ПРОДВИЖЕНИЕ ЦДМШ №3 НА РЫНКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Г. МАХАЧКАЛЫ: АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОДВИЖЕНИЕ ЦДМШ №3 НА РЫНКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Г. МАХАЧКАЛЫ: АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Ашурова Д.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проведём анализ рынка образовательных услуг в сфере начального музыкального образования. Прежде всего, ограничим территориальные масштабы рынка, на котором действует ЦДМШ № 3 г. Махачкалы. Большинство детей посещают учебные заведения в непосредственной близости от места своего проживания. В некоторых случаях родители имеют возможность отдать ребёнка на обучение в школу, расположенную в другом районе города, если она имеет дополнительные преимущества. Таким образом, в число основных конкурентов попадают все детские музыкальные школы, которые расположены в г. Махачкала. Одновременно с ними в числе конкурентов можно учитывать и другие детские образовательные организации музыкального профиля (детские школы-студии, музыкальные кружки и т. д.), которые по итогам обучения не дают документа, равнозначного свидетельству об окончании ДМШ, то есть не выступают прямыми конкурентами. Однако они так же, как и ДМШ, оказывают образовательные услуги дополнительного образования детей, обслуживают потребность детей в творческом развитии и потребность родителей в том, чтобы их дети были заняты и дополнительное время находились под присмотром педагогов. В качестве ещё одного круга конкурентов можно рассматривать организации дополнительного образования детей в целом (не обязательно относящиеся к музыкальной сфере), так как для многих семей не имеет существенного значения, в каком именно направлении происходит творческое развитие ребёнка, важен сам факт, чтобы он посещал какие-либо дополнительные занятия помимо общеобразовательной школы.

Таким образом, можно выделить три круга конкуренции для детской музыкальной школы, либо три взаимосвязанных сектора рынка образовательных услуг:

  •  
    • общий рынок услуг дополнительного образования детей;

    • сектор рынка, представленный услугами образования в сфере музыкального творчества и эстетического воспитания;

    • сектор рынка, представленный услугами детских музыкальных школ.

Рассмотрим все данные круги конкурентов применительно к ЦДМШ №3. На общем рынке услуг дополнительного образования детей в г. Махачкала действует порядка 30-40 организаций (число таких организаций можно отследить по официальной регистрации в интернет - ресурсах1, однако нужно учитывать, что не все образовательные организации зарегистрированы в электронной сети). Среди них большое место занимают различного рода центры технического образования и творчества детей (ГУЧ ДО «Техноград», ГУДО «Республиканский центр научно-технического творчества учащихся министерства образования Республики Дагестан», ГУЧ ДО «Юный техник»), школы боевых искусств (ГУ «Дагестанский государственный центр боевых искусств», МУ «Специализированная детско-юношеская спортивная школа боевых искусств г. Махачкалы», ГУ «Республиканская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по боксу им. М-С. И. Умаханова», ГУ «Детско-юношеская спортивная школа по греко-римской борьбе»), художественного творчества в области изобразительных искусств (МОУ ДОД «Детская художественная школа»).

Также существует сектор образования, связанного с экологией, окружающей средой и познавательным туризмом (ГУЧ «Республиканский эколого-биологический центр учащихся Минобразования Республики Дагестан», ГУДО «Центр детско-юношеского туризма и краеведения министерства образования Республики Дагестан). Есть и многопрофильные организации, которые нацелены на дополнительное образование детей и студентов средних специальных учебных заведений (АНО «Кадры 21 века», МОУ ДОД «Искорка», ЦДОШ «Надежда»). Особо выделяется сектор дополнительного образования детей в области иностранных языков, так как данное направление рассматривается многими родителями как перспективное и приоритетное для будущей профессиональной карьеры детей. В данном секторе действует целый ряд коммерческих и государственных организаций, среди которых выделяется автономная некоммерческая организация ДОД «Школа английского языка «Лингвист»».

Выделяемый нами сектор рынка образовательных услуг, связанный с музыкальным и эстетическим воспитанием, представлен такими организациями, как: МОУ «Центр эстетического воспитания «Радуга»», Дворец детского творчества г. Махачкалы, ГУЧ «Школа М. Каждаева для особо одарённых детей», а также около десяти организаций, носящих статус «Детская школа искусств». Таким образом, наиболее широко дополнительное образование детей в г. Махачкала представлено спортивными организациями (с явным уклоном в боевые искусства), техническим творчеством, а также творческо-эстетическим воспитанием. Остальные сферы интересов (экология, туризм и др.) представлены лишь отдельными организациями.

