Таким образом, можно выделить три круга конкуренции для детской музыкальной школы, либо три взаимосвязанных сектора рынка образовательных услуг:
общий рынок услуг дополнительного образования детей;
сектор рынка, представленный услугами образования в сфере музыкального творчества и эстетического воспитания;
сектор рынка, представленный услугами детских музыкальных школ.
Рассмотрим все данные круги конкурентов применительно к ЦДМШ №3. На общем рынке услуг дополнительного образования детей в г. Махачкала действует порядка 30-40 организаций (число таких организаций можно отследить по официальной регистрации в интернет - ресурсах1, однако нужно учитывать, что не все образовательные организации зарегистрированы в электронной сети). Среди них большое место занимают различного рода центры технического образования и творчества детей (ГУЧ ДО «Техноград», ГУДО «Республиканский центр научно-технического творчества учащихся министерства образования Республики Дагестан», ГУЧ ДО «Юный техник»), школы боевых искусств (ГУ «Дагестанский государственный центр боевых искусств», МУ «Специализированная детско-юношеская спортивная школа боевых искусств г. Махачкалы», ГУ «Республиканская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по боксу им. М-С. И. Умаханова», ГУ «Детско-юношеская спортивная школа по греко-римской борьбе»), художественного творчества в области изобразительных искусств (МОУ ДОД «Детская художественная школа»).
Также существует сектор образования, связанного с экологией, окружающей средой и познавательным туризмом (ГУЧ «Республиканский эколого-биологический центр учащихся Минобразования Республики Дагестан», ГУДО «Центр детско-юношеского туризма и краеведения министерства образования Республики Дагестан). Есть и многопрофильные организации, которые нацелены на дополнительное образование детей и студентов средних специальных учебных заведений (АНО «Кадры 21 века», МОУ ДОД «Искорка», ЦДОШ «Надежда»). Особо выделяется сектор дополнительного образования детей в области иностранных языков, так как данное направление рассматривается многими родителями как перспективное и приоритетное для будущей профессиональной карьеры детей. В данном секторе действует целый ряд коммерческих и государственных организаций, среди которых выделяется автономная некоммерческая организация ДОД «Школа английского языка «Лингвист»».
Выделяемый нами сектор рынка образовательных услуг, связанный с музыкальным и эстетическим воспитанием, представлен такими организациями, как: МОУ «Центр эстетического воспитания «Радуга»», Дворец детского творчества г. Махачкалы, ГУЧ «Школа М. Каждаева для особо одарённых детей», а также около десяти организаций, носящих статус «Детская школа искусств». Таким образом, наиболее широко дополнительное образование детей в г. Махачкала представлено спортивными организациями (с явным уклоном в боевые искусства), техническим творчеством, а также творческо-эстетическим воспитанием. Остальные сферы интересов (экология, туризм и др.) представлены лишь отдельными организациями.
Такое чёткое разделение рынка услуг дополнительного образования на три сегмента – результат того, что сами дети как целевая аудитория делятся на три основных группы интересов: дети с физическими задатками и спортивными наклонностями, дети с техническим изобретательским складом мышления и дети с художественно-творческими задатками. Исходя из этого, можно считать, что организации дополнительного образования спортивного и технического профиля не составляют существенной конкуренции для детских музыкальных школ, так как обслуживают преимущественно другую целевую аудиторию. В отдельных случаях наблюдается стратегия поведения родителей, когда они стремятся, чтобы ребёнок был вовлечён в максимальное количество кружков и секций. В такой ситуации, как правило, на ребёнка ложится повышенная нагрузка, и окончательный выбор оказывается не в пользу детской музыкальной школы, так как занятия музыкой требуют систематического и непростого труда по освоению инструмента, нотной грамоты, теории музыки и т.д. Данное обстоятельство тоже служит своего рода разграничением рынка образовательных услуг по творческим специальностям (и в особенности музыкальным школам) и другим видом дополнительного образования детей.
