Многогранность искусства влечет за собой выполнение различных функций. Прежде всего, это познавательная функция, так как музыкально-театральная культура является ценным источником информации обо всех процессах жизнедеятельности человека, оно способно обогащать зрителя не только фактологически, но и эмоционально. Тесно связана с познавательной – воспитательная функция, оказывающая воздействие на нравственную составляющую, преследуя цель самосовершенствования личностных качеств.
Важно отметить, что неотъемлемой частью является и эстетическая функция, заставляющая человека не просто воспринимать художественное произведение, но и усваивать его, сквозь призму эталонов прекрасного. Искусство формирует в человеке способность давать оценку каждому отдельному предмету. Достоинством культурного человека является умение отличать возвышенное от суррогата.
Многие исследователи добавляют к данному ряду еще одну немаловажную функцию, как особо значимую – социальную сущность. Она проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя социальную реальность. Также необходимо подчеркнуть значимость компенсаторной функции, которая позволяет человеку восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» из повседневности, заставить пережить эмоции, несвойственные его обыденной жизни [1].
Искусство крайне широко и многогранно. Это одна из форм художественной деятельности человека, отражающая его духовные ценности, достояния культуры и народа. В общем смысле, это мастерство человека, результат которого доставляет эстетическое удовольствие. Как и культура, имеет свою горизонталь и вертикаль. В социуме, например, сосуществуют множество разных лакун, в их ряду – народные культуры, каждая из которых маркирует себя своими особыми формами мастерства, музыкального в том числе. Молодежная субкультура иллюстрирует многообразие культурной вертикали, поскольку включает также множество разных культурных сообществ, для которых знаком отличия становится ориентация на те или иные художественные эталоны, например, музыкальные стили. Таковы субкультуры хип-хопа, рок-культура и иные
Актуальной проблемой современной музыкальной жизни является процентное соотношение потребления академической и эстрадной музыки в кругу старшего поколения и в молодежной среде [2]. Академическая – серьезная и более сложная для восприятия музыка имеет гораздо меньшую аудиторию, чем эстрадно-развлекательная. Хотя и в академическом слое тоже есть своя популярная музыка, как например, «Полет Шмеля» - Римского-Корсакова, «К Элизе» - Бетховена, «Весна» - Вивальди, «Кармен-сюита» - Бизе и многие иные хорошо известные сочинения, так называемые «классические шлягеры». Но при этом можно указать на один фундаментальный критерий, разделяющий как элитарную классику (например, симфонии Г. Малера), так и популярную классическую с эстрадно-развлекательной музыкой. Этот критерий выведен В.Н. Холоповой в книге «Российская академическая музыка последней трети XX - начала XXI веков (жанры и стили)» и охарактеризован так: «Это – смысл и характер звука. В академическом слое он организован акустически чисто, благородно-красиво и несет в себе далекий прообраз «ангельского пения», некогда породившего саму звукоинтонацию академической музыкальной культуры. А звук всех эстрадно-развлекательных субкультур – негармоничный, невыстроенный, небрежный: с «недопетостью» до точной высоты, высотным «шатанием», говором, неестественным форсированием и хрипом голоса, жужжанием и лязгом гитар (в рок-музыке)» [3, с. 2015]. Tще один параметр отличия - это содержательное наполнение произведений. Эстрадное искусство – нацелено на радостно-оптимистическую волну, если возникает чувство грусти, то навеяно оно, как правило, воспоминаниями о прошлом, разлукой с любимым и т.п. Высокая скорбь и трагизм не свойственны этому пласту музыки. Не случайно основным форматом попсы становится синтетическое шоу - с движением, танцем, демонстрацией актерского мастерства, с колоссальной телесной энергетикой, эффектными нарядами, ярким освещением.
Подчеркнем, что если популярная музыкальная эстрада взяла себе на службу такое родовое свойство музыки как радостность и праздничность, то академическая, наряду с этим спектром эмоций обязательно имеет дело с чувствами скорби и трагизма, и в этом отношении она достигла своих вершин в ХХ веке.
Академическое искусство, выполняя свои многообразные функции, давно утвердило свою репутацию как элитарное, в то время как массовая культура, не требуя от потребителя мощных интеллектуальных усилий, акцентировано преимущественно на функции релаксационной и развлекательной.
Логично допустить, что именно академическое искусство способствуют формированию элиты в современном социуме, создает обособленные группы любителей академического искусства и, в целом, музыкально-театральной культуры.
Заядлые любители театра и профессионалы в сфере академической музыки сознательно ограничивают круг своих ценностей, признаваемых истинными и «высокими» объектами культурного наследия. Однако границы между академическим и неакадемическим искусством на самом деле не являются непреодолимыми, напротив, можно говорить о процессах их взаимодействия. Говоря об этом, В. Холопова пишет: «Произошло сильное размывание пределов жанра, опера оказалась приближенной и к вокальному циклу, и к концерту, и к драматическому театру. А главное – опера, которая наряду с симфонией всегда была оплотом академического, серьезного искусства, сомкнулась с эстрадой, роком, мюзиклом, с развлекательной культурой. И это – чрезвычайно важный культурный факт» [3, с. 112].
Этот процесс особенно ощутим в области театрального искусства. Предопределено это синтетической его природой и демократизмом театральных форм деятельности. Это связано с природой синтеза - литература, то есть слово с его вербальной конкретикой, визуальный ряд, дающий мощный поток дополнительных смыслов и раскрывающий суть текста в зримых образах, музыкальная часть, задействующая слух и усиливающая эмоциональную сторону восприятия, а также кинестетическая составляющая - это комплексы ощущений зрителя во время восприятия действий на сцене. В силу этого – в ряду музыкального искусства, особое место занимает музыкальный театр [1].
«Музыкальное искусство – это священнодействие, а не сиюминутное что-то, сочиненное на потребу дня», – говорит Александр Вустин [4, с. 149] Это объясняется симбиозом разных искусств, каждое из которых своим арсеналом средств воздействует на слушателя. Важно отметить, что даже композиторы оппробируют свои творческие идеи часто именно посредством театральных жанров, так как широкий слой слушателей сразу дает тестовый ответ на важность и значительность произведения автора в контексте музыкально-театрального жанра.
В условиях современного музыкального разнообразия и свободы выбора, люди продолжают покупать билеты в музыкальный театр, что отражает их стремление к познанию истинных культурных ценностей. Так, для примера, стоит проанализировать официальные статистические данные РФ. В приложении рассмотрим таблицу посещаемости зрителями театров в Ростовской области. Внимательно изучив график, можно проследить, что особо яркий всплеск потребности в музыкально-театральном продукте наблюдается начиная с 2009 года [5].
Приложение
Численность зрителей театров, в тысячах человек, значение показателя за год |
|||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
524,4 |
532,6 |
505,7 |
582,1 |
595,1 |
594,3 |
594,2 |
611,4 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
601,7 |
560,4 |
568,7 |
574,4 |
582,7 |
611,6 |
618 |
642,5 |
ЧИСЛЕННОСТЬ ЗРИТЕЛЕЙ ТЕАТРОВ ЮФО
на 1000 человек населения
Очевидно, что на сегодняшний день наблюдается тенденция возрастания потребности в театральных услугах, это свидетельство того, что музыкальный театр становится весьма востребованной зрителем областью. Театральные постановки, как правило, привлекают очень разнообразную публику, от состоявшихся личностей до бедных студентов. В театре нет типичной аудитории. Театр во время любого спектакля переполнен людьми самых разных возрастов, увлечений, стилей жизни и уровня финансового достатка.
Особая роль театральных видов искусства заключается в их специфике переносить человека в особое пространство, удаленное от бытовой плоскости жизни, в котором есть место чуду, превращениям, где возможны исполнения желаний и удивительные встречи.
В конгломерате музыкально-театрального продукта, которым, в силу популярности музыкального театра, наполнены современные сценические площадки, уровень качества которых колеблется от нуля до ста, возникает проблема привлечения внимания к академическим формам музыкально-театрального искусства [6], которые способны сформировать у массового потребителя, особенно у новых поколений зрителя высокие эстетические критерии, предпочтения к музыкальному искусству в целом. Отсюда – острота проблемы продвижения, но это предмет специального исследования.
ЛИТЕРАТУРА
Крылова А.В. Музыка в культуре повседневности. Избранные статьи / Ростов-на-Дону, 2011.
Крылова А.В., Смирнов В.Б. Человек в звуковом поле рекламы // Социология музыки. Новые стратегии в гуманитарных науках. – Сборник статей. Москва, 2011. – С. 325-331
Холопова В.Н. Российская академическая музыка последней трети ХХ – начала ХХI веков (жанры и стили). – М., 2015, 226 с.
Вустин А.К. Мир музыкален сам по себе // Амрахова А. Современная музыкальная культура М.: издательство Композитор. – 358 с.
http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=7000061
Крылова А. В. Инновационные формы активизации массового потребления музыкального искусства академической традиции // Музыкальное искусство в современном социуме: сборник научных статей /ред.-сост. А. В. Крылова. – Ростов н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2014. – С. 82-93.
6