Такое чёткое разделение рынка услуг дополнительного образования на три сегмента – результат того, что сами дети как целевая аудитория делятся на три основных группы интересов: дети с физическими задатками и спортивными наклонностями, дети с техническим изобретательским складом мышления и дети с художественно-творческими задатками. Исходя из этого, можно считать, что организации дополнительного образования спортивного и технического профиля не составляют существенной конкуренции для детских музыкальных школ, так как обслуживают преимущественно другую целевую аудиторию. В отдельных случаях наблюдается стратегия поведения родителей, когда они стремятся, чтобы ребёнок был вовлечён в максимальное количество кружков и секций. В такой ситуации, как правило, на ребёнка ложится повышенная нагрузка, и окончательный выбор оказывается не в пользу детской музыкальной школы, так как занятия музыкой требуют систематического и непростого труда по освоению инструмента, нотной грамоты, теории музыки и т.д. Данное обстоятельство тоже служит своего рода разграничением рынка образовательных услуг по творческим специальностям (и в особенности музыкальным школам) и другим видом дополнительного образования детей.

Однако значительно выше конкуренция внутри сектора образовательных услуг, связанного с творческими специальностями (музыкальным искусством, хореографией, изобразительным искусством, начальным театральным образованием, эстетическим воспитанием и т. д.). Именно между этими специальностями чаще всего делается выбор родителей и самого ребёнка. Именно здесь наиболее высока конкуренция. Ряд организаций в данной сфере по своему статусу определяют себя как «детский клуб», стремясь занять элитарный сектор (например, детский клуб «Бомонд», «Bambini club», «Детский городок Baby-club» и др.). Другие делают акцент на комплексном развитии детей в рамках театра, где синтезируются разные виды искусств (например, «Детская студия развития «Теремок»»).

Собственно сектор образовательных услуг детских музыкальных школ представлен в городе довольно обширно. В общей сложности в г. Махачкала 9 музыкальных школ. Заинтересованность родителей отдать своего ребёнка в музыкальную школу, а не в иное учреждение дополнительного образования, как правило, определяется тремя факторами:

  •  
    • доверие к ДМШ как уже давно существующей форме организации дополнительного образования детей (в отличие от частных студий и иных способов обучения);

    • доверие по отношению к качеству образовательных услуг за счёт того, что ДМШ проходят государственные проверки и аккредитации, берут в штат педагогов с соответствующим уровнем образования и культуры;

    • перспектива дальнейшего музыкального образования и трудоустройства, необходимость официального свидетельства ДМШ как документа, дающего возможность поступить в среднеспециальное образовательное учреждение музыкального профиля.

Перспектива дальнейшего обучения музыке в г. Махачкала имеется как в сфере среднего профессионального образования, так и отчасти высшего. В городе имеются 2 училища музыкального профиля: Махачкалинское музыкальное училище (ММУ) им. Г. Гасанова и Культпросвет училище, где так же есть специальности, связанные с музыкой. Специализированного музыкального высшего учебного заведения (консерватории) в городе нет, но имеются музыкальные факультеты в некоторых вузах общего профиля: в Дагестанском государственном университете (ДГУ) и Педагогическом университете. Наличие возможностей для продолжения обучения музыке является важным фактором конкурентоспособности музыкальных школ на общем рынке услуг дополнительного образования детей.

Обобщив вышесказанное, можно выявить степень конкурентоспособности детской музыкальной школы и факторы её повышения по отношению к разным группам целевой аудитории (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Факторы конкурентоспособности ДМШ в г. Махачкала для различных групп целевой аудитории

Группа целевой аудитории

Мотивирующие факторы для учащихся и их родителей

Маркетинговые факторы, определяющие конкурентные преимущества ДМШ

Дети из семей профессиональных музыкантов

Продолжение семейных профессиональных традиций, дальнейшее трудоустройство в сфере, хорошо известной родителям

Получение свидетельства, действительного при поступлении в муз. училище; профильность и качество образования; наличие всех исполнительских специальностей, интересующих потребителей

Дети с ярко выраженными музыкальными способностями и желанием обучаться музыке

Возможность раскрытия таланта ребёнка, удовлетворение его потребностей и интересов в творческой сфере, перспектива трудоустройства

Профильность и качество образования; наличие возможностей для продолжение муз. обучения; концертная практика и сценическое самопроявление; насыщенная творческая жизнь; возможность начала продвижения будущего артиста» ещё в раннем возрасте за счёт участия в конкурсах; творческое общение со значимыми деятелями искусства

