Как известно,шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»). Под «звездой» подразумевается успешная личность, обладающая характеристиками бренда. С ее помощью значительно проще и легче продать идею, улучшить рейтинги, заразить необходимой эмоцией массового зрителя. За звездой уже тянется шлейф легенд, мифов, устойчивых образов успеха и побед, доверия и внимания к ней публики, которые проецируются зрительской аудиторией на главных героев представляемого шоу. По этому люди и хотят приходить на разные шоу пробовать себя в разных образах.
Цель данной работы проанализировать Телевизионные вокальные шоу как феномен массовой культуры и представить возможности использования данного формата для продвижения академического искусства.
Массовая культура одна из важных составляющих современной культуры. В 21 веке ее роль продолжает возрастать в силу мощи разнообразных информационных каналов, особенно благодаря интернету. Суть всевозможных определений понятия «массовая культура сводится к тому, что это – работа с большими массами потребителей посредством современных коммуникативных технологий, предполагающая высокий профессионализм при коммерческой направленности продукта.
Сопоставляя разные формулировки масскультуры, выделим особо важные, с нашей точки зрения, аспекты, а именно то, что массовая культура приспособлена к вкусам широких масс людей, имеет коммерческую направленность, технически тиражируется и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий. Последние чрезвычайно разнообразны, в качестве примера отметим такие каналы массовой коммуникации как СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации. СМИ - это пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.[1]
Для раскрытия нашей темы важно, что в массовую культуру входит искусство в любых его формах и в том числе вокально-музыкальное искусство, о котором пойдет речь в данной работе. Интерес вокальному искусству в контексте массовой культуры обусловлен тем, что вокальные практики в XXI веке очень распространены и многообразны. Особенно большой популярностью пользуется эстрадный вокал. Однако находит своих поклонников и желающих проявить себя в практике и вокал джазовый, растет интерес в обществе и к классическому вокалу. Свидетельство тому - создание многообразных вокальных проектов. Таким образом, в контексте массовой культуры современности, вокальная музыка и творчество занимают особое место, чем объясняется то, что в данном исследовании мы сосредоточили внимание на этой сфере, популярность которой продолжает расти. Этот динамичный рост спроса на конкретный культурный продукт предопределяет и рост предложений, формированием которых озабочены продюсеры, концертные агентства, продюсерские центры и иные организации культуры.
Следует отметить, что не только такие популярные стили и направления, как эстрада и джаз, становятся предметом внимания продюсеров, осуществляющих продвижение этих проектов в массовую культуру, но и академический вокал попадает в сферу их интересов, постепенно претендуя на роль культурного тренда. В огромном многообразии активно работающих сегодня проектов, назовем такие, как Х-Фактор, Большая Опера, А-Фактор, Новая Звезда, Голос, представляющие массовому зрителю различные музыкальные стили: духовную и народную музыку, классическую европейскую и джаз, современную популярную музыку.
В связи с отмеченным ранее использованием массовой культурой современных информационных технологий, складываются и новые форматы представления публике музыкальной продукции вне зависимости от ее стилевого направления. Одним из таковых является телевизионное музыкальное шоу. Отметим популярность ТВ шоу, как направление вещания, в наибольшей мере определяющее лицо нашего ТВ сегодня. «Синтезируя в своей структуре различные жанры и методы воздействия на аудиторию, телевизионные шоу всех мастей стремятся к одной цели – вызвать у зрителей всплеск эмоций» [2,с.13.].
Обратимся вновь к словарным источникам, чтобы уточнить суть понятия: «Шоу - от лат. - зрелище, показ - одна из форм артизации, своеобразный спектакль, театрализованное зрелище, которое сопровождает мероприятия общественной или культурной жизни (политические собрания, художественные конкурсы, теле игры, вручение различных премий и др.) [2,с.13.].
Подробную характеристику телевизионного шоу содержит исследование . Анны Новиковой «Современные телевизионные зрелища». Следуя мысли автора, дадим характеристику этому явлению. Отметим, что важнейшим свойством шоу является момент театрализации действа, или, как было сказано в приведенном определении – его артизации. Последний термин представляется нам весьма уместным, поскольку под артизацией (от франц. Арт-искусство) понимается театрализация событий общественной, политической и культурной жизни, связанная именно с эстетикой массовой культуры. Обращаясь к словарю П. Пави, узнаем, что театрализировать событие или текст - значит интерпретировать его сценически с использованием сцены и актеров.
Выделим то, что представляется нам первостепенно важным и отстраивает шоу от традиционной формы спектакля:
для превращения мероприятия в шоу необходимо проводить его на сцене и разыгрывать действие с помощью актеров (сцена в данном контексте - понятие условное - это может быть и площадь, и территория средневекового замка, лужайка парка, небо и т.д.);
в отличие от спектакля, который издревле был элитарен, шоу ориентировано на человека-массу;
спектакль насыщен смыслами, шоу рассчитан на инстинкты;
у шоу есть общее с карнавалом, но карнавал шел изнутри эгалитарной культуры, а шоу конструируется извне;
шоу именуют «универсальной интерактивной моделью: основу шоу составляет интерактивная модель, построенная по правилам ассиметричной коммуникации или доминирования ведущего, заранее знающего результат коммуникации и ее жанр.[2; 3]
Не все шоу, в том числе музыкальные, идущие сегодня на российском телевидении оригинально авторские. Большинство из них предлагает телезрителю ряд форматов телепередач, тем или иным образом копирующих западные модели. Это такая эксплуатация уже разработанных и испытанных «жанров». В этом потоке постоянно появляющихся на экранах ТВ новых телешоу, викторин, игр, телемагазинов и прочего, есть, конечно, и авторские наработки отечественного производства, но в целом поток этот весьма однообразен, но при этом занимает ведущие позиции в рейтингах. Шоу - дитя американского эфирного пространства, уже стало почти родным и для наших телеканалов. Ну какой богатый рейтинговый канал сегодня обходится без производства собственных музыкальных шоу? Это объясняется очень просто – коммерческой составляющей такого рода проектов.
