Возникает подобная ситуация, к примеру, во время изучения множеств на плоскости. Числовые множества на R×R являются обобщением числовых множеств на R. При этом средствами офисных программ можно изобразить не все множества, да и подготовка некоторых изображений множеств занимает слишком много времени и требует определённых навыков работы с графикой и псевдографикой. Всё это может только отвлечь обучающегося от непосредственного изучения учебного материала. Рассмотрим часть документа.
Представим с помощью объяснительно-иллюстративного метода круг (рисунок 1).
круг disk open disk
=
радиуса of radius =
r
с центром with center
в точке Mo at a point Mo S(boundary)
Рисунок 1 – График множества – открытый круг.
В настоящей статье представлены фрагменты из диссертации одного из авторов. Один из фрагментов (рисунок 1) приведённый в ([4]) содержит русский и английский текст – как современные учебные пособия. На рисунке 2 продолжение определения.
closed disk
и границей and boundary =
=
Рисунок 2 – График множества – замкнутый круг.
Рассмотрим определение множества – прямоугольник на плоскости.
прямоугольник rectangle
Rabcd
(в частности квадрат) (in particular a
со сторонами парал- square) with the
лельными координа- sides parallel to
тным осям и грани- the coordinate axes Fig.3.
цей and boundary
Рисунок 3 – График множества – прямоугольник.
При этом Rи имеют следующий смысл (рисунок 4):
Fig.4 Fig.5.
closed rectangle open rectangle
Рисунок 4 – График множества – замкнутый и незамкнутый прямоугольники.
Указанные выше формулы (ниже рисунка 4) практически невозможно набрать в Microsoft Equation, поэтому необходимо использовать некоторые готовые шаблоны или рисунки, которые затем встраиваются в обучающую программу.
В указанных выше двух определениях фигур используется теоретико-множественный подход к фигуре, как множеству точек. Рассмотрим УДЕ, в которой прямую задачу предложил преподаватель, а обратную составили и решили сами обучающиеся:
Прямаязадача(Direct problem) № 1.
I. : .
Mo, r.
.
.
Mo(2, 3), r = 3 (рисунок 5). ►
Рисунок 5 – График множества – круг.
Обратная задача (Inverse problem) № 2.
(рисунок 6)
.
.
.
. ►
Рисунок 6 – Иллюстрация условия задачи.
После выполнения ещё целого ряда УДЕ на множество круг, замкнутый или открытый, обучающимся предлагается УДЕ на произведение множеств – прямоугольник.
Приведём пример условия такой УДЕ (прямой и обратной).
Прямая задача (Directproblem) № 3.
Fig = .
when (где) ,
Геометрическую интерпретацию Fig .
После решения обучающиеся приступают к составлению и решению обратной задачи.
Обратная задача (Inverseproblem) № 4.
I.
Рисунок 7 – Иллюстрация условия задачи.
II. Теоретико-множественное представление Fig .
Приведённые в статье теоретико-множественные определения и иллюстрации некоторых плоских фигур, решение УДЕ и приведённые условия УДЕ на прямоугольник, мотивируют обучающихся осваивать учебный материал в активной и интерактивной формах ([5]). По результатам изучения темы авторами была подготовлена структура обучающей программы, необходимые шаблоны и отдельные фрагменты. Ведётся предварительная сборка обучающей программы.
Список использованной литературы
1. Горовенко Л.А. Экспертная оценка электронного программно-методического комплекса // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2014. № 54. С.355-361.
2. Горовенко Л.А. Создание электронного учебно-методического комплекса дисциплины как один из методов перехода от традиционной методики обучения к обучению, основанному на самостоятельной работе студента // Инновационные процессы в высшей школе: материалы XV юбилейной Всероссийской научно-практической конференции - Краснодар: Изд.ГОУ ВПО КубГТУ, 2009. С 211-213.
3. Вандина А.И., Часов К.В. Использование в образовательной среде кафедры учебных пособий нового типа // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 98-100; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=5509 (дата обращения: 19.10.2016).
4. Часов К.В. Элементы нестандартного анализа и логико-речевая символика – как средства повышения математической культуры учащихся средней школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) / Дагестанский гос. пед. ун-т. Махачкала, 2000. 176 с.
5. Часов К.В. К вопросу об интерактивности в обучении // VIII Международная конференция "Стратегия качества в промышленности и образовании". Варна, Болгария, 2012. Международный научный журнал Acta Universitatis Pontica Euxinus – № S1. 2012. С. 344-346.