КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ОЦЕНКА АКТУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ОЦЕНКА АКТУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Агеева Т.В. 1, Езангина И.А. 1
1Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная кластернaя политика России отличается активной ролью государства и подразумевает финансирование кластерных инициатив, создание соответствующей инфраструктуры, центров НИОКР и т.д. Нормативной основой кластерной политики в России служат следующие документы:
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;

  • Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года;

  • Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ.

Создание сети территориально-производственных кластеров было отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в качестве важного условия модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов. Концепцией предусматривается формирование двух типов кластеров:

  • инновационные высокотехнологичные кластеры (инновационные территориальные кластеры - ИТК),

  • территориально-производственные кластеры (ТПК), создаваемые на слабоосвоенных территориях.

Система координации и поддержки развития инновационных кластеров представлена: Министерством экономического развития РФ; администрациями регионов; управляющими компаниями кластеров; проектными офисами [2].

Перечень инновационных территориальных кластеров был утвержден поручением Председателя Правительства РФ от 28 августа 2014 г. На сегодняшний день регионами-лидерами в области реализации кластерной политики следует считать Республику Татарстан, Пермский край, Самарскую, Калужскую, Липецкую, Томскую, Иркутскую области, Санкт-Петербург (рисунок 1).

Рисунок 1 - Распределение инновационных кластеров по Федеральным округам РФ по состоянию на 01.01.2016г. [3]

Ограничение числа кластеров, включенных в Перечень, обусловлено необходимостью отработки механизмов их государственной поддержки на пилотных примерах, характеризующихся высокой степенью проработанности программ и потенциалом развития. Наряду с этим, Минэкономразвития России будет оказывать содействие в доработке программ развития кластеров, не вошедших в Перечень.

В соответствии с отраслевой спецификой кластеров при проведении предварительной экспертизы и рассмотрении на Рабочей группе, они были структурированы в шесть отраслевых направлений: «Ядерные и радиационные технологии»; «Производство летательных и космических аппаратов, судостроение»; «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность»; «Новые материалы»; «Химия и нефтехимия»; «Информационные технологии и электроника» (таблица 2) [3].

Таблица 2 - Распределение пилотных инновационных территориальных кластеров России по отраслевым направлениям по состоянию на 01.01.2016г.

п/н

Отраслевое направление

Кластер

1

Ядерные и радиационные технологии

«Дубна» (Московская обл.)

Саровский инновационный (Нижегородская обл.)

ЗАТО г. Железногорск (Красноярский край)

Ядерный (Ульяновская обл.)

2

Производство летательных и космических аппаратов, судостроение

Аэрокосмический (Самарская обл.)

«Технополис «Новый Звездный»» (Пермский край)

Авиастроение и судостроение (Хабаровский край) «Ульяновск-Авиа» (Ульяновская обл.)

Судостроительный (Архангельская обл.)

3

Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность

Фармацевтика и медицинская промышленность (Санкт-Петербург)

Фармацевтика и медицинская техника (Томская обл.)

Биофармацевтический (Новосибирская обл.)

Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина (Калужская обл.)

Биотехнологический (Московская обл.)

Биофармацевтический (Алтайский край)

4

Новые материалы

«Физтех XXI» (Московская обл.)

«Троицк» (Москва)

Титановый (Свердловская обл.)

5

Химия и нефтехимия

Автомобилестроение и нефтехимия (Нижегородская обл.)

«Камский» (Татарстан)

Нефтехимический (Башкортостан)

Комплексная переработка угля (Кемеровская обл.)

6

Информационные технологии и электроника

«Зеленоград» (Москва)

ИТК «СибАкадемСофт» (Новосибирская обл.)

ИТ и электроники (Томская обл.)

ИТ-кластер (Санкт-Петербург)

Радиационные технологии (Санкт-Петербург)

Эффективная светотехника (Мордовия)

Радиоэлектроника (Санкт-Петербург)

Максимальное число ИТК относится к направлениям «Информационные технологии и электроника» и «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» – семь и шесть, соответственно. Основными направлениями, по которым в пилотных программах ИТК запланировано достижение значимых результатов, выступают развитие производственной и инвестиционной деятельности, сектора исследований и разработок. Основным принципом функционирования кластеров является государственно-частное партнерство, что предполагает получение финансовой помощи со стороны государства в виде бюджетного финансирования, предоставляемого на безвозвратной или возвратной основе для полного или частичного покрытия расходов, связанных с их текущей деятельностью. В таблице 3 представлены сведения о федеральном субсидировании региональных программ развития пилотных кластеров в 2014-2015 гг. [3]

Таблица 3 - Предоставление субсидий на софинансирование реализации региональных программ развития пилотных кластеров в 2014-2015 гг.

Субъект РФ

Кластеры, которым предоставлены субсидии

Субсидии

(млн. руб.)

Темп прироста, %

2014 г.

2015 г.