Лидером в массе музыкальных шоу-программ является «жанр» вокального шоу. Причина его высокой рейтинговости заложена в законах шоу-формата и в отечественной любви российского народа к пению и песне, которую можно рассматривать как архетипическое явление отечественной культуры. Этим определена множественность такого рода проектов, среди них: Большая опера , Голос, Новая звезда .
На сегодняшний день вокальные проекты являются наиболее популярными в силу возрастания популярности в этой области и их рейтинговости. Можно сказать, что сложился некий телевизионный стереотип такого рода шоу. Он включает следующий ряд обязательных компонентов. На первом место – требования к участникам, это – голос, певческие навыки, артистичность. На втором наличие ведущих, студийной публики, жюри, ТВ зрителя, интерактивно принимающего участие путем электронного голосования. На третьем – театрализация действа – наличие режиссуры, реквизита , костюмов.
Для вокальных шоу приемлем в большинстве случаев один формат, уточним смысл этого термина: «Формат - это набор постоянных признаков телевизионной передачи. Формат телепрограммы включает в себя четыре составляющих: время, участники, обстановка, форма» [3,с.13.]. Для того, чтоб глубже понять суть феномена вокальных ТВ шоу, обратимся к анализу нескольких проектов: Голос, Новая звезда и Большая опера.
Аналитическая таблица характеристик проектов.
Название проекта |
Цель |
Задачи |
Рейтинг |
Голос |
Поиск универсального солиста, способного петь в разных жанрах и на разных языках. |
Открыть больше талантов |
Высокий, в силу чего этот проект держится как пять лет |
Большая Опера |
открыть новые имена талантливых вокалистов и помочь им обрести популярность |
Открыть больше талантов |
Этот проект новый, но завоевал популярность у зрителей. |
Новая Звезда |
первое в истории музыкальное состязание, в котором принимают участие истинные таланты и самые сильные исполнители из 8 Федеральных округов Российской Федерации. |
Найти лучшего из лучших и стать настоящей звездой |
Этот проект существует 2 года, но тоже имеет огромную популярность . |
Подробная характеристика проекта выложена на сайтах: Большая опера «http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/60537», Новая звезда «http://tvzvezda.ru/newstar/», Голос «https://www.1tv.ru/shows/voice-5/pravila-shou»
Эти проекты абсолютно разные, у них разные цели и задачи, разные правила проведения отборочных туров и т.п. В Большую оперу приходят участники уже подготовленные вокально, они совершенствуют свои навыки, совершенствуют сценическое мастерство артиста. Проект «Голос» отличается от проекта «Большая Опера» структурой отборочных этапов, вокальными требованиями к исполнителям. В проекте «Голос» не важна выучка, здесь ищут людей, которые могут петь на разных языках, на кастинг нередко приходят люди, которые никогда профессионально не занимались пением, работали: официантом, полицейским и.т.д. Этот проект дает простым талантливым участникам шанс выйти на большую сцену. В «Большую Оперу», как уже было сказано, приходят солисты уже подготовленные, и в этом проекте они исполняют произведения мировой классики – арии, романсы, разделы вокальных циклов [4]. «Новая звезда» - иной проект по сравнению с проектами «Большая Опера» и «Голос», здесь принимают участие 8 Федеральных округов Российской Федерации, это конкурс, где каждый участник представляет свой округ. Это люди подготовленные, как и в проекте «Большая Опера».
Подчеркнем, что в контекст шоу программ попадает жанр оперы, то есть академическая музыка, казалось бы чуждая природе шоу. Однако следует отметить, что опера – (итал. opera “дело, труд, работа; опера”, из лат. opera “труд, изделие, произведение”) – жанр театральных представлений, в котором речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. То есть, это крупное музыкальное произведение, в котором объединены различные виды искусства, обладающее высокой степенью зрелищности. Именно синтетическая природа жанра позволила ему органично принять условия шоу-формата[5], который стал оболочкой, способствующей популяризации у массового зрителя искусства академического толка.
ЛИТЕРАТУРА
Крылова А.Звук в рекламе. – Ростов-на-Дону, 2002. – 70 с.
Новикова Анна Алексеевна. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. - СПб.: Алетейя, 2008 г.
Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru/ (дата обращения 23,12,2016 г.).
Крылова А.В. Советский камерно-вокальный цикл периода 70-х начала 80-х годов (к проблеме эволюции жанра) автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Литовская академия музыки и театра. Вильнюс, 1983.
Крылова А. В. Инновационные формы активизации массового потребления музыкального искусства академической традиции // Музыкальное искусство в современном социуме: сборник научных статей / ред.-сост. А.В. Крылова. – Ростов н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2014. – С. 82-93.
Крылова А.В. Музыка в культуре повседневности. Избранные статьи / Ростов-на-Дону, 2011.
6