Новые требования общества к уровню обучения предполагают использование в образовании так называемые инновационные технологии.
В. А. Сластёнин рассматривает понятие "инновация", как новшество. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащегося.
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.
Данные технологии имеют свои плюсы, во-первых, побуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию.
Во-вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с педагогом
В-третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ.
В-четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры
Нестандартный или же инноваторский урок - это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и направленное, основным образом на увеличение энтузиазма учащихся к обучению при помощи новой формы организации их учебной работы.
Кларин М.В. в своей работе «Педагогические технологии в учебном процессе» пишет, что на данных уроках, достигаются самые различные цели методического, педагогического и психологического нрава, которые можно подытожить следующим образом:
осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
создается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
предусматривается минимальное участие на уроке учителя [3]
Безусловно, что инновационные уроки больше нравятся учащимся, так как они необычные и интересные, у них особая методика организации и проведения, а также нет строгих условий для самореализации.
Можно выделить следующие группы таковых уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета.
2. Уроки, которые основаны на формах, жанрах и способах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство.
3. Уроки, базирующиеся на нестандартной организации учебного материала: урок мудрости, откровения.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион.
5. Уроки-фантазии: урок - сказка, урок-сюрприз.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет.
Чтобы лучше понимать, что собой представляет инновационный урок, рассмотрим один из них.
Деловая игра
Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) способом поиска новых приемов ее выполнения.
С помощью деловой игры можно найти решение трудных задач, путем стимулирования творческой активности участников, внедрения специальных правил обсуждения.
Цели:
- активизировать и закрепить знания учащихся, которые они приобрели при изучении данной темы;
- анализ, синтез, интерпретация материала в ходе данного урока;
- научиться на практике, применять полученные знания, планировать ход своих действий.
Основная задача: получить навыки для принятия практических решений на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.
Требования по организации и проведению деловой игры
Подготовка и проведение деловой игры — процесс творческий.
Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять семинары, практические занятия, а должны проводиться в конце обучения.
Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:
- создание проекта деловой игры;
- описание последовательности действий;
- описание организации проведения игры;
- составление заданий для участников;
- подготовка оборудования.
По сравнению с классическими способами обучения, деловые игры имеют превосходство.
- игра позволяет максимально сократить время накопления профессионального опыта;
- игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;
- в деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации;
- игра позволяет формировать у будущих специалистов единое представление о профессиональной деятельности в ее динамике;
- деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.).
Вывод:таким образом, инновационные технологии - это нестандартные педагогические технологии.
Использование инновационных уроков не всегда считается наилучшим вариантом проведения урока. Инновационные уроки подходят для повторения, усвоения и закрепления пройденного материала, но не как для изучения нового.
Деловые игры могут использоваться не только для активации, закрепления и обобщения знаний учеников, но и для применения приобретенных знаний в поставленных условиях урока при планировании последовательности действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев - Учеб, пособие (М., 1998)
2. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / — К.: Центр учебной литературы, 2009. — 304 с.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / М.В. Кларин –– Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
4.Мухина С.А, Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы экономического дела» / С.А.Мухина, И.И.Тарновская - Москва 2002
5. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н., Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
6. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин