УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕАТРА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕАТРА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Соболев Д.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наиболее общем понимании термин «проект» трактуется в научной литературе как целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы1.Соответственно, проектирование — процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части. Проектирование изначально направленно на будущее состояние системы, стремясь создать основы для её стабильного существования, самоподдержания, устойчивости. Одновременно проект должен предусматривать способность системы к развитию.

Применительно к проектированию организаций социокультурной сферы этот процесс означает создание целого ряда моделей, в которых должны быть отражены:

- Организационная структура.

- Функциональные задачи всех элементов.

- Содержание и объём работы.

- Характер, направление и скорость протекания процессов.

- Система ограничений, в рамках которой организации предстоит начинать свою деятельность и затем существовать.

Таким образом, основная специфика проектирования театральной организации заключается в том, что в составе театра как системы присутствует большое количество разнородных внутренних подсистем с принципиально разными функциями. Деятельность театра предполагает многообразный, сложный и объёмный характер работы каждого структурного элемента. В связи с этим затруднена, а во многих случаях невозможна горизонтальная социальная мобильность в одной организации, переход человека из одного отдела в другой, так как каждый отдел является узко специализированным по характеру работы. Также практически невозможна и взаимозаменяемость сотрудников большинства отделов, как следствие — возникает необходимость дублирования функций за счёт доп. состава. Та же необходимость существует и в связи с характером деятельности. Сложность работы оперных вокалистов, зависимость от состояния здоровья и самочувствия, сложности исполнительства на оркестровых инструментах — создают необходимость работы дополнительного состава дублёров на всех главных ролях, а также привлечение дополнительного состава оркестра, который может меняться в зависимости от конкретного произведения.

При проектировании театра с точки зрения протекающих в нём процессов, следует отметить в качестве главной особенности параллельное сочетание большого числа различных процессов, каждый из которых имеет свои циклические закономерности. Так, в деятельности театра присутствует сезонный цикл спроса, а также репертуарный, гастрольный, финансовый, маркетинговый циклы и т. д. В качестве центральной проблемы при проектировании театральной организации следует отметить существенный круг ограничений, делающих её малорентабельной. Имеет место высокая фондоёмкость производимого арт-продукта (большой объём финансирования необходим на обеспечение здания, механизмов, декораций, костюмов, бутафории).

Переходя к особенностям проектирования театра регионального и муниципального значения, можно отметить следующее: в сфере театральных и театрально-развлекательных услуг наблюдается ограниченный и сезонный характер спроса. Если крупные столичные театры с прочным брендом государственного и мирового масштаба пользуются стабильным спросом, то региональные театры испытывают на себе нехватку слушательской и зрительской аудитории, в зависимости от сезона. Особенно это ощутимо в курортных городах, где существенная часть посетителей театров представлена гостями города.

Одновременно в региональной среде имеется возможность сочетать в одном здании деятельность драматического, музыкального, детского театров, концертной площадки, выставочного зала, музея и т. д., не противоречащая техническим характеристикам и бренду театра (в отличие от театров в столицах и региональных центрах, где обычно требуется специализация). Данная ситуация может существенно сэкономить средства за счёт использования всеми театральными труппами одного и того же здания. В итоге происходит позиционирование нескольких коллективов объединённых одним зданием. В региональной практике театр, как правило, занимает монополистическое положение на местном рынке, что происходит из-за отсутствия прямых конкурентов. Тем не менее, конкуренцию всё же составляют развлекательные организации, досуговые центры, кинотеатры. Ведение деятельности в региональных условиях — всегда возможность сформировать и поддерживать региональный бренд. Провинциальный театр имеет собственный колорит, непосредственно связан с творческой средой города, может нести на себе некий отпечаток регионального бренда как такового, стать «визитной карточкой» своего города.

Основываясь на данных особенностях, выстроим алгоритм процесса проектирования регионального театра:

1. Мониторинг сезонного спроса.

2. Обоснование культурной потребности города в наличии театра. Определение миссии, целей и задач театра.

3. Выявление имеющейся ресурсной базы (зданий в муниципальной/региональной собственности, возможностей финансирования).

4. Оценка рентабельности проекта за счёт внутреннего спроса, определение необходимой доли государственного финансирования.

5. Оценка творческого потенциала города (возможности собрать постоянно действующий музыкальный коллектив / пользоваться периодически услугами коллективов из других городов региона).

6. Оценка возможностей приглашения гастролирующих трупп.

7. Оценка потенциала будущего театра при его использовании в качестве концертного зала.

8. Формирование орг. структуры (с учётом нестабильности творческого коллектива и многопрофильности деятельности).

9. Распределение штатных единиц, составление регламента, устава, должностных инструкций.

Инновационный аспект деятельности театральной организации должен быть прописан уже на стадии проектирования. В противном случае инновационная деятельность в театральной организации будет носить неорганизованный, стихийный характер, а значит — не сможет осуществляться в полную силу и стать одним из важнейших конкурентных преимуществ театра. В связи с этим обозначим основные направления, по которым должно происходить проектирование инновационной деятельности:

- Инновационная деятельность должна быть оформлена на уровне проектируемой организационной структуры.

- В деятельности театра и его организационной структуре должен присутствовать менеджмент организационных процессов.

Инновационная деятельность должна вовлекать соответствующие единицы кадрового состава, включая предъявляемые к ним требования по специальному образованию, опыту, навыкам работы в инновационной сфере.

- Инновационная деятельность, сопутствующая выполнению основных функций сотрудников различных отделов театра, должна быть учтена при проведении функционального анализа работы (ФАР) с точки зрения её объёма, сложности, специфичности, уровня требований к профессиональным компетенциям.

- Проектирование театра должно учитывать объём инновационной деятельности, прогнозируемый –– исходя из особенностей региональной творческой и социальной среды [5], а также желательный –– исходя из потребностей реализации конкурентной стратегии на рынке зрелищных услуг.

- Расходы на инновационную деятельность должны учитываться при проектировании финансовой деятельности.

- Технические и организационные возможности инновационной деятельности должны оцениваться с позиций общего уровня развития технологий в регионе дислокации и деятельности театра.

Таким образом, инновационная составляющая деятельности регионального театра является его органичной частью, несмотря на всю традиционность театральной организации, что определено самим творческим характером деятельности театра. При этом успех осуществления инновационной деятельности в театре напрямую зависит от того, насколько качественно и последовательно все факторы инновационной деятельности будут обозначены уже на стадии проектирования театра, потому что, как и всякая деятельность в рамках организации, инновационный процесс должен иметь свои организационные формы, а также материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2008. Системная инженерия — Процессы жизненного цикла систем. — 2008.

  2. ISO/IEC/IEEE 24765:2010 Systems and software engineering — Vocabulary. — 2010.

  3. Крылова А.В. Звук в рекламе. – Ростов-на-Дону, 2002. – 70 с.

  4. Крылова А.В. Инновационные формы активизации массового потребления музыкального искусства академической традиции // Музыкальное искусство в современном социуме: сборник научных статей / ред.-сост. А.В. Крылова. – Ростов н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2014. – С. 82-93.

  5. Крылова А.В. Музыка в культуре повседневности. Избранные статьи / Ростов-на-Дону, 2011.

1См.: Проектирование. ISO 24765, 2010

5

Просмотров работы: 260