Центральный федеральный округ

1

Калужская область

Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (г. Обнинск)

54,5

48,6

-10,8

2

Москва

Кластер «Зеленоград»

194,1

96,2

-50,4

3

Московская область

Кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубне

133,8

75,2

-43,8

4

Московская область

Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино

69,8

30,7

-56,0

5

Московская область

Кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки)

74,0

23,8

-69,8

Приволжский федеральный округ

6

Нижегородская область

Саровский инновационный кластер

127,7

65,9

-48,4

7

Республика Мордовия

Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением

202,9

84,7

-58,3

8

Республика Татарстан

Камский инновационный территориально-производственный кластер

246,1

158,6

-35,6

9

Самарская область

Инновационный территориальный Аэрокосмический кластер

232,4

136,0

-41,5

10

Ульяновская область

Ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда

72,8

80,0

9,9

Сибирский федеральный округ

11

Красноярский край

Кластер Инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск

111,8

31,1

-72,2

12

Новосибирская область

Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий

269,0

103,8

-61,4

13

Томская область

Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии

197,5

96,6

-51,1

В 2014 г. на поддержку 14 кластеров первой группы из средств федерального бюджета было выделено 1,3 млрд. руб. В 2015 г. объем распределяемых средств субсидий увеличился до 2,5 млрд. руб. Было принято решение, что субсидии можно направлять и на региональные программы развития кластеров второй группы. Таким образом, этот тип поддержки был распространен на все 25 пилотных кластеров. Поэтому данные, представленные в таблице 3, имеют тенденцию к снижению объемов предоставления субсидий первой группы инновационных территориальных кластеров. В 2015г. в абсолютном большинстве случаев субъекты РФ и локализованные в них пилотные ИТК использовали средства субсидий в целях формирования и обеспечения деятельности управляющих компаний кластеров и создания объектов инжиниринговой инфраструктуры.

Отмеченная сумма в размере 2,5 млрд. руб. не сопоставима с объемами финансирования зарубежных кластеров. Так, во Франции только государство и специализированные государственные фонды выделили с 2006-2013 гг. на цели поддержки полюсов конкурентоспособности 3 млрд. евро. За период 2001-2009 гг. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии ежегодно тратило на поддержку 19 кластеров порядка 0,5 млрд, долларов США.

Помимо государственного капитала, участниками финансовой поддержки инновационных кластерных проектов выступают: Государственная корпорация «Внешэкономбанк»; ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО МСП Банк); ОАО «Российская венчурная компания» (РВК); OAO «Роснано»; Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»); Российский фонд технологического развития (РФТР).

В рамках финансирования федеральных целевых программ (ФЦП) следует обратить особое внимание на ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России», через которую государство осуществляет научно-техническую политику, размещая государственные заказы на исследования и разработки в тех направлениях науки и технологии, которые признаны приоритетными для российской экономики и способствуют повышению ее конкурентоспособности.

Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в 2015-2017 гг. расходы по разделу «Национальная экономика», включающие, в том числе и расходы на развитие инфраструктуры, поддержку роста и диверсификации структуры экономики, занимают второе место по объему расходов бюджета системы РФ.

Вместе с тем, следует отметить запланированное постепенное снижение плановых показателей бюджетных ассигнований на поддержку производства высокотехнологичной продукции - с 3,0 млрд, руб. в 2015 году до 1,0 млрд, руб. в 2017 году. Доля расходов федерального бюджета на поддержку национальной экономики в целом имеет тенденцию к снижению - с 15,9% в 2014 году до 12,1% в 2017 году.

Грантовое финансирование исследовательской и инновационной деятельности в России осуществляется через систему государственных фондов - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере. Важной формой государственной поддержки инновационной деятельности также является создание и функционирование внебюджетных фондов, основным из которых выступает Российский Фонд технологического развития (РФТР).

В завершении следует отметить, что финансовое стимулирование не обеспечивает в полной мере повышение эффективности кластерной политики. К факторам, способным вывести кластерную политику на качественно иной уровень, можно отнести: обеспечение знаниями; создание принципиально новых по содержанию программ обучения и профессиональной переподготовки; развитие НИР; проведение конференций, семинаров по проблемам становления кластеров в России.

Список использованных источников

  1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р: [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/e6f78c80fc7665a9ca0d1f5fb6854ff981eb0d28/ (дата обращения 13.05.2016)

  2. Об утверждении перечня инновационных территориальных кластеров: поручение Председателя Правительства РФ №ДМ-П8-5060 от 28.08.2012: [Электронный ресурс] // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120907_02 (дата обращения 05.04.2016).

  3. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2015. - 108 с.

  4. Институты развития // Российская кластерная обсерватория: офиц. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://cluster. hse.ru/cluster-policy/instituts.php (дата обращения: 25.04.2015).

  5. Агеева Т.В., Езангина И.А. Роль кластерных образований в повышении инновационной и инвестиционной привлекательности территорий/ В сборнике: Приоритетные направления развития науки, техники и технологий международная научно-практическая конференция. 2016. С. 325-330.

  6. Езангина И.А. Межфирменный стратегический альянс в системе конкурентных отношений бизнеса/ И.А. Езангина // Научное обозрение. 2012. № 4. С. 464-469.

  7. Езангина И.А. Преимущества воспроизводства корпоративного капитала в интегрированных структурах бизнеса / И.А. Езангина // Молодой ученый. – 2012. – №11. – С. 157–160.

Просмотров работы: 1881