Дети общехудожественной направленности

Раскрытие творческого потенциала ребёнка в сфере искусства; возможность постижения мира искусства через призму разных видов творчества, наряду с посещением других организаций доп. образования

Акцент в обучении в ДМШ на общеэстетическое воспитание, возможность обучения музыке для общего развития без установления высокой планки профессиональной подготовки для прохождения экзаменов, перспектива продолжения музыкальных занятий при раскрытии яркого музыкального таланта; участие в мероприятиях общехудожественного профиля и значения

Дети, чьи родители заинтересованы в многостороннем развитии и эстетическом воспитании ребёнка

Ознакомление детей с миром музыки для развития художественных задатков и интеллекта, воспитания гармоничной личности

Акцент на общеразвивающее значение музыки как установка ДМШ или отдельных направлений обучения

Дети, чьи родители заинтересованы в хорошей и профессиональной организации их досуга

Возможность занять ребёнка дополнительным образованием для организации его свободного времени

Акцент на общей полезности музыкальных занятий в воспитательных целях, а также на квалификации и опыте педагогов в воспитательном отношении, социальной среде ДМШ

«Элитарный» сектор спроса

Музыкальные занятия и музыкальная образованность ребёнка как фактор престижа

«Элитарный» колорит внешней стороны и внутренней жизни музыкальной школы, ремонт и техническая оснащённость, эстетика интерьера, участие известных людей в жизни школы, совместные мероприятия с другими организациями «элитного» характера (детскими клубами, школами-студиями красоты и т.д.); внешний вид и манера обращения к детям со стороны педагогов

Таким образом, чтобы усилить свои конкурентные позиции ДМШ должна ориентироваться сразу на несколько групп целевой аудитории, каждая из которых имеет различные потребности и мотивирующие факторы.

Перейдём к анализу непосредственного конкурентного окружения ЦДМШ №3. Основным конкурентом среди детских музыкальных школ является МУДО Детская школа искусств №6 им. С. Керимова. Проанализируем статистические данные, характеризующие деятельность этих музыкальных школ (см. Таблица 2). В настоящий момент официально доступны данные за 2014 г.

Таблица 2. Статистическая оценка конкурентных сил ЦДМШ №3 и ДШИ № 6 г. Махачкала

Название организации/критерий сравнения

ЦДМШ№3

Детская школа искусств №6 им. С. Керимова

количество работников

38

30

руководство

3

3

тех.персонал

4

4

преподавателей по фортепиано

4

2

преподавателей по скрипке

5

2

преподавателей по аккордеону

2

1

преподавателей по духовым инструментам

3

4

преподавателей по вокалу

4

4

преподавателей по ударным инструментам

2

1

концертмейстеры

3

2

преподавателей по хореографии

3

3

преподавателей в других кружках и секциях

5

4

Кол-во поступивших детей в 2014 г.

350

300

Кол-во бросивших учебу

40

29

Кол-во перешедших из др. школ/ушедших в др.школы

31

15

Кол-во лауреатов, дипломантов и т.д.

26

19

Кол-во выпускников продолживших учебу по специальности

170

130

Из приведённых данных видно, что несмотря на перевес числа сотрудников в сторону ЦДМШ №3, количество педагогов по большинству специальностей примерно совпадает, равно как и сам набор специальностей. Также обе музыкальные школы работают не только по музыкально-исполнительскому профилю, но и по начальной хореографической подготовке и иным направлениям. Важно заметить, что хотя ЦДМШ №3 имеет преимущество практически по всем статистическим показателям, процент учащихся, бросивших учёбу, либо уходящих в другие музыкальные школы, существенно выше, чем в ДШИ №6. Это говорит о том, что в музыкальную школу приходят представители нецелевой аудитории и/или недостаточно хорошо осуществляется маркетинговое закрепление уже привлечённой аудитории учащихся и родителей.

С целью проанализировать основные конкурентные преимущества и особенности маркетинговой деятельности данных школ, а также отследить количество учащихся на данный момент, была разработана анкета (см. Приложение 1). Анкета была направлена в ЦДМШ №3 и Детскую школу искусств №6. Полученные результаты позволяют судить о конкурентных преимуществах обеих музыкальных школ, их текущем положении на рынке и развитии обстановки, исходя из численности обучающихся. Одновременно анкета была предназначена для выявления маркетинговой политики и осведомлённости о современных инструментах продвижения. Результаты анкеты приведём в сравнительной таблице (см. Приложение 2).

