Императорские театры находились в ведении министерства Двора и существовали за казенный счет. Непосредственное подчинение государству порождает необходимость сообразовываться с его интересами. Поскольку театр как государственно-значимое учреждение приобретает идеологический смысл, востребованными оказываются цензура и бюрократическая система управления. Последний директор Императорских театров Теляковский В. А. дает подробную информацию о составе дирекции Императорских театров: «…семь отдельных трупп с семью струнными и двумя духовыми оркестрами, два хора, два театральных училища с балетными отделениями и драматическими курсами, центральная музыкальная и драматическая библиотека, самостоятельная фотография, два медицинских пункта с двумя лазаретами в училищах, экипажное заведение, четыре электрических станции, редакция издания “Ежегодника”, наконец, разные мастерские: костюмерные, бутафорские, декорационные и другие. Немало было и зданий, принадлежавших дирекции. Кроме больших зданий шести театров, было еще четыре специально придворных театра...» [1]
Финансовое положение императорских театров было гарантировано в случае незапланированного роста текущих расходов (снижения доходов из-за плохой посещаемости, повышения цен на материалы и прочее), которые покрывались бюджетом министерства Двора. Прочное, по сравнению с антрепризами, финансовое основание давало императорским театрам целый ряд значительных преимуществ. Ведущим артистам и служащим устанавливались высокие оклады, несмотря на общую тенденцию умаления достоинства российских актеров. Другое преимущество императорских театров состояло в том, что они были обеспечены первоклассными театральными зданиями, необходимыми производственными помещениями. Техническая оснащенность театров и большинства мастерских была высокой. [2]
Была и обратная сторона такой формы организации: чиновники ведали и репертуарной частью, от них зависело принимать или нет к постановке пьесу или музыкальный спектакль. Это в определенной мере ограничивало свободу творчества. К концу XIX рамки монополии1 были все более стеснительными для развития русского театрального искусства, в силу чего, как отмечают исследователи, ощущался недостаток новых идей, которых ждала публика и которые не могли возникнуть в казенных театрах. Подтолкнула процесс преобразования театрального дела отмена крепостного права, открывшая дорогу к развитию капитализма. К концу 19 века в России наряду с императорскими (репертуарными) театрами стали распространяться частные (антрепризные).
Безусловно, огромную роль в развитии такого масштабного вида искусства как театральное зрелище сыграли Императорские театры, но некоторые финансовые и организационные проблемы подтолкнули руководство приблизить новое дело к частной антрепризе с ассигнацией определенной суммы денег (прежде всего на бесплатный показ спектаклей для двора с правом продажи билетов для публики) [3].
Антреприза - частное театральное предпринимательство - подразделялась на три типа: простая (хозяйская), антреприза представительства городской администрации и товарищество актеров, работающее на кооперативных «артельных» началах.
Традиционно предприниматель единолично выполнял административные и хозяйственные функции: набирал артистов, составлял репертуар, вел денежные операции. Поскольку антрепренер финансировал предприятие, при плохих сборах он рисковал собственными средствами. Поэтому организаторы таких мероприятий изыскивали любые средства для обеспечения стабильных сборов: пополняли репертуар пьесами преимущественно развлекательного характера, увеличивали количество новых постановок и бенефисных спектаклей. В результате театр утрачивал значительную долю социальной, эстетической, этической полезности, поскольку на первый план выдвигались лишь коммерческие цели.
Можно сказать, такая система была эксплуататорской: кроме того, что актеры имели напряженный трудовой график, они несли непомерные расходы при подготовке к спектаклю (например, полностью себя костюмировали). В таких условиях о высоком качестве постановок не могло быть и речи. Возникла необходимость нормировать рабочий процесс – урегулировать и документально зафиксировать отношения субъектов театрально-зрелищного предприятия. С 1870-х годов неоднократно предпринимались попытки установить положения, регулирующие трудовые отношения, но на начальных этапах они не всегда соблюдались. [4]
Кардинально меняется ситуация в период революций и начала советской власти. В ноябре 1917 декретом Совета Народных Комиссаров все российские театры были переданы в ведение отдела искусств Государственной комиссии по Просвещению. А в 1919 году был подписан декрет «Об объединении театрального дела» [5], провозгласивший национализацию театров. Начинается новый виток театральной политики, проходящей в духе социализма - театр признан делом государственным, профессиональные негосударственные театры запрещаются. В послевоенные годы стояла задача осуществления культурной революции, важной частью которой было приобщение широких народных масс к искусству, в то же время большинство государственных средств шло на восстановление хозяйства, в связи с этим необходима была государственная система по управлению театральной политикой. (Сх. 1)
Схема. 1. Система контроля над зрелищными мероприятиями
Театры находились в ведении Театрального отдела (ТЕО) Народного комиссариата просвещения, который включал в себя две структурные единицы - Главный политико-просветительный комитет и Управление государственными академическими театрами. Главполитпросвет2 разрабатывал методы идеологического руководства и прочие рычаги управления. Работа с потенциальным зрителем велась путем выпуска печатной агитационной продукции, а для зрелищных предприятий с 1925 года выпускались «Репертуарные бюллетени», в которых указывались тематические обзоры пьес и списки произведений, рекомендуемых для отдельных групп населения. Поскольку существовала установка, что руководство областью сценического искусства эффективно лишь в том случае, если управляющий орган совмещает в себе функции идеологические и организационные, в помощь Главпросвету образовалось Управление государственными академическими театрами, которое занималось теоретическим и программным руководством. Функция политического контроля репертуара зрелищных мероприятий переходит Главному комитету по контролю над репертуаром. Наркомат финансов оптимизирует расходы зрелищных мероприятий3.