Однако значительно выше конкуренция внутри сектора образовательных услуг, связанного с творческими специальностями (музыкальным искусством, хореографией, изобразительным искусством, начальным театральным образованием, эстетическим воспитанием и т. д.). Именно между этими специальностями чаще всего делается выбор родителей и самого ребёнка. Именно здесь наиболее высока конкуренция. Ряд организаций в данной сфере по своему статусу определяют себя как «детский клуб», стремясь занять элитарный сектор (например, детский клуб «Бомонд», «Bambini club», «Детский городок Baby-club» и др.). Другие делают акцент на комплексном развитии детей в рамках театра, где синтезируются разные виды искусств (например, «Детская студия развития «Теремок»»).
Собственно сектор образовательных услуг детских музыкальных школ представлен в городе довольно обширно. В общей сложности в г. Махачкала 9 музыкальных школ. Заинтересованность родителей отдать своего ребёнка в музыкальную школу, а не в иное учреждение дополнительного образования, как правило, определяется тремя факторами:
доверие к ДМШ как уже давно существующей форме организации дополнительного образования детей (в отличие от частных студий и иных способов обучения);
доверие по отношению к качеству образовательных услуг за счёт того, что ДМШ проходят государственные проверки и аккредитации, берут в штат педагогов с соответствующим уровнем образования и культуры;
перспектива дальнейшего музыкального образования и трудоустройства, необходимость официального свидетельства ДМШ как документа, дающего возможность поступить в среднеспециальное образовательное учреждение музыкального профиля.
Перспектива дальнейшего обучения музыке в г. Махачкала имеется как в сфере среднего профессионального образования, так и отчасти высшего. В городе имеются 2 училища музыкального профиля: Махачкалинское музыкальное училище (ММУ) им. Г. Гасанова и Культпросвет училище, где так же есть специальности, связанные с музыкой. Специализированного музыкального высшего учебного заведения (консерватории) в городе нет, но имеются музыкальные факультеты в некоторых вузах общего профиля: в Дагестанском государственном университете (ДГУ) и Педагогическом университете. Наличие возможностей для продолжения обучения музыке является важным фактором конкурентоспособности музыкальных школ на общем рынке услуг дополнительного образования детей.
Обобщив вышесказанное, можно выявить степень конкурентоспособности детской музыкальной школы и факторы её повышения по отношению к разным группам целевой аудитории (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Факторы конкурентоспособности ДМШ в г. Махачкала для различных групп целевой аудитории
Группа целевой аудитории |
Мотивирующие факторы для учащихся и их родителей |
Маркетинговые факторы, определяющие конкурентные преимущества ДМШ |
Дети из семей профессиональных музыкантов |
Продолжение семейных профессиональных традиций, дальнейшее трудоустройство в сфере, хорошо известной родителям |
Получение свидетельства, действительного при поступлении в муз. училище; профильность и качество образования; наличие всех исполнительских специальностей, интересующих потребителей |
Дети с ярко выраженными музыкальными способностями и желанием обучаться музыке |
Возможность раскрытия таланта ребёнка, удовлетворение его потребностей и интересов в творческой сфере, перспектива трудоустройства |
Профильность и качество образования; наличие возможностей для продолжение муз. обучения; концертная практика и сценическое самопроявление; насыщенная творческая жизнь; возможность начала продвижения будущего артиста» ещё в раннем возрасте за счёт участия в конкурсах; творческое общение со значимыми деятелями искусства |
Дети общехудожественной направленности |
Раскрытие творческого потенциала ребёнка в сфере искусства; возможность постижения мира искусства через призму разных видов творчества, наряду с посещением других организаций доп. образования |
Акцент в обучении в ДМШ на общеэстетическое воспитание, возможность обучения музыке для общего развития без установления высокой планки профессиональной подготовки для прохождения экзаменов, перспектива продолжения музыкальных занятий при раскрытии яркого музыкального таланта; участие в мероприятиях общехудожественного профиля и значения |
Дети, чьи родители заинтересованы в многостороннем развитии и эстетическом воспитании ребёнка |
Ознакомление детей с миром музыки для развития художественных задатков и интеллекта, воспитания гармоничной личности |
Акцент на общеразвивающее значение музыки как установка ДМШ или отдельных направлений обучения |
Дети, чьи родители заинтересованы в хорошей и профессиональной организации их досуга |
Возможность занять ребёнка дополнительным образованием для организации его свободного времени |
Акцент на общей полезности музыкальных занятий в воспитательных целях, а также на квалификации и опыте педагогов в воспитательном отношении, социальной среде ДМШ |
«Элитарный» сектор спроса |
Музыкальные занятия и музыкальная образованность ребёнка как фактор престижа |
«Элитарный» колорит внешней стороны и внутренней жизни музыкальной школы, ремонт и техническая оснащённость, эстетика интерьера, участие известных людей в жизни школы, совместные мероприятия с другими организациями «элитного» характера (детскими клубами, школами-студиями красоты и т.д.); внешний вид и манера обращения к детям со стороны педагогов |
Таким образом, чтобы усилить свои конкурентные позиции ДМШ должна ориентироваться сразу на несколько групп целевой аудитории, каждая из которых имеет различные потребности и мотивирующие факторы.