Если сравнить данные, полученные из анкеты, с предшествовавшими статистическими данными за 2014 г., то становится очевидным существенный рост и числа педагогов, и числа студентов, что говорит об общем повышении уровня спроса на услуги дополнительного образования детей в музыкальной сфере. Причём, количество учащихся в обеих музыкальных школах выросло пропорционально тому, какая была разница в численности на 2014 г. Это свидетельствует о том, что процент населения, отдающего детей на обучение в одну или другую музыкальную школу, относительно постоянный.

В качестве основного конкурентного преимущества ЦДМШ №3 можно назвать её «центральный» статус, отмеченный в названии. Школа расположена в центре города, её расположение удобно для того, чтобы добраться с помощью общественного или личного транспорта, она имеет собственное здание с небольшим концертным залом. В отличие от неё, ДШИ №6 не имеет собственного здания и располагается в здании общеобразовательной школы №30. С другой стороны, расположение в здании общеобразовательной школы имеет и своё преимущество: целевая аудитория узнаёт о школе искусств непосредственно находясь с ней в одном здании, может наглядно видеть и без дополнительных перемещений по городу посещать мероприятия ДШИ. Для многих родителей удобно, чтобы ребёнок на протяжении дня находился в одном здании под присмотром педагогов, не перемещался самостоятельно по городу. Тем не менее, отсутствие собственного здания не позволяет стратегически выстроить бренд школы искусств как самостоятельного (и в том числе элитарного) учебного заведения дополнительного образования.

Одним из конкурентных преимуществ ЦДМШ №3 также можно считать практику привлечения педагогов к процессу поиска учеников (возможно, именно по этой причине посещаемость школы значительно выше, хотя и многие из учеников бросают обучение). Влияние такой практики на внутреннюю атмосферу в педагогической среде в данном случае нельзя считать негативным, так как, по результатам анкеты, текучесть кадров в школе практически отсутствует, равно как и в ДШИ №6 она не превышает 5%.

Очевидно, что ЦДМШ №3 в настоящее время испытывает кризисные тенденции, так как количество учащихся за последнее время сократилось на 10-15%, в то время как в конкурирующей школе искусств число учащихся не изменилось (то есть лояльность целевой аудитории существенно выше). По всем остальным параметрам, касающимся деятельности по привлечению учащихся, обе школы не имеют каких-либо существенных отличий. Из этого можно сделать вывод о том, что рынок услуг дополнительного образования детей в г. Махачкала характеризуется значительной однородностью в секторе детских музыкальных школ и школ искусств, и конкурентные преимущества данных организаций скорее определяются географическим расположением и иными ситуативными факторами, лишь отчасти – установкой педагогов к самостоятельному поиску учеников. На данный момент нельзя говорить о каком-либо формировании дополнительных маркетинговых преимуществ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 30 июля 1992 г. – №30. – Ст.1797.

  2. Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования. – М.: 2003. – 22 с.

  3. Андреева А.Ф. Маркетинг образовательного учреждения // Профессиональное образование. – 2003. – №8. – с. 22

  4. Афоничкин А.И., Горелик О.М., Волохин С.Б. Повышение конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы в регионе (на примере Самарской области) // Маркетинг образовательных услуг. М.: МЭСИ. 2002 – 69 с.

  5. Волкова М., Звёздова А. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – №6. С. 12–31.

  6. Дополнительное образование детей, г. Махачкала. Электронный портал: http://menfo.biz/city/26/makhachkala/category/801030.

  7. Корчагова Л. Управление маркетингом образовательных услуг // Маркетинг. – 2004. – №6. – С. 69–76.

  8. Крылова А.В. Крылова А. В. Инновационные формы активизации массового потребления музыкального искусства академической традиции // Музыкальное искусство в современном социуме: сборник научных статей / ред.-сост. А.В. Крылова. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. – С. 82–93.

  9. Крылова А.В. Музыка в культуре повседневности. Избранные статьи / Ростов-на-Дону, 2011.

  10. Миляева Л.Г. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов (на примере учреждений высшего профессионального образования) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – №5. – С. 33–39.

  11. Шевченко Д.А. Особенности маркетинга образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. – №4. – С. 36–42.

1 Дополнительное образование детей, г. Махачкала. Электронный портал: http://menfo.biz/city/26/makhachkala/category/801030

9

Просмотров работы: 532