ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Агзамова А.М. 1
1Башкирский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач [4, с.36].

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости).

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Главными проблемами финансовой политики России являются [5, с.166]:

  • несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

  • несовершенство налоговой системы;

  • низкие показатели инвестиционного финансирования;

  • отсутствие единства денежно-кредитной и финансовой политики;

  • нестабильность валютного курса рубля;

  • неэффективное использование государственной собственности.

Прогноз основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, использовавшийся при разработке финансового плана до 2023 г., основан на направлениях экономической политики, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (КДР.). КДР призвана обеспечить условия для инновационного развития на основе инвестиций в человеческий капитал, создания благоприятной деловой среды, повышения качества государственных институтов, при сохранении макроэкономической стабильности [2, c.42].

Развитие экономики в предстоящий период будет происходить на фоне неблагоприятных демографических тенденций. Несмотря на то, что, благодаря мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения и распространение здорового образа жизни, сокращение численности населения, согласно прогнозу Минэкономразвития России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения. В результате доля населения в трудоспособном возрасте снизится с 63% в 2010 году до 53% в 2023 году. Соответственно численность экономически активного населения сократится на 11% (в среднем на 0,8% в год).

Доходы бюджетной системы постепенно снижаются с 40,2%ВВП в 2010 году до 31,7% ВВП в 2023 году, федерального бюджета - с 23,6% ВВП в 2010 году до 12,9% ВВП в 2023 году.

Прогнозируемое до 2023 года сокращение доходов бюджетной системы по сравнению с фактическим исполнением в 2010 году включает в себя снижение, как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов.

Однако следует учесть, что в 2010 году в бюджетную систему поступили дополнительные разовые средства от погашения налоговой задолженности в размере 1,8% ВВП. Поэтому для сравнения лучше использовать доходы бюджетной системы за 2010 год, очищенные от этих дополнительных поступлений (Таблица 1). [1, с.155].

Таблица 1 Прогноз доходов бюджетов бюджетной системы (в % к ВВП)

 

2010

2011

2013

2018

2023

Доходы федерального бюджета

23,6

21,4

17,1

14,7

12,9

Доходы консолидированного бюджета

35,7

32,5

27,7

25,0

22,8

Доходы бюджетной системы

40,2

37,1

35,1

32,8

31,7

Нефтегазовые доходы

8,8

10,1

5,4

4,0

3,1

На основе данных таблицы можно построить уравнение регрессии на котором явно отражена краткосрочна перспектива финансовых процессов, а именно прогноз доходов бюджета РФ (рис. 1).

Рис. 1 Прогноз дохода Федерального бюджета Российской Федерации

до 2023 г.

Все вышеперечисленные факторы приведут к тому, что нефтегазовые доходы в процентах ВВП в 2023 году будут существенно ниже - на 5,7 п. п. - аналогичных показателей 2010 года. Предполагаемые изменения ЕСН будут способствовать существенному росту доходов внебюджетных фондов - по сравнению с 2010 годом они вырастут на 4,4 п. п. ВВП. Всего поступления от страховых взносов вырастут по сравнению с 2010 годом на 2,2 п. п. ВВП. Еще около 1 п. п. ВВП добавит в доходы внебюджетных фондов средства, полученные от инвестирования накопительной части пенсии.

Охарактеризуем современные проблемы финансовой политики России.

Низкий уровень сбора налогов - это не только сокрытие выручки налогоплательщиками, но и фактическое создание механизма ухода от уплаты налогов через недостатки, заложенные в правовых актах, а главное - постоянное сужение налогооблагаемой базы в результате сокращения реального ВВП. Пока главная производительная сила общества - экономически активный человек - не имеет возможности для своего нормального расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей, образуется "порочный круг": нет доходов, нет спроса на продукцию, нет развития производства, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, сокращается уровень жизни, увеличивается зависимость от иностранного капитала

Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.

Таким образом, для решения проблем финансовой политики необходимо:

обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы; [3, c.96].

сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Библиографический список

  1. Белостоцкий, А. А. Долгосрочное бюджетное планирование: приоритеты развития государственных финансов [Текст] / А. А. Белостоцкий // Экономические науки. Финансы, денежное обращение и кредит. – 2011. – №7. – С. 155.

  2. Грязнова А. Г. Финансы [Текст]: учебник для студ. вузов, обучающихся по спец. "Финансы и кредит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение" :рек. М-вом образования РФ / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина, М.Л. Седова и др.; под ред.: А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М. : Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2012. – 496 с.

  3. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросонова. – М.: ЮНИТИ, 2012. - 143 с.

  4. Марченко С.В., Дмитриева И.Е., Коломиец Л.Г., Голубина Ж.И. Актуальные проблемы финансов [Текст] учебное пособие для студентов вузов / под редакцией С.В. Марченко. Пятигорск, 2014. - 336 с.

  5. Родионова, В.М. Финансы [Текст] / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 305 с.

Просмотров работы: 915