На сегодняшний день мы очень часто сталкиваемся с диспетчерским управлением. Эта проблема связывает не только все виды транспорта, но и многие отрасли промышленного производства. Суть диспетчерского управления заключается в том, что оперативное управление ходом производственного процесса, который основан на взаимоувязанной деятельности отдельных объектов, поручается работнику - диспетчеру, который имеет оперативную связь с данными объектами, которые так же незамедлительно получают информацию об изменении их состояния.
Сущность и структура диспетчерской системы.
Сложность управления перевозками на автомобильных дорогах состоит в постоянно возникающих в оперативной обстановке нестандартных ситуаций, которые требуют принятия оптимального решения, в том числе и быструю оценку.
Качество оперативного диспетчерского управления оценивается, как правило, своевременностью и правильностью решения, которое выбирает диспетчер, а также практической возможностью его реализации. Для чего в условиях интенсивной работы диспетчерский аппарат на всех уровнях должен располагать своевременной и точной информацией о размещении и состоянии подвижного состава, автомобильных парков, наличии механиков.
Одним из важнейших направлений совершенствования управления перевозками является диспетчерское управление.
Основной и главной задачей диспетчера является обеспечение экспедиторам стабильным потоком заказов на перевозку различного вида груза в различных точках зоны обслуживания. Водителю проще работать с диспетчером, так как повышается вероятность доставки груза в те районы, в которых он находится. Происходит оптимизация использования рабочего времени водителя-экспедитора за счет сокращения "порожнего" пробега автомобиля[1].
Сложность работы диспетчера состоит в том, чтобы свести воедино потребность клиента в быстрой и точной подаче автомобиля и потребность экспедитора в выполнении как можно большего количества заказов. Диспетчерская служба в компании это отдел, который предоставляет информационные услуги и выполняет функцию координатора действий заказчика и водителя-экспедитора[1]. Заказ, принятый по телефону, передается по рации водителю. Установка систем с целью выполнения функций по диспетчерскому управлению позволяет добиться наиболее перспективных результатов компании.
1. Внедрение системы «Starcom-мониторинг». Система «Starcom-мониторинг» это разработка в области телематических решений, которая создана для управления транспортными парками, она обеспечивает дистанционный контроль автотранспорта и эффективность автоперевозок на новом уровне путем применения технологий глобального позиционирования GPS, мобильной связи и оригинального программного обеспечения[1].
Starcom-Мониторинг предоставляет оптимальное решение следующих задач: управление автопарком; сохранность транспортных средств; безопасность водителей; сохранность груза.
Каковы результаты: экономия топлива, сокращение времени рейсов и пробега; повышение безопасности и надежности перевозок; улучшение качества предоставляемых клиентам услуг.
2. Внедрение системы «BN–City». Эта система мониторинга и управления транспортом предназначенная для контроля транспорта и эффективного управления перевозками в компаниях, работающих преимущественно в городе и области[2].
Функциональные возможности: определение местоположения транспортных средств в режиме реального времени;контроль прохождения установленных точек в заданный период времени;отображение местоположения и маршрутов движения за любой промежуток времени на подробной карте города на экране монитора.
3. Внедрение системы «RussGPS». Система «RussGPS» предлагает контроль за любым количеством объектов, дает статические сведения о пройденных маршрутах[3].
Система RussGPS предоставляет: при наличии технических средств - контроль состояния транспортного средства (масса, расход топлива, открывание дверей, срабатывание датчиков); автоматическое выполнение программ исполнительными устройствами (передача координат и сигнала тревоги в диспетчерский центр, блокировка двигателя и пр.) при срабатывании датчиков.
Ознакомившись с тремя системами управления транспортными средствами, можно увидеть, что в наше время технологии достигли высоких результатов. Создано огромное количество систем, благодаря которым АТП могут в режиме реального времени знать местонахождение транспорта и его состояние. Но не стоит забывать о том, что многие транспортные компании не пользуются такими системами и это значит, что компания не имеет возможностей настолько широко контролировать состояние транспорта и груза, контролировать пройденное расстояние, скорость автомобиля, не имеют оперативную связь водителя с диспетчером в любое время суток и т.д.
Ниже приведена статистика приобретения систем управления транспортными средствами. Статистика представлена по 250 компаниям.
Рис.1 «Статистика приобретения систем мониторинга»
Исходя из рисунка видно, что с каждым годом приобретения растут, а это значит, что компании делают правильный выбор и имеют возможность быть всегда в курсе перевозки.
Выделение службы логистики как самостоятельного отдела на транспортном предприятии.
Внедрение диспетчерского центра в компанию имеет не малых усилий. Для начала предлагается организовать отдел логистики на транспортном предприятии. Создание собственной службы логистики требует от предприятия и его руководства целого комплекса по решению параллельно связанных задач.
В качестве стратегических мероприятий предлагаются пути совершенствования управления грузовыми перевозками:
совершенствование диспетчерского управления работой по пути создания автоматизированной системы диспетчерского управления;
выпуск подвижного состава за линию различной грузоподъемности и класса;
изменение количества подвижного состава в зависимости от дальнейшего спроса заказчиков;
смена подвижного состава, в зависимости от срока эксплуатации и нормы пробега.
Заключение.
Качество, оперативность и эффективность диспетчирования зависит в большой мере от степени технической оснащенности и организационных средств подразделений диспетчерской службы. Были предложены мероприятия по совершенствованию грузовых перевозок. Внедрение диспетчерского управления в компанию говорит о том, что компания может контролировать всю перевозку в целом. Обеспечивается стабильный поток заказов. Наличие диспетчерской связи обеспечивает быстрое получение сообщений и гарантирует точность информации.
Список литературы
Логистика перевозок: [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=497656. (Дата обращения: 09.03.2017) .
BN-City. Мониторинг транспорта, система мониторинга, контроля и управления транспортом : [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/1649528.html . (Дата обращения: 09.03.2017) .
Система RussGPS: [Электронный ресурс]. URL: http://www.russgps.ru/. (Дата обращения: 09.03.2017) .
Сущность диспетчерской системы: [Электронный ресурс]. URL: http://mydocx.ru/1-60279.html . (Дата обращения: 09.03.2017) .
Экономика и государство:[Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/004/690/1219/15.pdf. (Дата обращения: 09.03.2017)
Повышение эффективности деятельности предприятия: [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=608935#2. (Дата обращения: 09.03.2017)
Логистическое проектирование предприятия:[Электронный ресурс]. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-34859.html?page=10.(Дата обращения: 09.03.2017)
Спутниковая навигация: [Электронный ресурс]. URL: http://u-gps.ru/ . (Дата обращения: 09.03.2017)