Перейдём к анализу непосредственного конкурентного окружения ЦДМШ №3. Основным конкурентом среди детских музыкальных школ является МУДО Детская школа искусств №6 им. С. Керимова. Проанализируем статистические данные, характеризующие деятельность этих музыкальных школ (см. Таблица 2). В настоящий момент официально доступны данные за 2014 г.
Таблица 2. Статистическая оценка конкурентных сил ЦДМШ №3 и ДШИ № 6 г. Махачкала
Название организации/критерий сравнения |
ЦДМШ№3 |
Детская школа искусств №6 им. С. Керимова |
количество работников |
38 |
30 |
руководство |
3 |
3 |
тех.персонал |
4 |
4 |
преподавателей по фортепиано |
4 |
2 |
преподавателей по скрипке |
5 |
2 |
преподавателей по аккордеону |
2 |
1 |
преподавателей по духовым инструментам |
3 |
4 |
преподавателей по вокалу |
4 |
4 |
преподавателей по ударным инструментам |
2 |
1 |
концертмейстеры |
3 |
2 |
преподавателей по хореографии |
3 |
3 |
преподавателей в других кружках и секциях |
5 |
4 |
Кол-во поступивших детей в 2014 г. |
350 |
300 |
Кол-во бросивших учебу |
40 |
29 |
Кол-во перешедших из др. школ/ушедших в др.школы |
31 |
15 |
Кол-во лауреатов, дипломантов и т.д. |
26 |
19 |
Кол-во выпускников продолживших учебу по специальности |
170 |
130 |
Из приведённых данных видно, что несмотря на перевес числа сотрудников в сторону ЦДМШ №3, количество педагогов по большинству специальностей примерно совпадает, равно как и сам набор специальностей. Также обе музыкальные школы работают не только по музыкально-исполнительскому профилю, но и по начальной хореографической подготовке и иным направлениям. Важно заметить, что хотя ЦДМШ №3 имеет преимущество практически по всем статистическим показателям, процент учащихся, бросивших учёбу, либо уходящих в другие музыкальные школы, существенно выше, чем в ДШИ №6. Это говорит о том, что в музыкальную школу приходят представители нецелевой аудитории и/или недостаточно хорошо осуществляется маркетинговое закрепление уже привлечённой аудитории учащихся и родителей.
С целью проанализировать основные конкурентные преимущества и особенности маркетинговой деятельности данных школ, а также отследить количество учащихся на данный момент, была разработана анкета (см. Приложение 1). Анкета была направлена в ЦДМШ №3 и Детскую школу искусств №6. Полученные результаты позволяют судить о конкурентных преимуществах обеих музыкальных школ, их текущем положении на рынке и развитии обстановки, исходя из численности обучающихся. Одновременно анкета была предназначена для выявления маркетинговой политики и осведомлённости о современных инструментах продвижения. Результаты анкеты приведём в сравнительной таблице (см. Приложение 2).
