Из данного определения следует, что всем проектам присущи три характерных черты [2]:
1. Наличие сроков. Начало и конец (у каждого проекта обязательно есть этап начала и завершения, этим проектную деятельность можно отличить от операционной, рутинной деятельности любой организации).
2. Наличие результатов каждого проекта (произведенный уникальный продукт или услуга). Этим проектная деятельность также отличается от операционной. Так, разработка нового лекарства является проектом, а его серийный выпуск будет составлять предмет операционной деятельности предприятия. В музыкальном бизнесе разработка нового вида музыкального контента, например новая тематическая фотосессия, может являться проектом, а в виде оперативной деятельности могут выступать многочисленные репетиции. При этом степень уникальности результата проекта может значительно варьироваться от одного проекта к другому, что очень характерно для музыкального проекта, так как здесь каждая единица продукции обязана отличаться от предыдущей.
3. Направленность проекта на достижение определенных целей. Обычно, причиной появления проекта является определенная проблема, требующая решения, либо положительная ситуация, требующая некоторых усилий для того, чтобы организация могла опередить конкурентов. Успешным считается проект, который с учетом ресурсных ограничений позволяет полностью реализовать поставленные цели. То есть, тот проект, который позволил достичь максимум результатов при минимальных ресурсных затрат.
По мнению Фила Бэгьюли, проект представляет собой последовательность взаимосвязанных ситуаций, происходящих в течение конкретно установленного ограниченного периода времени, которые нацелены на достижение неповторимого, но в то же время определенного уникального результата [3].
Наиболее всеобъемлющее определение проекта, по нашему мнению, выделила Германия в стандарте DIN 69901, который заключает в себе все главные аспекты, принадлежащие как проекту в целом, так и музыкальному проекту и звучит следующим образом:
“Проект – это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например: задание цели; временные, финансовые, людские и другие ограничения; разграничения от других намерений; специфическая для проекта организация его осуществления”[4].
На основе выше изложенных определений, хотелось бы предложить свое определение музыкального проекта. Музыкальный проект – это творческое объединение людей , либо отдельная творческая единица, сложившиеся в определенных условиях, а также обладающие уникальными видением, миссией, целями, задачами, ограничениями, результатом которых является создание неповторимого продукта – сингла, альбома, концерта и тому подобное.
Можно заметить, что все определения действительно во многом схожи. В каждом из определений, авторы говорят о некоторых особенностях, присущих всем без исключения проектам, которые в свою очередь имеют свою классификацию.
Классификация проектов по мнению Е. С. Полат по определенным критериям [5]:
1.По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролево-игровые,
информационные,
практико-ориентированные (прикладные).
2. По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты,
межпредметные проекты.
3.По характеру контактов:
внутренние или региональные,
международные.
4.По количеству участников проекта:
индивидуальные,
парные,
групповые.
5.По продолжительности проекта:
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные.
6.По результативности:
доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
макет, схема, план-карта;
видеофильм;
выставка; и др.
Например, на основании базовых критериев классификации музыкальный проект коллектива “Стеф Яд” является творческим по доминирующему виду деятельности; межпредметным по признаку предметно-содержательной области; внутренним, но стремящимся к международному по признакам; групповым по признаку количества участников в проекте; долгосрочным по признаку продолжительности проекта; по признаку результативности возможно выделить лишь отдельные виды, которые будут функционировать в процессе существования и деятельности музыкального проекта “Стеф Яд” - альбом, синглы, видеоклипы, тематические фотосессии и прочее.
Исследовав базовые критерии, важно отметить ряд особенностей, которые присущи исключительно музыкальным проектам. Музыкальным проектом может быть запись и популяризация отдельной песни, музыкального альбома, раскрутка коллектива или вокалиста, организация гастролей музыкальной группы. В данной работе музыкальный проект рассматривается как творческий проект, объединивший в себе участников, схожих в музыкальном и художественным видении, имеющих единые цели, результатом которых должен стать качественный продукт искусства, способный конкурировать и быть в лидирующих позициях среди себе подобных. Главное его предназначение это создание уникального продукта или услуг. Это обусловливает необходимость специального управления проектом [6]. Которое состоит в приложении знаний, опыта, методов и средств к работе проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Управление проектами отличается в значительной мере отличается от менеджмента в классическом его понимании. Менеджмент, в большинстве случаев, понимается как координация действий, ориентированных на достижение определенных целей при одновременно экономном расходовании средств [7]. Он имеет циклический, повторяющийся характер, что и позволяет совершенствовать управленческие решения и добиваться роста эффективности функционирования организации. Проект же – уникальное предприятие, характеризующееся динамичным развитием и ограниченностью по времени и ресурсам. Следовательно, управление проектами, в нашем случае музыкальными проектами, использует уникальные методы и инструменты для повышения эффективности реализации поставленных целей перед проектом. Вот некоторые особенности управления музыкальным проектом, в отличии от классических подходов управления в менеджменте, которые удалось выделить мне самостоятельно:
Ориентированность на достижение определенных целей, а не на процесс и ход событий;
Учет актуальных трендов на музыкальной бизнес-арене при создании музыкального продукта;
Огромное внимание к потребностям целевой аудитории;
Наличие четких ограничений в ресурсах, особенно во временных и финансовых;
Подробное планирование ресурсных затрат;
Постоянно изменчивый вид деятельности, сопряженный с риском;
Результативность оценивается по окончании работы над мелкими проектами внутри проекта (сингл, альбом, концерт)
Таким образом, музыкальный проект имеет свою ярко выраженную специфику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) – Пятое издание. –ProjectManagementInstitute, Inc., 2013.
2. Электронный ресурс: http://splanet.ru/referat6/textbook-14026.php.
3. Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. / Ф. Бэгьюли – М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 202 с.
4. Электронный ресурс: http://pandia.ru/365896/
5. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997.
6. Крылова А. В.Проектная деятельность в сфере академического музыкального искусства // Проблемы музыкальной науки. – Уфа. – 2012/1 (10). – С. 19–23.
7. Крылова А.В. Инновационные формы активизации массового потребления музыкального искусства академической традиции // Музыкальное искусство в современном социуме: сборник научных статей / ред.-сост. А. В. Крылова. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. – С. 82–93.
4