ИННОВАЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ ОПЕРНЫХ ПРОЕКТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИННОВАЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ ОПЕРНЫХ ПРОЕКТОВ

Левченко И.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инновации сегодня заняли прочное место не только в бизнесе, но и в культурной среде, в результате чего приобрели ореол популярности. Стоит отметить, что инновационная деятельность существовала со времен зарождения цивилизации и именно она определяла прогресс в развитии общества, так как приводила к повышению качества и уровня жизни.

В современном мире инновационная деятельность присуща каждой культурной организации: музеям, театрам, event-агенствам, клубам по интересам и т.д. Даже если организация не является лидером на рынке инноваций, то рано или поздно она непременно столкнется с необходимостью производить замену морально устаревших технологий. Театральное искусство, как и любой другой вид искусства, не стоит на месте и постоянно развивается. К примеру, сегодня многие российские театры наряду с классическими постановками предлагают публике даже современные (инновационные) постановки, которые ломают театральные шаблоны и сложившиеся представления о том, какими должны быть опера и балет.

Введение новых технологий в театральном искусстве не является изобретением последних лет. Например, первый театр, в котором сочетание пластического жанра и кино стало «фишкой», появился в Праге в 1958 году под названием «Латерна Магика». По идее художника-постановщика на театральной сцене соединились звук, свет, пантомима, театр теней, цирк, кукольный театр и другое. В синтезе со звуком и видеорядом, спроецированным из операторской кабины, как в кинотеатре, пластическое действие, не загруженное речью актеров, наполняется особым смыслом. Этот смысл существует на грани абстракции и тактильных ассоциаций, усиленных музыкальными и видео образами. Подобный способ воздействия на зрителя, где пластика объединена не только с музыкой, но и с медиа-технологиями, усиливает аудиовизуальное воздействие.

Сегодня, режиссер и сценограф вместе создают условия для создания и воплощения инновационных идей, к примеру, вовлечения зрителей в контекст спектакля [1]. Стоит отметить западный опыт расширения зрительского вовлечения в работу театра, вплоть до участия непрофессиональных людей в спектакле и выведения театрального действия за пределы стен театра. Неотъемлемая часть таких нововведений - использование медиа-технологий [2], а также активное сотрудничество со зрителем с помощью Интернета. Зритель со своей стороны способен создать театру масштабную бесплатную рекламу с помощью общения в социальных сетях, на форумах, а также посредством фотографий и записи видео на электронные устройства и выкладывания их в глобальную паутину.

К примеру, англичанин Грэм Вик – один из крупнейших современных оперных режиссеров, работающий в разных странах, включая Россию, в постановках предпочитает использовать современные маркетинговые стратегии, позволяющие зрителям воспринимать оперу по-новому [3]. Вик выводит оперу из традиционных театральных мест в новые пространства, тем самым он охватывает аудиторию, которая задействована как в качестве зрителя, так и по желанию участвует в придуманных режиссером интерактивных перформансах, становящихся частью спектаклей. Режиссер внедряет авантюрные оперные версии в молодежные клубы, в дома престарелых, в банки, на городские площади. Отказ от привычного пространства становится первым шагом к моделированию среды «изнутри наружу», воспринятой из традиций древнегреческого театра. Происходящие действа снимаются на электронные средства, и выкладываются на многочисленные страницы социальных сетей театра. Благодаря такому подходу к организации театрального представления, пространство театра расширяется до неконтролируемых пределов. Один из самых знаменательных спектаклей Грэма Вика – «Отелло» на музыку Верди, был поставлен в 2009 году в помещении огромной пустой фабрики. Поведение героев в этом фильме скалькировано с поступков обычных людей, живущих сегодня, и никак не ассоциируется с жизнью на Кипре в XV веке, описанной в либретто. Обстановка содержит множество знаков: некоторые актеры одеты в костюмы террористов, кто-то держит в руках бомбу, кто-то фонарь. Для Грэма Вика было важно то, что, даже понимая искусственность обстановки, зритель считывает эти смыслы и связывает контекст оперы со своей собственной жизнью[4].

Другой вариант этой же оперы был показан в 2011 году на знаменитом оперном фестивале Брегенц в Австрии на побережье Боденского озера. Эта версия была снята компанией ВВС на цифровые носители. На том же фестивале в Брегенце в 2009 году Грэм Вик представил оперу «Аида» Верди. Действие происходит в открытом пространстве на берегу озера прямо в воде. Сцена спускается под воду, и актеры вынуждены ходить по щиколотку в воде в окружении настоящих лодок. На сцене были размещены огромные символические «обломки» статуи Свободы, косвенно отражающие в контексте оперы идею освобождения рабов. Фрагменты этой постановки в большом количестве выложены в Интернете, и можно представить себе колоссальный размах этого зрелища, превышающего привычные представления об опере и ее возможностях. Грэм Вик выступает в роли исследователя. Его в равной мере интересуют и качественное исполнение спектакля, и процесс социализации тех проблем, которые могут быть усилены театральным языком и современными технологиями.

Фестиваль Брегенц в Австрии на побережье Боденского озера. Опера Верди «Аида». Режиссер Грэм Вик, 2009 год.

