтому, говоря о проблемах младшего школьного возраста, прежде всего нужно иметь в виду проблемы двух возрастных отрезков (по терминологии Л. Выготского): кризисы 6–7 лет как критического возраста и собственно младшего школьного возраста.

Л. Выготский определял психологический возраст как «новый этап построения личности, ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [1, с. 248].

Если рассмотреть данное определение в контексте всего учения Л. Выготского об онтогенезе и выделить в нем ключевые моменты, то основными составляющими психологического возраста станут социальная ситуация развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности. Особенности социальной ситуации развития первоклассника характеризуются тем, что он имеет более высокий социальный статус, чем дошкольник, а также тем, что у него появляются качественно новые права и обязанности. Существующая социальная ситуация развития требует создания условий для облегчения адаптации ребенка к школе. Для этого должны произойти внутренние изменения, связанные с формированием качественно новых личностных новообразований. Чтобы эти изменения проходили менее болезненно, целесообразно опираться на те факторы, которые определяют сензитивность данного возраста. Так, для учащихся младших классов особое значение имеют усвоение нравственных норм и правил поведения, усвоение правил и механизмов учебной деятельности, формирование мотивационной сферы (особенно важен мотив достижения успеха).

Для детей младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является учебная. В ней формируются основные новообразования младших школьников в познавательной (внутренний план действий, познавательная потребность, произвольность всех психических процессов) и личностной (потребность в самоутверждении, самооценка, рефлексия и т.д.) сферах. Таким образом, младший школьный возраст является важным и трудным этапом жизненного пути ребенка. Как первые три года жизни играют значительную роль в становлении личности, так и первые годы обучения во многом определяют дальнейшее пребывание ребенка в школе. От того, как пройдет адаптация, усвоение новых требований, сформируется мотивация обучения и т.д., зависит развитие детей в средних и старших классах: ведь большинство болезненных школьных проблем уходят корнями именно в начальное звено.

После поступления в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка, ведущей становится учебная деятельность. Режим школьных занятий требует значительно высшего, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать отношения с педагогами и сверстниками во время совместной деятельности требует развитых навыков общения. Дети этого возраста стремятся удовлетворить не только познавательную потребность, но и потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в новую серьезную деятельность – обучение. Это вызывает появление такого психологического новообразования, которое называется «внутренней позицией школьника».

Важным моментом адаптации ребенка к школе является физиологическая адаптация, которая имеет следующие этапы:

1. Этап ориентирования, когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, все системы организма отвечают бурной реакцией.

2. Этап неустойчивого приспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

3. Этап относительно устойчивого приспособления, когда организм находит лучшие варианты реагирования на нагрузку, с меньшим напряжением всех систем.

Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольном учреждении [2; 3].

Какую бы работу ни выполнял школьник, то ли это умственный труд постижения новых знаний, то ли психологическая нагрузка общения в большом и разнообразном коллективе, – каждая из систем организма должна отреагировать своим напряжением. Все большего напряжения требуется от каждой системы и поэтому организм тратит все большие ресурсы. Учитель должен знать, что возможности детского организма не безграничны, а длительное напряжение и связанная с ним усталость и переутомление могут привести к нарушению здоровья первоклассника.

Дети, имеющие достаточный опыт общения, развитую речь, сформированные познавательные мотивы и умения произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выгодных условиях оказываются дети, которые посещали детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическими воздействиями. Дети, которые не посещали дошкольные учреждения, обычно имеют определенные преимущества в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта отношений со сверстниками и занимают эгоцентрическую личностную позицию. Трудности, возникающие в результате недостаточной готовности первоклассников к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. Неспособность адекватно себя вести и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, вызывают возникновение так называемых школьных неврозов.

Перед педагогами и психологами, работающими в начальном звене, встают такие специфические задачи: 1) способствовать лучшей адаптации ребенка к школе; 2) следить за условиями жизнедеятельности и динамикой психического и личностью развития детей; 3) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей способствовать наилучшему овладению ими учебной деятельностью; 4) обеспечивать условия для формирования важных личностных структур, новообразований и качеств личности; 5) вовремя замечать и предупреждать отклонения в развитии ребенка и в овладении ими учебной деятельностью; 6) учить детей элементам саморегуляции и самоконтроля для успешного преодоления трудностей и гармоничного перехода в среднюю школу [2; 3].

Реализация названных задач заключается в организации и проведении конкретных форм работы, связанных с основными проблемами, характерными для первоклассников. Внеурочная деятельность является одной из форм работы учителя, школьного психолога по улучшению адаптационного процесса первоклассника. Внеклассная работа – важная составная часть учебно-воспитательного процесса, которая предполагает организованные целенаправленные занятия с группой или подгруппой учеников, осуществляемая во внеурочное время для расширения знаний, умений и навыков, развития самостоятельной индивидуальности, способностей и склонностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения разумного отдыха. Внеклассная работа проводится на основе самостоятельности и добровольности учащихся. При определении содержания и методов внеурочной работы учитываются возраст, умственное и физическое развитие школьника.

Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами, желаниями детей и их родителей. Внеурочная работа с первоклассниками может планироваться в таких направлениях:

1. Организация групп продленного дня.

2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Педагоги должны учитывать требование соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Особенно эффективными являются игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания и адаптации первоклассников к условиям школьной жизни. Детские праздники, экскурсии, выставки детского творчества, концерты для родителей – это те формы внеурочной работы, которые наиболее благоприятно влияют на процесс адаптации первоклассника к новым условиям учебно-воспитательного процесса в школе.

3. Совместная организация экскурсий для первоклассников с городскими учреждениями дополнительного образования. Например, эффективными в этом направлении будут экскурсии детей в городской краеведческий музей, городские библиотеки с целью знакомства с информационным пространством города.

Подводя итог отметим, что начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится учеников далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями личности школьника будет характеризовать весь период школьного возраста. Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «готовность к школьному обучению».Наиболее значимым показателем готовности считается адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам.

Библиографический список:

1. Выготский Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. – Т. 4. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с.

2. Безруких М. М. Ребенок идет в школу: знаете ли вы своего ученика? : проблемы психологической адаптации : учебное пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – М. : Академия, 1996. – 240 с.

3. Руко­водство практического психолога, готовность к школе: развивающие программы / под ред. И. В. Дуброви­ной. – М. : Академический Проект, 2001. – 96 с.

Просмотров работы: 727