Если сравнить данные, полученные из анкеты, с предшествовавшими статистическими данными за 2014 г., то становится очевидным существенный рост и числа педагогов, и числа студентов, что говорит об общем повышении уровня спроса на услуги дополнительного образования детей в музыкальной сфере. Причём, количество учащихся в обеих музыкальных школах выросло пропорционально тому, какая была разница в численности на 2014 г. Это свидетельствует о том, что процент населения, отдающего детей на обучение в одну или другую музыкальную школу, относительно постоянный.
В качестве основного конкурентного преимущества ЦДМШ №3 можно назвать её «центральный» статус, отмеченный в названии. Школа расположена в центре города, её расположение удобно для того, чтобы добраться с помощью общественного или личного транспорта, она имеет собственное здание с небольшим концертным залом. В отличие от неё, ДШИ №6 не имеет собственного здания и располагается в здании общеобразовательной школы №30. С другой стороны, расположение в здании общеобразовательной школы имеет и своё преимущество: целевая аудитория узнаёт о школе искусств непосредственно находясь с ней в одном здании, может наглядно видеть и без дополнительных перемещений по городу посещать мероприятия ДШИ. Для многих родителей удобно, чтобы ребёнок на протяжении дня находился в одном здании под присмотром педагогов, не перемещался самостоятельно по городу. Тем не менее, отсутствие собственного здания не позволяет стратегически выстроить бренд школы искусств как самостоятельного (и в том числе элитарного) учебного заведения дополнительного образования.
Одним из конкурентных преимуществ ЦДМШ №3 также можно считать практику привлечения педагогов к процессу поиска учеников (возможно, именно по этой причине посещаемость школы значительно выше, хотя и многие из учеников бросают обучение). Влияние такой практики на внутреннюю атмосферу в педагогической среде в данном случае нельзя считать негативным, так как, по результатам анкеты, текучесть кадров в школе практически отсутствует, равно как и в ДШИ №6 она не превышает 5%.
Очевидно, что ЦДМШ №3 в настоящее время испытывает кризисные тенденции, так как количество учащихся за последнее время сократилось на 10-15%, в то время как в конкурирующей школе искусств число учащихся не изменилось (то есть лояльность целевой аудитории существенно выше). По всем остальным параметрам, касающимся деятельности по привлечению учащихся, обе школы не имеют каких-либо существенных отличий. Из этого можно сделать вывод о том, что рынок услуг дополнительного образования детей в г. Махачкала характеризуется значительной однородностью в секторе детских музыкальных школ и школ искусств, и конкурентные преимущества данных организаций скорее определяются географическим расположением и иными ситуативными факторами, лишь отчасти – установкой педагогов к самостоятельному поиску учеников. На данный момент нельзя говорить о каком-либо формировании дополнительных маркетинговых преимуществ.
ЛИТЕРАТУРА
Закон РФ «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 30 июля 1992 г. – №30. – Ст.1797.
Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования. – М.: 2003. – 22 с.
Андреева А.Ф. Маркетинг образовательного учреждения // Профессиональное образование. – 2003. – №8. – с. 22
Афоничкин А.И., Горелик О.М., Волохин С.Б. Повышение конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы в регионе (на примере Самарской области) // Маркетинг образовательных услуг. М.: МЭСИ. 2002 – 69 с.
Волкова М., Звёздова А. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – №6. С. 12–31.
Дополнительное образование детей, г. Махачкала. Электронный портал: http://menfo.biz/city/26/makhachkala/category/801030.
Корчагова Л. Управление маркетингом образовательных услуг // Маркетинг. – 2004. – №6. – С. 69–76.
Крылова А.В. Крылова А. В. Инновационные формы активизации массового потребления музыкального искусства академической традиции // Музыкальное искусство в современном социуме: сборник научных статей / ред.-сост. А.В. Крылова. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. – С. 82–93.
Крылова А.В. Музыка в культуре повседневности. Избранные статьи / Ростов-на-Дону, 2011.
Миляева Л.Г. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов (на примере учреждений высшего профессионального образования) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – №5. – С. 33–39.
Шевченко Д.А. Особенности маркетинга образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. – №4. – С. 36–42.
1 Дополнительное образование детей, г. Махачкала. Электронный портал: http://menfo.biz/city/26/makhachkala/category/801030
9