Вводя в спектакль элементы современного дизайна, включающего виртуальные технологии, помещая героев в ситуации, напоминающие реальные событий наших дней, режиссер расширяет рамки театрального пространства.

Как известно, понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Инновационный менеджмент предусматривает не только управление некоей сложившейся организации или структуры.

Сам процесс разработки и внедрения новшеств выступает как определенная научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий.

Инновационная деятельность в сфере культуры является достаточно важной и неотъемлемой частью экономики, в которой объектом служат учреждения культуры, подвергающиеся воздействию инновационных процессов с целью удовлетворения потребностей общества в материальной и духовной среде, способствующей формированию и возвышению человеческой личности, а также сохранения и использования культурно-исторического наследия. Тогда инновационный менеджмент в сфере культуры и будет представлять собой вид деятельности, направленной на прогнозирование, планирование, организацию, контроль, координацию и регулирование разработки и реализации продуктов инновационных процессов с целью получения прогрессивного социально-экономического эффекта.

Театр, сохраняя положительный опыт, переосмысляя его, внедряет новые уникальные технологии в свою деятельность, позволяющие увеличить эффективность и результативность своей деятельности. Сегодня происходит активное внедрение интерактивных технологий управления учреждениями культуры, которые уже апробированы в Европе, Японии, США и других государствах. Следуя примеру и удачному опыту западных коллег, российское правительство решило последовать примеру и опробировать инновационные технологии. Так, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 317 от 15 апреля 2014 года Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы и распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 209-р. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)». Их выполнение невозможно без опоры на мировой опыт в области формирования материально-технической базы применения новых технологий, использования инновационных подходов, с учетом критериев и особенностей формирования культурного потенциала российских регионов.

Мариинский театр является наиболее ярким примером внедрения инновационных технологий в российскую театральную среду, он впервые в его истории провел прямую on-line трансляцию оперного спектакля в 1999 году. А уже в 2010 году – первую в мире прямую телевизионную трансляцию балета в формате трехмерного изображения, который позволил зрителям России и Европы впервые в истории наблюдать объемное изображение постановки в прямом эфире.

В программе концерта, транслируемого в 3D, были представлены фрагменты именитых балетов Мариинского театра в исполнении легендарных звезд, таких как: Ульяна Лопаткина, Ирма Ниорадзе, Виктория Терешкина и др. Гала-концерт открыли художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев и Майя Плисецкая.

Партнером по организации первой в мире прямой телевизионной трансляции балета в формате 3D выступила российская корпорация Дженерал Сателайт. Сигнал передавался в открытом формате, что дало возможность для просмотра мировой премьеры любому телезрителю, имеющему необходимое 3D-оборудование.

Главной положительной стороной этой инновации становится важный момент – значительно увеличивается зрительская аудитория. Однако есть и нюансы. Нужно учитывать, что с введением данной инновации, труд артиста становится намного кропотливее, поскольку на него смотрят не только вживую из зала, но и крупным планом с экранов TV, когда видна каждая неточность, неудачное движение, эмоции и т.д. Таким образом, можно сделать вывод, что в любом процессе введения инновации, мы прослеживаем и положительные, и отрицательные стороны, но задача инновационного менеджмента как раз и состоит в том, чтобы систематическая оценка результатов деятельности была в большей степени положительна, а результат – эффективным, что показала практика Мариинского театра. Что касается вида инновации, который использовал Мариинский театр, то его можно отнести к технологическому, рассчитанному на получение прибыли, работу на бренд [5], популяризацию фрагментов легендарных постановок из «золотого фонда» и, конечно же, привлечение внимания прессы к новому театральному подходу [6].

Афиша в городе Стерлитамак

3D трансляция балетного вечера является частью медиастратегии театра, предполагающей использование новейших коммуникационных технологий в творческой деятельности.

На сегодняшний день в театре трудится отдел, занимающийся инновационным менеджментом, решает задачи эффективного внедрения инноваций в творческую жизнь театра, а, следовательно, и в культурную жизнь в целом.

Итак, внедрение инноваций в сферу искусства с точки зрения инновационного менеджмента и маркетинга является существенным аспектом, поскольку они направлены на создание дополнительной ценности для зрителя, повышение зрительского внимания и интереса, что напрямую связано с вопросами привлечения и удержания аудитории.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Крылова А.В. Крылова А. В. Инновационные формы активизации массового потребления музыкального искусства академической традиции //Музыкальное искусство в современном социуме: сборник научных статей /ред.-сост. А.В. Крылова. – Ростов н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2014. – С. 82-93.

  2. Крылова А.В. Флешмоб и иные способы активизации массового потребления музыкальных форм искусства Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2013, 1 (12). - С. 42-46.

  3. Опера «Борис Годунов»: скандальная постановка Грэма Вика// https://lady.mail.ru/article/468958-opera-boris-godunov-skandalnaja-postanovka-grjema-vika/

  4. «Отелло» открыл сезон в Ла Скала// http://www.operanews.ru/otello.html

  5. Крылова А.В. Музыка в культуре повседневности. Избранные статьи/ Ростов-на-Дону, 2011

  6. Фестиваль в Брегенце берет свое начало с 1946 // http://www.liveinternet.ru/users/2697749/post192849757/

7

Просмотров работы: 291