В 1926/27 годах образуются государственные управленческие структуры местных органов власти (УЗП – Управления зрелищными мероприятиями), ориентированные не только идеологически, но и административно.
С началом политики НЭПа произошла децентрализация руководства сценическим искусством. Декретом Народного Комиссариата Просвещения РСФСР в сентябре 1921 г. государство сняло театры с дотации и перевело их на хозрасчет, то есть на получение средств за счет собственных приходных статей [7]. В связи с резким сокращением финансирования в сфере культуры, некоторые функции Главполитпросвета были упразднены. Ведомства, не имевшие возможности содержать разросшуюся сеть театров, передавали их различным предприятиям. Появились попытки возрождения предпринимательского начала – так как оставшиеся без централизованного управления театральные предприятия были поставлены в ситуацию самоокупаемости, что заставило их ориентироваться на платежеспособную часть зрителя - нэпмана со специфичными художественными вкусами. Однако власти нашли форму контроля за нанимателями предприятий. В форме договора частному лицу ставилось условие – репертуарный план с визой политпросвета об его утверждении. [8]
В период НЭПа в театральном деле существовало пять основных форм экономической организации художественных предприятий: государственные театры, имеющие государственную материальную поддержку (в основном – столичные); государственные театры, частично снятые с государственного обеспечения и ведущие свои дела на основе хозрасчета; театры, принадлежащие различным организациям и ими же финансируемые; кооперативные театры и театры частные (антрепризные) [7].
Этот период времени характеризуется попеременным переходом от государственного театра к антрепризе [9], и, наоборот, в зависимости от проводимой государством политики. Это еще раз подтверждает неразрывность системы «государство-театр», вне зависимости от политического режима и форм осуществления этой связи.
ЛИТЕРАТУРА
Теляковский В. А. Воспоминания / Предисл. Д. И. Золотницкого. Л.; М.: Искусство, 1965. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Telyakovsky/Vospom/#_Toc208773455. Дата обращения: 18.01.16.
Орлов Ю. М. Организационные структуры русских драматических театров; Ч. 1 [Текст] : учеб. пособие по курсу "История театр. дела в СССР" / Ю. М. Орлов. – М. : ГИТИС, 1979.
Мордисон Г.З. История театрального дела в России. Государственный театр ХVIII в. (1730-1783): лекция. – Ленинград: ЛГИТМИК, 1987.
Оленина А. К. «Регулирование трудовых отношений в русском частном театре (конец XIX – начало XX века)» // Экономика и организация театра: Сб. статей. Вып. 7. – Л.: Искусство, 1981. С. 163-175.
Декрет Совета Народных Комиссаров об объединении театрального дела от 26 августа 1919 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/o-massovyh-prazdnestvah/dekret-soveta-narodnyh-komissarov-ob-obedinenii-teatralnogo-dela. Дата обращения: 15.01.16.
Крылова А.В. Звук в рекламе. – Ростов-на-Дону, 2002. – 70 с.
Попова К. А. Театр провинции в период новой экономической политики (по материалам театров Южного Урала). // Вестник Челябинского государственного университета, 2005, №35. С. 96 – 107.
Додношанская А. И. В поисках методов руководства театральным делом в СССР (начало 20-х годов) // Экономика и организация театра: Сб. статей. Вып. 6. – Л.: Искусство, 1981. С. 116-130.
Крылова А. В. Музыка в культуре повседневности. Избранные статьи / Ростов-на-Дону, 2011.
1 С 20-х годов XIX века в столицах существовала монополия на организацию частных театров.
2 Актуализация репертуара в социальном плане, распространение льготных билетов для пролетарского зрителя, введение абонементной системы и т. д.
3 Льготы на коммунальные услуги, компенсация убытков от выдачи бесплатных билетов и т. д.
5