развитие мировоззрения и ценностей для осуществления социально-значимых видов деятельности;
наличие адекватной самооценки и самовосприятия, готовности к самоопределению, самореализации и самоутверждению в разнообразных социально-значимых видах деятельности;
готовность и способности к рефлексии, адаптации к быстро изменяющимся условиям жизни, к изменениям, происходящим в самой личности;
потребность получать образование на протяжении всей жизни, приобретать новые профессии и специальности, накапливать «образовательный капитал».
Таким образом, современное образование должно ориентироваться на социальные потребности, запросы общества, что обусловливает собой применение новых подходов к образованию, изменению технологий, методик обучения.
В соответствие с этим одним из эффективных методов обучения станет метод проектов, отвечающий всем необходимым требованиям для успешной социализации учащихся.
Проектная методика, зародившаяся в 20-е годы прошлого столетия, является популярной и сейчас. Основная идея проектного обучения – стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда практико-ориентированных проблем. В сравнении с традиционным обучением, где акцент делается на усвоение готовых знаний, метод проектов направлен на развитие у учащихся умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления [1, с. 18].
В современной школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности [4, С. 87-88].
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для учащегося проблемы [3]:
внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике;
внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Важно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.
Основными требованиями к использованию метода проектов можно считать следующие:
наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
практическая, теоретическая, познавательная и социальная значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
выводы, подведение итогов, оформление результатов, их презентация и выдвижение новых проблем исследования.
Существуют различные классификации образовательных проектов. Так по доминирующей деятельности учащихся принято различать практико-ориентированные, информационные, творческие, социальные и исследовательские проекты. По продолжительности проекты делят на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и мини-проекты. По количеству участников проекты бывают групповыми и индивидуальными.
На наш взгляд сейчас все большую популярность приобретают социальные проекты, связанные с практической деятельностью по развитию социальных систем, социальных объектов, их свойств и отношений на основе прогнозирования и планирования специальных заведомо нужных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью [2]. Возможности социального проектирования значительно расширились с распространением вычислительной техники и развитием компьютерного моделирования.
В этой связи использование метода социального проектирования на уроках информатики становится все более актуальным, так как позволяет одновременно решать как воспитательные, так и образовательные задачи.
Социальное проектирования в процессе обучения информатике нужно для того, чтобы учащиеся овладели приемами эффективного поиска информации, научились ее самостоятельно критически осмысливать; видеть проблему, осознавать ее социальную значимость, прогнозировать последствия и возможные пути решения; делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные, аргументированные решения; работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Конечные продукты социальных проектов на уроках информатики могут быть разнообразны: компьютерные модели, компьютерные игры, сайты, интеллектуальные-карты, видеоролики, рекламные буклеты, учебные пособия и др. Учащихся привлекает в проектной деятельности новизна, возможность овладеть новыми технологиями, знаниями и умениями, научиться самостоятельно применять их на практике.
В год экологии тематикой социального проекта может стать социальная реклама по теме «Хочу жить, а не существовать на планете Земля», «Как Я решаю существующие экологические проблемы человечества», «Что Я знаю о мусоре», «Как долго будет жить человечество?» «Мой чистый город. За и против» и т.д. Результатом такого проекта может стать реальная волонтёрская деятельность и ее реклама или обучающее пособие. Формой представления может быть газета, буклет, баннер, презентация, видеоролик. Причем учащиеся должны доказать эффективность выбранной формы социальной рекламы, как с точки зрения восприятия, так и простаты распространения.
К особенностям использования метода социальных проектов на уроках информатики можно отнести следующие:
поиск информации для выполнения проекта из разных источников и ее систематизации средствами ИКТ;
обобщение конкретных задач и разработка алгоритма их решения;
представление результатов проекта и их распространение с помощью современных информационно-коммуникационных технологий;
появление эффективных средств для групповой работы и удаленного взаимодействия (расширение возможностей по привечению новых участников проекта);
углубление знаний по отдельным темам курса информатики (компьютерные сети, веб-технологии, защита информации, моделирование, мультимедиа);
возможность увидеть применение информатики в жизни и других сферах деятельности.
Таким образом, к основным условиям использования метода проектов на уроке информатики в школе являются: соответствие тематики проекта теме урока и учебной программе в целом; ограничение временем, отводимым на изучение темы объем проекта; ответственность учителя за результаты проекта учащихся; соблюдение необходимых этапов проектирования; четкие обоснование требования к проекту и наличие критериев их оценки; атмосфера сотрудничества между всеми участниками проекта; активная позиция учащихся при выполнении проекта, желание и возможности применения современных информационных и коммуникационных технологий.
Список использованной литературы
Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 2006, с. 18.
Серёгина В.В., Серёгина Е.А., Шаповалова Л.Н. Современное социальное проектирование и его методики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 23. – С. 88–92. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56399.htm.
Федоренко И.А. Использование метода проектов на уроках информатики [Электронный ресурс] // Муниципальное учреждение Департамент образования г. Шахты – Режим доступа: http://shakhty-edu.ru/node/210 ( дата доступа: 24.02.2017)
Ястреблева Е.Н. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий [Текст]/ Е.Н. Ястреблева – М.: Дрофа, 2006. С. 87-88.