Способность к совладающему поведению является одной из важных черт характера в спортивной деятельности особенно у профессиональных спортсменов юношеского возраста, которая помогает управлять своим поведением, эмоциями и сохранять самообладание в стрессовых ситуациях. Совладающее поведение реализуется при помощи копинг-стратегий. Данные стратегии этого поведения выступают как отдельные составляющие элементы сознательного поведения, благодаря которым человек способен преодолевать жизненные трудности [2; 4].
Наиболее разработанной классификацией копинг-стратегий является классификация Р. Лазаруса и С. Фолкмана, основанная на двух типах совладания со стрессовой ситуацией: 1) проблемно-ориентированный копинг, связан с попытками человека улучшить и разработать план построения разрешения сложившейся ситуации путем изменения когнитивной оценки; 2) эмоционально-ориентированный копинг, связан с эмоциональным реагированием на ситуацию, который не сопровождается конкретными действиями, а регулирует эмоции и изменяет отношение к случившемуся [3].
Кроме того, Р. Мосс и Дж. Шеффер выделяют стратегии, сосредоточенные на трех основных сферах: на оценке ситуации (определение для себя значимости ситуации), на решении практической проблемы (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления трудностей) и на собственном эмоциональном состоянии (управление собственными эмоциями и чувствами, балансирование эмоционального равновесия). Для эффективного совладания со стрессовой ситуацией необходимо равное соотношение когнитивной, поведенческой и эмоциональной копинг-стратегии [2; 3].
Л. Перлин и С. Шулер выделяют три стратегии совладания: 1) стратегия изменения ситуации; 2) стратегия изменения способа видения проблемы; 3) стратегия управления эмоциональным дистрессом [3].
Эти две группы авторов, в сущности, повторяют классификацию Р. Лазаруса и С. Фолкмана. Повторение заключается в том, что данные ученые выделяют в стратегии «фиксации на проблеме» действия двух типов: когнитивные (фокусировка на оценке и изменение способа видения проблемы) и поведенческие (фокусировка на проблеме и стратегия изменения проблемы) [2].
Дж. Амирхан говорил о том, что выбор тех или иных поведенческих стратегий является достаточно стабильной характеристикой, они формируются у личности в процессе жизни, а также их можно распределить на три группы: разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание [3].
Преодолевающие жизненные ситуации реализуются и в спортивной деятельности. Так, например, стратегии совладания отмечаются в различных видах спорта, в частности, в таком спортивном единоборстве, как самбо. Данный вид спорта предполагает непосредственный контакт между двумя противниками, в процессе которого они пытаются продемонстрировать различные броски, воспроизвести удерживающие захваты и осуществить болевые приемы. Тем самым главной целью спортсменов-самбистов становится победить противника всеми способами. В связи с этим повышается уровень риска получения травм. В свою очередь, травма - это телесное повреждение, которое влечет за собой прекращение функционирования личности, и проявляется в том, что спортсмен выпадает из тренировочной и соревновательной деятельности, а также может выпасть из спорта вообще [1]. Поэтому нам было интересно узнать, во-первых: какие копинг-стратегии используют спортсмены-самбисты в преодолении последствия травмы, а во-вторых: мы рассматривали благополучие как зависимую переменную, определяемую предпочитаемыми копинг-стратегиями.
В настоящее время нами проводится исследование совладающего поведения у спортсменов-самбистов юношеского возраста получивших травму, для этого нами были подобраны следующие методики: «Копинг-тест» Р. Лазаруса, «Шкала субъективного благополучия Варвик-Эдинбург», «Методика диагностики степени готовности к риску» А.М. Шуберта, «Шкала реактивной и личностной тревожности» опросник Спилберга – Ханина, «Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса.
В нашем исследовании участвуют 30 спортсменов-самбистов юношеского возраста, которых мы изначально разделили на две группы благополучных и неблагополучных. Различие данных групп проявляется в том, что получение травмы на одного и того же человека может оказывать различное воздействие и вызывать разные реакции. Когда повреждение не тяжелое одни спортсмены переносят ее с достаточной легкостью и при этом не имеют негативных эмоциональных реакций, а другими спортсменами травма воспринимается как трагедия всей жизни и переживается достаточно тяжело. В этой связи, мы предполагаем, что благополучные спортсмены - самбисты при воздействии травмы будут использовать наиболее успешные и адаптивные копинг-стратегии, направленные на решение и преобразование данной ситуации. В то время как, неблагополучные спортсмены будут использовать наименее успешные и неадаптивные стратегии совладания с ситуацией травмы.
В настоящее время данное исследование продолжается, осуществляется статистический подсчет и обработка полученного материала исследования.
Список литературы:
Бакуняева Д.С. Значение травмы в профессиональной подготовке спортсменов высших достижений / Бакуняева Д.С. // Спортивный психолог. 2015. N 3 (38). С. 38-41.
Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2000. С. 78.
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома, 2004. С. 26.
Психология стресса и эмоционального выгорания : учеб. пособ. для студ. факультета психологии / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. Куйбышев, 2012. 96 с.